УДК 346.91

МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО КОНФЛИКТА В ГРАЖДАНСКОМ И АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

№21,

Юридические науки

Хоменко Анастасия Игоревна


Ключевые слова: МЕДИАЦИЯ; МЕДИАТОР; ВНЕСУДЕБНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРА; ПРИНЦИП МЕДИАЦИИ; ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС; MEDIATION; MEDIATOR; EXTRAJUDICIAL DISPUTE RESOLUTION; MEDIATION PRINCIPLE; CIVIL PROCESS; ARBITRATION PROCESS.


Аннотация: В настоящей публикации автором исследована медиация как процедура внесудебного разрешения правовых конфликтов, возникающих в гражданском и арбитражном процессе. Также анализированы принципы процедуры медиации, которые определяют эффективность применения медиации в качестве самостоятельного способа урегулирования правовых конфликтов как основополагающих идей и начал осуществления примирительной процедуры в возникающих правовых спорах.

В настоящее время особое внимание уделяется механизмам саморегулирования, когда субъекты правоотношений обладают правомочием самостоятельно устанавливать правила поведения и следить за их соблюдением. У государства появляется возможность делегировать некоторые свои полномочия в отдельных сферах институтам гражданского общества благодаря высокой активности и ответственности участников гражданского оборота.

На данный момент в Российской Федерации основными способами защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан являются процедуры рассмотрения и разрешения дел судебными либо иными юрисдикционными органами. Но не стоит отрицать тот факт, что в условиях современности они очень часто становятся слабо эффективными. Субъекты конфликта зачастую становятся более заинтересованными в самостоятельном урегулировании возникшего спора.

В условиях сегодняшней реальности проблемам примирительных процедур уделяется много внимания. Важное значение процедур внесудебного разрешения правовых конфликтов на протяжении последних лет отмечается в выступлениях руководителей высших органов государственной власти нашей страны.

В основе медиации как правового института находятся базовые принципы, в которых закреплены общественные взгляды, связанные с организацией и порядком урегулирования споров при помощи данного механизма. Отображение некоторых принципов в Федеральном Законе № 193-ФЗ от 27.07.2010 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (медиации)» [4] сыграло важную роль для медиации в нашем государстве, так как появилась возможность рассматривать их как исходные нормативно-руководящие начала правового регулирования института медиации. Принципы медиации влияют на дальнейшее развитие медиации, и сами по себе являются ориентирами для законодателя, который будет совершенствовать этот новый для российского права институт.

В отдельных государствах Евразии и других странах мира в начале нового века широкое распространение получили внесудебные способы разрешения конфликтов, отличающиеся от правосудия, осуществляемого судебными органами. Начало процесса интеграции медиации в российское правовое поле связано с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». В указанном законе закреплена модель медиации, которая по своей природе является добровольной и реализуется на основании взаимного согласия сторон спора, в связи с чем ее характеризуют как частную. В отмеченном значении медиация представляется как альтернативная процедура, которая, обладая некоторыми преимуществами, позволяет отличать ее от производства в третейских судах и иных примирительных процедур, в том числе примирение сторон органами судебной системы.

В развернутом виде определение процедуры медиации звучит следующим образом: медиация – это процесс переговоров, в котором посредник – медиатор – является организатором и управляющим переговорами, результатом которых будет наиболее выгодное и удовлетворяющее интересы всех сторон соглашение, по итогам выполнения которого спор будет исчерпан [6, с. 32].

Принципы медиативной деятельности, выражающие общественные взгляды и представления об организации и порядке разрешения споров при участии медиатора, являются важным условием успешного осуществления процедуры медиации. Указанные обстоятельства с учетом перспектив развития института медиации в нашем государстве в условиях широкой интеграции между странами в сфере гражданского судопроизводства, порождают необходимость определения, систематизации и исследования принципов медиации.

Принципы медиационной деятельности – это совокупность основополагающих правил, которые регулируют взаимодействие медиатора и его клиента, а также их взаимодействие с третьими лицами [5, с. 7].

Особенность принципов медиации заключается в трудности их формального закрепления. Статья 3 Закона о медиации в качестве принципов данной процедуры называет равноправие, добровольность, конфиденциальность, беспристрастность и независимость медиатора, а также активное сотрудничество сторон.

Принципы правовых институтов обладают свойством формирования непосредственного самого института медиационной деятельности. Указанное обстоятельство осуществляется таким способом: в процессе появления правовой нормы обязательным является ее включение как в общую систему права, так и в систему отдельно взятого правового института.

Начало социальной интеграции какой-либо деятельности связано с формированием непосредственно ее принципов. Так, в Законе о медиации и первых этических кодексах медиаторов исследуемые принципы были сразу же отображены. Точнее, не сами принципы, а представление авторов документов об этих принципах. О прохождении процесса разработки принципов медиации свидетельствует также тот факт, что перечень принципов в различных нормативно-правовых актах не тождественен.

По мнению законодателя медиация относится к правовым институтам гражданского права, следовательно, статьи 1, 9, 10 и другие Гражданского кодекса Российской Федерации [1] уже устанавливают принципы частно-правового регулирования общественных отношений, в частности принципы: свободы договора, беспрепятственного осуществления гражданских прав и обязанностей, невмешательства кого-либо в частные дела, добросовестности, разумности, справедливости и другие принципы, которыми стороны могут руководствоваться при заключении какого-либо вида договора, как предусмотренного ГК РФ, так и не отмеченного в нем, но не противоречащего отмеченным принципам.

Однако стоит отметить несовпадение перечисленных принципов с указанными принципами проведения процедуры медиации.

Также принципы проведения процедуры медиации не стоит соотносить с функциональными принципами гражданского и арбитражного процессуального права, предусмотренными Гражданском процессуальном кодексе РФ [3] и Арбитражно-процессуальном кодексе РФ [2]. Однако использование дефиниции «процедура» предполагает применение процессуальных норм. Например, в Гражданском процессуальном кодексе РФ отмечены такие функциональные принципы гражданского процесса, как законность, гласность, состязательность, равноправие сторон, устность, равенство всех перед законом и судом, непрерывность, непосредственность и другие. Так, принцип медиации конфиденциальность противоречит принципу гласности в гражданском процессе, открытости процесса для других субъектов. Также гражданско-процессуальный принцип состязательности не соответствует такому принципу медиации, как сотрудничество сторон и медиатора.

Из приведенного выше анализа процессуального законодательства следует, что процедура медиации не является единым, подчиняющимся принципам какой-либо отрасли права институтом, а рассматривается как система различных видов медиации: административной, коммерческой, трудовой, семейной медиации, для каждого из которых существуют и разрабатываются собственные принципы регулирования.

Анализируя процедуру медиации в специальной литературе, можно выделить и такие ее принципы, как доверительность, дозволительная направленность регулирования отношений, свобода выбора и заключения соглашения, взаимное волеизъявление сторон, конфиденциальность, диспозитивность, процессуальное равенство сторон и их активное содействие разрешению спора, процедурная гибкость, неформальность, непосредственное участие сторон, направленность на личность, креативность, центральная роль посредника [7, с. 78].

Закрепленные законодательно принципы медиации классифицируют по их функциональному назначению. В зависимости от указанного фактора выделяют две группы принципов медиации:
1. Организационные принципы – это такие принципы, которые характеризуют особенности организации процедуры медиации и правовой статус ее участников. К ним относятся такие принципы, как добровольность и нейтральность медиатора.
2. Процедурные принципы – это принципы, которые закрепляют порядок проведения медиации. Это такие принципы, как конфиденциальность, самостоятельность, сотрудничество и равноправие сторон.

Некоторые принципы медиации затрагивают как организацию, так и сам порядок проведения этой процедуры, то есть являются смежными, и их можно отнести одновременно к двум указанным группам.

Принципы медиации имеют важное значение не только в теоретическом, но и в практическом плане. Так, предусмотренные законодательством принципы медиации предопределяют ее дальнейшее развитие, составляя основу саморегулирования медиационной деятельности, а также служат ориентиром для законодательных органов в совершенствовании данного правового института урегулирования конфликтов между сторонами при участии медиатора.

Выделение принципов медиации как отдельной правовой категории способствует определению медиации как отдельного вида внеюрисдикционной деятельности, выделению качественного своеобразия правил ее проведения, организации и отличительных особенностей законодательной регламентации по сравнению с юрисдикционными способами разрешения правовых конфликтов. Также принципы медиационной деятельности служат основой практического урегулирования медиатором разногласий между сторонами конфликта.

Совершенствование правовой медиативной базы и, как результат, широкое применение процедуры медиации возможно только при условии учета менталитета российских граждан, уровня правовой культуры и правосознания конфликтующих сторон, которое так или иначе должно быть ориентировано на реализацию основополагающих начал (принципов) института гражданского процессуального законодательства медиацию. Именно принципы примирительной процедуры с участием посредника (медиации) лежат в основе предписаний, моделирующих взаимоотношения между субъектами примирительной процедуры. Только при четком следовании руководящим началам (принципам) медиации может быть обеспечена последовательность и стабильность развития института медиации, а главное подлинно правовой характер ее нормативного регулирования.


Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. — № 32. – Ст. 3301.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. – 2002. – 27 июля.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. — № 46. – Ст. 4532.
  4. Федеральный Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (медиации)» № 193-ФЗ от 27.07.2010 // Российская газета. — № 168. – 30.07.2010.
  5. Гусев В. Е. О правовых принципах и принципах медиации // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 6-12.
  6. Медиация [Электронный ресурс]: учебник / О.В. Аллахвердова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Статут, 2016. — 480 с.
  7. Трофимов Я. В. Современное развитие медиации в Российской Федерации: правовые или неправовые принципы составляют ее основу? // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2013. — № 1 (18). – С. 76-80.