УДК 342

ВОЗМОЖНА ЛИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РАЗРЕШЕНИЯ

№21,

Юридические науки

Игумнова Елизавета Владимировна


Научный руководитель: Ефремова Н.М.


Ключевые слова: ОФИЦИАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ; ПРАВОСЛАВИЕ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КОНФЕССИЯХ; ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ; ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ; OFFICIAL RELIGION; ORTHODOXY; LEGISLATION ON FAITHS; FOREIGN ANALOGUES; SPIRITUALITY AND MORALITY.


Аннотация: В статье анализируются проблемные моменты возможности установления конституционным путём официальной религии в РФ и правовые пути их разрешения, проводится компаративный анализ конституционного материала государств, установивших православие в статусе государственных религий, вносятся предложения о совершенствовании законодательства по данному вопросу.

Русская Православная церковь – не просто религиозный институт, это часть Российского государства на протяжении всей истории нашей страны. Еще до создания государства Россия связала свою жизнь с христианской верой через величайшее государство того времени – Византию. Герб России – Двуглавый орел – был принят Россией через Софью Палеолог, жену Ивана Великого. Две головы обозначают духовную и светскую власть, а единое тело – единый народ одного государства, то есть получается симфония духовной и светской власти, управляющих в одном государстве. На протяжении всего времени церковь до 1917 года была неотделима от государства. Все правотворчество строилось на двух основных столпах: обычаи и христианской традиции. Так, например, несмотря на обычай, в Русской Правде – первом письменном законодательном акте – отменяется кровная месть, так как она противоречит христианским ценностям[1]. Так и при создании Соборного уложения в 1649 году, Земский собор действовал в рамках христианского общества[2]. И вообще русский человек до XIX века не представлял себя без церкви и вне церкви. Человек и православие – это одно целое, и без веры Человек переставал таким быть.

Но, начиная с XIX века, (даже раньше, просто в XIX века стало уже явно) в мире появляются сначала отдельные личности, потом группы, а затем и массы неверующих, разочаровавшихся в церкви, видевших ее пороки. И случилось так, что к началу XX века его современники стали признавать, что церковь им не нужна. Так, в 1917 году, после прихода к власти большевиков, был издан Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»[3]. Этот декрет предопределил судьбу РПЦ на многие годы вперёд. Но, несмотря на то, что в государстве воцарилась идеология атеизма, православие сохранилось в сознании и традициях русского народа.

С 1991 года, после падения СССР, пала и идеология атеизма, стала возрождаться Русская Православная церковь. Постепенно государство и церковь начинают взаимодействовать, реализовывать общие проекты, сотрудничать в различных сферах общества. Как справедливо отмечает С.Б. Филатов, «церковь допустили в школу и вузы в виде православных гимназий, факультативов и в других формах. Были заключены договоры о сотрудничестве с силовыми ведомствами и некоторыми другими министерствами, которые предоставили РПЦ широкое присутствие в армии, милиции и некоторых госучреждениях»[4].

Необходимо отметить, что в условиях современности РПЦ активно участвует и в международной деятельности по направлениям сохранения единства церкви и обеспечения, развития братских отношений со всеми поместными православными церквами и другими конфессиями осуждения международного терроризма и экстремизма ради сохранения мира и ценностного основания общественной жизни.

Принимаемые меры соответствуют выработанным Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви». В этом же важном документе РПЦ сформулировала и предложила свою новую концепцию церковно-государственных отношений с властью -«соработничества государства и церкви». Т.е. где церковь заявила о себе как равноправном партнере их политических отношений, отметив, что она «не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение». В то же время она «может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право авторитетного решения этого вопроса остается за государством». Ориентируясь на дальнейшее развитие самостоятельности от давления власти, РПЦ определяет, что государство также «не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, в вероучение, в литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений. Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям» [5].

Президент РФ В.В. Путин в выступлении на Архиерейском Соборе 2017 года отметил, что «Государство рассчитывает на продолжение сотрудничества с РПЦ в сферах образования, здравоохранения, поддержки семьи в воспитании молодежи.[6]. В то же время члены Собора отметили результативность совместной деятельности государства и традиционных религий России в направлениях решения вопросов о включении религиозных образовательных учреждений в систему образования в статусе высших учебных заведений, осуществление реставрации памятников истории и архитектуры, находящихся в собственности религиозных общин, защиты прав, чувств и интересов верующих от любых посягательств, а также работу по организации в Российской Федерации штатного служения духовенства в воинских подразделениях, а также в системе исполнения наказаний[7].

В последние годы мы часто видим нашего президента на пасхальной службе, поздравляющего всех с «этим светлым праздником». Не менее реже встречаем премьер-министра со своей супругой на праздничной литургии в храме Христа Спасителя в Москве. Министр обороны РФ, принимая парад победы, въезжает в Спасские ворота Кремля только перекрестившись. И вообще, если посмотреть внимательно, православие потихоньку проникает в повседневную жизнь обычных людей, жителей нашей страны. За 70 лет атеизма мы с уверенностью можем сказать, что православие не потеряло своих корней, скорей наоборот, оно — то как раз и сохранились в людях, которые, несмотря на давление антирелигиозной идеологии, продолжали верить и хранить в себе православные ценности и основы. И сейчас в обществе одним из наиболее актуальных вопросов является рассмотрение проблемы возможного воссоединения государства и церкви. Может ли это стать реальностью? Аргументы и противников, и сторонников такого воссоединения достаточно обоснованы.

В правовом аспекте, согласно ст. 14 Конституции Российской Федерации, она является светским государством, в котором «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»[8]. То – есть, Конституция РФ строго запрещает устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной. Следовательно, воссоединение государства и церкви невозможно без изменения конституционного строя, что очень чревато последствиями. Далее, также справедливым является утверждение экспертов Фонда Общественного мнения о том, что православная церковь России за много веков своего сосуществования с государством приобрела большой опыт сотрудничества с ним, но, практически, но только с государством одного определённого типа – монархией, и ещё не имеет достаточного опыта сотрудничества с её современной государственной формацией[9].

Полагаем, что проявленное и государством, и РПЦ успешное сотрудничество в различных сферах жизни общества свидетельствуют об успешности их взаимодействия в рамках существующего конституционного строя РФ и для этого не требуется его изменения.

Другим существенным возражением против воссоединения в РФ государства и православия является возможность ущемления религиозных прав верующих иных конфессий. Основными религиями, представленными в России, являются: христианство (главным образом, православие), но есть также католики и протестанты), а также ислам, иудаизм и буддизм.

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, 75 % россиян причисляют себя к православным христианам[10]. Около 73 % православных респондентов соблюдают религиозные обычаи и праздники[11]. По данным проекта «Атлас религий и национальностей» исследовательской службы «Среда», 41 % россиян заявили, что исповедуют православие и принадлежат к Русской православной церкви[12].

Приоритетность православия для населения РФ не означает неравенство остальных конфессий. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» во исполнение положений Конституции РФ подтверждает равенство всех граждан РФ перед законом, независимо от отношения к религии и убеждений и гарантирует законность правоотношений в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений[13].

Но в то же время необходимо обратиться и к положительному зарубежному опыту воссоединения государства с религией православия. В мире есть как минимум 3 республиканских государства, где в качестве официальной государственной религии является православие. Это Республика Армения, которая стала первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии. По официальным данным, сегодня около 93% населения Армении считают себя приверженцами Апостольской церкви. Согласно Конституции Республики Армении, Отношения Республики Армения и Армянской Апостольской Святой Церкви могут регулироваться законом[14]. Второе государство – Республика Грузия, где 88% христиан, из них 83% принадлежат к Грузинской Православной церкви. Ст. 9 Конституции Республики Грузия гласит: «Отношения Грузинского государства и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной церкви определяются конституционным соглашением. Конституционное соглашение должно полностью соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права». Это государство признает исключительную роль Грузинской Православной церкви, но вместе с тем провозглашает и полную свободу вероисповедания[15]. Третье государство с официальной православной религией – Республика Греция. В Греции 95% населения принадлежат к Элладской Православной Церкви, которая имеет статус государственной. Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Но Конституцией Республики Греции разрешается существующий в определенных районах государства иной церковный режим[16]. Стоит отметить, что по сегодняшний день религия в Греции указывается в паспорте граждан. Полагаем, что данный законодательный вариант возможного воссоединения церкви и государства будет наиболее приемлемым для многонационального состава РФ.

В чем будут плюсы, если в нашем государстве установят официальную религию? Тут скорее не для государства, как института будет «выгода», а для народа, который представляет собой верующих (таким образом можно сказать, что будет исполняться социальная функция государства) и для церкви. На восстановление храмов будет больше средств выделяться не только как для культурного наследия, но и как на места проведения ритуалов официальной религии. В государственных учреждениях официально будет введено изучение основ православия и христианского вероучения. Будут выделятся деньги служителям РПЦ, сановникам, работающим в церковной сфере. И это далеко не все положительные стороны.

Но не меньше и минусов в данной проблеме. С принятием православия (как раньше) на государственные должности будут допускаться люди преимущественно православного вероисповедания, причем, если они таковыми не являются, то они обязаны будут принять крещение. Таким образом будет нарушаться статья 13 Конституции Российской Федерации об идеологическом плюрализме. К тому же, несмотря на то, что Россия исторически православное государство, во многих регионах нашей страны традиционно исповедуются и другие религии. Например, в Чечне, Татарстане, Башкортостане, Дагестане и других регионах в большинстве люди исповедуют ислам.

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что на данном этапе развития нашего государства, принятие официальной религии в лице православия невозможно. Во-первых, для этого надо будет изменять конституцию Российской Федерации, во-вторых, несмотря на многолетнюю православную традицию, семьдесят лет атеизма не прошли мимо и оставили свой негативный след в русском обществе и русской душе. Но, полагаем, что в процессе дальнейшего развития процесса демократизации не исключено положительное разрешение данного вопроса. Для развития духовных основ населения и его нравственных качеств необходимо в области развития дальнейшего сотрудничества государства и церкви в важнейшей сфере их деятельности — сфере образования введение религиозного курса об основах православного вероучения в школьную систему образования как на федеральном, так и на региональном уровне. Как справедливо отмечает И.В. Королькова, традиционные религиозные организации накопили громадный опыт духовно-нравственного воспитания детей, и современная российская школа может и должна использовать этот опыт в своей воспитательной работе[17].


Список литературы

  1. Русская Правда / URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4947
  2. Соборное уложение 1649 года/ URL: http://doc.histrf.ru/17/henie1649-goda/
  3. Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» URL: http://projects.rusarchives.ru/statehood/08-33-dekret-svoboda-sovesti-1918.shtml
  4. Филатов С. Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ URL: http://www. politstudies.ru/N2004fulltext/1999/3/14.htm.
  5. «Об основах социальной концепции Русской Православной Церкви». URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/422562.html
  6. Президент России В.В. Путин выступил на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Портал официального сайта Московского патриархата URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5075332.html
  7. Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года) URL:https://ria.ru/20171201/1510030144.html
  8. Конституция РФ. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008№N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
  9. Отношение к РПЦ и её участию в в разных сферах жизни жизни страны Портал Фонда общественного мнения: https://fom.ru/TSennosti/13846
  10. Данные опросов ВЦИОМ // Портал ВЦИОМ: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9841)
  11. Данные опросов ВЦИОМ // Портал ВЦИОМ, итоги всероссийского опроса:http://archive.is/Xu6Zd)
  12. Атлас религий и национальностей: всероссийский репрезентативный опрос 56 900 респондентов в 2012 году URL:http://sreda.org/arena)
  13. Федеральный закон от 26/ 09. 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/9e5e4cbd6834e
  14. Конституция республики Армения. URL: https://www.gov.am/u_files/file/Constitution/Constitution-nor.pdf
  15. Конституция Республики Грузии/ URL: https://worldconstitutions.ru/?p=130
  16. Конституция Республики Греции. URL: https://rua.gr/law/others/3176-konstitucziya-greczii.html
  17. Королькова И.В. Взаимодействие православной церкви и государственной системы образования в России: история и современность. // Образование и наука. 2010. № 8. С. 113- 117.