УДК 33

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ

№21,

Экономические науки

Ярушина Светлана Алексеевна


Ключевые слова: АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК; ПРОДУКЦИЯ; ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ; AGRI-FOOD MARKET; PRODUCTS; COMMODITY-MONEY RELATIONS.


Аннотация: В статье рассмотрена социально-экономическая сущность и принципы развития агропродовольственных рынков. Указано основное положение в структуре аграрного рынка, которое занимает агропродовольственный рынок.

В современной экономике существует множество подходов к определению агропродовольственного рынка, рассмотрим некоторые из них. При этом каждое определение характеризует специфические черты данного рынка.

Агропродовольственный рынок:
– рынок сельскохозяйственной продукции, произведенной из сельскохозяйственного сырья, на котором объектом является товар, произведенный непосредственно в сельском хозяйстве и проходящий через все стадии до населения [1];
– сектор товарного рынка, структура которого представлена производителями продукции, финансовыми посредниками и конечными потребителям;
– сложная многофункциональная система товарно-денежных отношений между производителями и потребителями сельскохозяйственной продукции, ее перемещения, переработки, хранения и продажи;
– посредник между сельским хозяйством и перерабатывающими отраслями, а также между потребителями продовольствия.

Агропродовольственный рынок – это сложно система, особенности которой заключаются в характере предлагаемого товара, его принадлежности к системе жизнеобеспечения и социальной направленности [2].

Социально-экономическую сущность отражает именно последнее определение агропродовольственного рынка, на его основе и рассмотрим место агропродовольственного рынка в системе аграрного рынка.


Рисунок 1 – Основное положение в структуре аграрного рынка занимает агропродовольственный рынок

В структуре агропродовольственного рынка выделяют три сопряженных сферы:
— рынок сельскохозяйственного сырья, которое предназначено для дальнейшей переработки;
— рынок сельскохозяйственной продукции, в котором происходит реализация продукции, потребляемой в свежем виде;
— рынок продовольственных товаров, на котором реализуется пищевая продукция, полученная из сырья и полностью готовая к конечному потреблению.

Каждый из рынков имеет специфику, определенный состав контрагентов и структуру.

Сегодня можно отметить, что сельскохозяйственные товаропроизводители выстраивают свои отношения в условиях свободного рынка. Это накладывает большую экономическую ответственность производителей за результаты своей хозяйственной деятельности, которая стимулирует рыночную ориентацию производства и поиск наиболее выгодных форм распределения произведенной продукции.

Функционирование агропродовольственного рынка того или иного региона происходит в соответствии с общими законами и принципами рыночного хозяйства. Но имеются и особенности, связанные, прежде всего, со структурой рынка, его емкостью, уровнем развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, рыночной инфраструктуры и сложившимся в регионе механизме государственного регулирования АПК и рынка. Причина необходимости активного вмешательства государства в данную сферу экономики обусловлена следующими чертами агропродовольственного рынка:
— сельхоз-товаропроизводители в силу специфики сельскохозяйственного производства, не могут оперативно наращивать или сокращать производство продукции в связи с колебаниями спроса;
— потребители сравнительно равномерно потребляют продовольствие и не могут отложить его потребление на длительный срок;
— сельское хозяйство подвержено влиянию погодных условий, предложение продукции колеблется по годам;
— производимая сельскохозяйственная продукция является в основном скоропортящейся;
— имеет место слабая эластичность спроса и предложения по сравнению с ценами на продовольственные товары.

Государственное регулирование агропродовольственного рынка осуществляется посредством комплекса механизмов, прямо или косвенно воздействующих на субъект хозяйствования с целью сохранения устойчивости рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике с учетом преобладания косвенных (экономических) методов государственного регулирования выделяют следующие виды механизмов государственного воздействия на экономику:
— бюджетно-налоговый — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения;
— денежно-кредитный контроль над денежной массой в экономике.

Сегодня степень участия государства в регулировании агропродовольственного рынка некоторым образом гарантирует стабильность цен и устойчивость рыночной конъюнктуры.

Агропродовольственный рынок является подсистемой социально-экономической системы страны с ее важнейшей компонентой – населением, характеристики которого оказывают непосредственное влияние на спрос и предложение.

Под социальной составляющей как фактора развития агропродовольственного рынка мы понимаем:
— количественную характеристику;
— качественную характеристику (половозрастная структура);
— региональное присутствие населения;
— продолжительность жизни.

Также важно отметить, что социально-экономическая составляющая в функционировании агропродовольственного рынка, обусловлена предельным объемом потребления продуктов питания населением для удовлетворения потребностей.

Через агропродовольственный рынок осуществляется продовольственное обеспечение населения необходимыми ресурсами, а также реализуется социально- экономическая политика, посредством которой можно определить значимость, место и приоритетные направления деятельности государственных институтов по поддержке того или иного региона и страны.

Потребительская характеристика общества включает в себя доходы населения, структуру питания и ее соответствие медицинским нормативами потребления.

На параметры спроса и предложения непосредственное влияние оказывают национальные, религиозные и культурные особенности народов, проживающих на той или иной территории.

Агропродовольственное обеспечение населения страны представляет собой важную цель – это обеспечение минимального уровня потребления продукции сельскохозяйственного происхождения, а также стремление к росту уровня потребления развитых стран [3].


Список литературы

  1. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2017 г. N 1720 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России» (с изм. и доп. от 03.09.2019 № 1399).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
  3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru (дата обращения: 25.09 2019г.).