УДК 33

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

№21,

Экономические науки

Кошелев Антон Викторович


Научный руководитель: Макрусев В.В., доктор физико-математических наук, профессор.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ; РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ; ПРОЦЕСС ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ; СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА; ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; STATE CUSTOMS SERVICES; DEVELOPMENT OF THE CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIA; THE PROCESS OF PROVIDING STATE CUSTOMS SERVICES; MARKETING STRATEGY; CUSTOMS LEGISLATION.


Аннотация: Представлены условия развития таможенных институтов и маркетинговые инструменты, применяемые с целью непрерывного совершенствования таможенных услуг в условиях рыночной экономики. Рассмотрена возможность создания наблюдательного совета для осуществления прозрачности отношений между таможенными органами и участниками ВЭД.

Вектор развития Российской Федерации в последнее время направлен на повышение эффективности деятельности различных государственных сфер путем их реформирования. Таможенные органы не стали исключением. Подтверждение данного факта можно найти в появление такого документа, как Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года, который корректирует основной документ Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Необходимость создания дополнительного документа к стратегии развития таможенных органов Российской Федерации до 2020 появилась в связи с изменением внешнеполитических и экономических условий.

Изменение условий внешней среды повлекло за собой снижение перечислений таможенных и иных платежей в бюджет Российской Федерации. Основополагающей причиной данного сокращения явилось значительное снижение цен на нефть и прочие сырьевые товары, а также на металлы, которые являются основными статьями экспорта Российской Федерации. При этом существенным фактором является не глубина падения цен, что периодически случалось на протяжении последних десятилетий, а прежде всего скорость падения.

Данный факт вызвал необходимость качественных изменений в Федеральной таможенной службе. Стратегия развития таможенных органов Российской Федерации нацелена на увеличение эффективности деятельности за счет модернизации процесса взаимодействия участников ВЭД и Федеральной таможенной службы. Теперь ключевым направлением для таможенных органов Российской Федерации является упрощение процесса таможенного оформления, но с соблюдением таможенного законодательства. Упрощение пакета документов при таможенном оформлении будет достигаться за счет создания электронно-информационной системы, с помощью которой Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба будут взаимодействовать. Сейчас есть возможность подавать документы при регистрации таможенной декларации в таможенном органе путем прикрепления в опись таможенной декларации документа в формализованном виде, а также в виде скан-копии документа. Данная возможность позволяет таможенному инспектору быстрее проверить таможенную декларацию и вынести решение по ней.

Таможенное законодательство постоянно совершенствуется, с выходом Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», произошло не мало новшеств для участников ВЭД. В новом законе сокращены сроки выдачи предварительных решений о классификации товара. Такие решения таможенные органы будут принимать в течение 60 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения о классификации товара. Раньше этот срок составлял 90 дней. При этом предварительное решение о классификации товара будет действовать в течение пяти лет со дня его принятия (вместо трех лет).

Так же появилась возможность получить отсрочку таможенных платежей на один месяц. Изменения претерпели и положения, касающиеся проведения таможенного контроля. Так, в Законе № 289-ФЗ предусмотрена автоматическая регистрация и выпуск таможенных деклараций. Срок проведения таможенной экспертизы составит 20 календарных дней. При этом его могут продлить еще на 20 дней. Для камеральной проверки предусмотрено 90 календарных дней, но этот срок может быть продлен на 120 календарных дней. Раньше эти сроки не были определены.

Примечательным является тот факт, что таможенные органы не стали ждать увеличение стоимостных показателей некоторых товаров, а повысили эффективность деятельности за счет улучшения качества и процесса предоставления таможенных услуг. Также одним из ключевых моментов повышения эффективности деятельности таможенных органов может стать создание единой системы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД. Создание прозрачных отношений позволит бизнесу увеличить доходы в долгосрочной перспективе, а таможенным органам повысить уровень отчислений таможенных и иных платежей в бюджет Российской Федерации.

Для развития партнерских отношений таможенным органам необходимо разработать стратегию маркетинга в сфере таможенных услуг. Данная инициатива позволит в кратчайшие сроки с помощью инструментов таможенного маркетинга решить ряд противоречий и проблем, возникающих, на пути совершенствования внешнеэкономической деятельности.

Таможенный маркетинг, еще шире – маркетинг-менеджмент, рассматривается как базовый инструментарий формирования и развития таможенного администрирования. В таких условиях самая широкая цель таможенного маркетинга – определение путей обеспечения конкурентоспособности таможенной службы в решении общегосударственных задач по экономическому росту и социальному благополучию общества при безусловном соблюдении законодательства Российской Федерации в таможенной сфере.

Основной целью формирования стратегии маркетинга в сфере таможенных услуг является совершенствование качества и процесса предоставления государственных таможенных услуг. Для эффективной деятельности Федеральной таможенной службы необходимо создать систему отношений между государством, таможенными органами и участниками ВЭД. При этом все стороны должны понимать выгоду от взаимодействия друг с другом.

Для прозрачности отношений подразумевается создание наблюдательного совета, который будет следить за тем, чтобы стратегия государства и таможенных органов пересекались с интересами участников ВЭД. В этот совет должны входить все представители сторон для того, чтобы были представлены законные интересы всех заинтересованных представителей. Каждый член совета должен иметь право голоса. Голосование за принятие тех или иных мер должно проходить публично в присутствии представителей всех сторон.

Разработка стратегии маркетинга в сфере таможенных услуг позволит Федеральной таможенной службе оперативно реагировать на изменение условий внешней среды, создавать корректные показатели эффективности деятельности таможенных органов, внедрять современные информационные системы, а также позволит своевременно оказывать качественные государственные таможенные услуги.

Государство заинтересовано в увеличении доходов от ВЭД. Участники ВЭД заинтересованы в сокращении издержек в таможенном секторе. Условие непротиворечивости целей потребителей позволяет переходить к единой модели системы таможенных услуг. Во всех других случаях задача для каждого из потребителей услуг решается отдельно. Интересы государства и
участников ВЭД совпадают, например, если говорить об увеличении скорости товарооборота (в частности, для государства в этом случае увеличивается объем платежей, растет доход) и об увеличении пропускной способности в таможенном секторе (предполагается, что, например, для участника ВЭД при этом снижаются расходы в таможенном секторе).

1. Таможенная система осуществляет свою деятельность на основе определенных процедур таможенного регулирования и контроля. С позиций деятельного подхода – это услуга-технология, оказывающая процедурно-инструментальное воздействие на объекты таможенного контроля: на участника ВЭД, бизнес-структуры и сферу ВЭД в целом.

2. Эффективность услуг в рамках такого подхода можно определить различными показателями. Для примера остановимся на двух, по нашему мнению, наиболее существенных:
– оперативность предоставления услуг (время пребывания участника ВЭД в таможенном секторе, пропускная способность таможенного объекта, косвенно – интенсивность товарооборота и т. п.);
– надежность предоставляемых услуг (отсутствие риска в таможенном секторе в результате качественного таможенного обслуживания; предполагается, что надежный таможенный сервис обеспечит низкие риски участника ВЭД).

Все перечисленные выше условия позволяют ввести параметрическую модель для позиционирования таможенных услуг. В рассматриваемом контексте модель позиционирования таможенных услуг есть модель стратегического маркетинга, поскольку она описывает услугу и стратегию изменения ее позиции.

Воспользуемся известной техникой Бостонской консультационной группы для наших целей и представим модель позиционирования так, как это показано на рис. 1.

На матрице позиционирования позиция услуги зависит от надежностных и оперативных параметров следующим образом :
– в квадрате «Н-Н» услуга характеризуется низкой надежностью и
оперативностью;
– в квадрате «В-Н» услуга характеризуется высокой надежностью и низкой оперативностью;
– в квадрате «Н-В» услуга характеризуется низкой надежностью и высокой оперативностью;
– в квадрате «В-В» услуга характеризуется высокой надежностью и высокой оперативностью.


Рис.1 Позиционирование таможенной услуги (параметрическая модель представления)


Список литературы

  1. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года.
  2. Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: Учебник. М.: Проспект, 2017.
  3. Андреев А.Ф., Макрусев В.В. Основы теории управления. М.: изд-во Российская таможенная академия, 2009.
  4. Макрусев В.В., Сервисная парадигма развития института таможенного администрирования: проблемный аспект. – 2016. – № 11 – С. 5-21.
  5. https://studopedia.su/8_42355_mesto-rol-i-problemi-marketinga-v-sfere-tamozhennih-uslug.html