СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ БОЛЬШЕШИИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ)

№21,

Экономические науки

Каронова Светлана Михайловна


Научный руководитель: Осадчий Э.А., канд. эконом. наук, доцент, ЕИ КФУ, г. Елабуга.


Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; УПРАВЛЕНЕЦ; ПЕРСОНАЛ; EDUCATIONAL ORGANIZATION; MANAGEMENT; PERSONNEL.


Аннотация: В статье рассматривается система управления персоналом образовательной организации на примере Муниципального бюджетного образовательного учреждения Большешиинской Средней Общеобразовательной Школы Мамадышского Муниципального района. В рамках совершенствования системы управления персоналом образовательной организации учитывается три аспекта: система субъектно-объектных отношений, система экономической составляющей и психологии управления. В исследовании применяются такие методы, как сбор, анализ данных, использование наглядных табличных диаграмм и сбор материала на данную тематику. Практическая значимость заключается в апробации и применении разработанных материалов на практике для усовершенствования системы управления персоналом в образовательной организации Большешиинской средней общеобразовательной школы.

Образовательные организации являются тем фактором, который обуславливает экономическое развитие государства. В системе рыночных отношений образовательные организации должны иметь преимущество по сравнению с другими учреждениями. Экономический фактор конгруэнтности образовательных организаций является лишь в содержательной части, связанным с Федеральным государственным образовательным стандартом. Реформирование образовательного процесса становится одной из задач в управлении образовательной организацией. Ликвидность образовательной организации напрямую зависит от персонала самой организации. Правильно выстроенная иерархическая система управления приводит к повышению качества образовательного процесса. Актуальность темы управления персоналом организации обусловлено прогрессивным развитием общества, при котором старые системы управления являются не объективными, бесцельными. Одной из задач образовательной организации становится увеличение эффективности работы и наличие высокой степени конкурентоспособности. Проблему управления персоналом изучали такие исследователи, как Штайрер И. [2], Аксёнова Е.А. [2], Шейнов В.П. [10], Старобинский Э.Е. [10] и многие другие.

Чем более развито общество, тем сложнее им управлять. Проблема управления персоналом является той вехой, которая должна совершенствоваться в прямо-пропорциональной зависимости времени и социума. Совершенствование системы управления персоналом образовательной организации нужно рассматривать с разных ракурсов видения. Речь идёт не только со стороны системы управления, но и расчётов с экономической, математической составляющей.

Наши исследования проходили в Республике Татарстан в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Большешиинской Средней Общеобразовательной Школы Мамадышского Муниципального района. Структурируя анализ социальной системы управления образовательной организации можно условно разделить на влияние экономических, социальных, психологических законов. Рассмотрим систему совершенствования управления образовательных организации в трёх аспектах подсистемы:

  • Система субъектно-объектных отношений;
  • Система экономической составляющей;
  • Психология управления.

Система субъектно объектных отношений подразумевает управление персоналом образовательной организации во взаимодействии систем: человек-человек, субъект-человек; руководитель-исполнитель. Совершенствование системы управления персоналом подразумевает взаимодействие управленца образовательной организации с администрацией, персоналом, причём на разных уровнях субординации. Графически можно изобразить субъектно-объектные отношения, где во главу угла встанет управленец. На рисунке 1. изображена угловая диаграмма субъектно-объектных отношений Муниципального бюджетного образовательного учреждения Большешиинской Средней Общеобразовательной Школы Мамадышского Муниципального района между средним и низшим звеньями.


Рис. 1. Угловая диаграмма субъектно-объектных отношений.

Интерпретируя угловую диаграмму, при тщательном анализе амплитуды высоты, можно рассмотреть, что наивысшая точка (амплитуда высоты 4) соединяется со всеми остальными линиями, причём в разных позициях расстояния. Каждая категория амплитуды длины и высоты взаимодействуют друг с другом, соблюдая определённые дистанции. Совершенствование системы управления персоналом организации зависит именно от осознания личности своего места в иерархии линий, условно нарисованных в угловой диаграмме субъектно-объектных отношений. Анализ субъектно-объектных отношений является элементно-структурным, то есть управленческие функции, по мнению исследователя Файоль [10], циклически повторяются. Технический работник вправе подойти на прямую к директору, игнорируя заместителя директора по хозяйственной части, но такое отношение будет разрывать подсистему управления персоналом.

Таким образом, совершенствование системы управление персоналом организации подразумевает делегирование управленческих функций в высшем и низшем звеньях подсистемы внутренней структуры образовательной организации.

Рассматривая систему совершенствования управления персоналом с экономической составляющей позиции можно сделать упор на быстро меняющуюся социально-экономическую обстановку. Микроэкономический аспект усовершенствования системы управления персоналом заключался в области объективных составляющих коэффициента эластичности управления персоналом образовательной организации. Наши исследования применили формулу эластичности с позиции системы отношений в разных стилях: демократический, авторитарный. Идея заключалась в изменении стиля руководства исходя из расчёта более эффективного метода системы управления персоналом образовательной организации. Термин эластичность в экономику ввели А.Маршал, П.Самуэльсон, Дж.Хиксом [10]. Эластичность с понятия экономики это степень реагирования одной переменной (управленца образовательной организации) на другую (персонала образовательной организации), в ответ на изменения другой, которые связаны с первой величиной. Эластичность отношений управленца образовательной организации с персоналом можно вывести исходя из формулы коэффициента эластичности. Для того, чтобы применить формулу эластичности эффективности метода управления персоналом нужно перевести данные в количественные показатели. Наши исследователи попросили персонал образовательной организации анонимно заполнить бланки, где указывались внутри-социальные отношения в школе при демократическом и авторитарном стиле руководства. Затем числа суммировались, расчёт производился в модулях.


Рис.2. Коэффициент эластичности отношений управленца образовательной организации с персоналом.

Как видно из диаграммы коэффициента эластичности отношений управленца с персоналом Муниципального бюджетного образовательного учреждения Большешиинской Средней Общеобразовательной Школы Мамадышского Муниципального района, более эффективен при демократическом стиле руководства.

Таким образом, аспект экономической составляющей можно совершенствовать, предварительно изучив все пробелы в управлении образовательной системы.

Рассматривая аспект совершенствования управления персоналом образовательной организации с позиции психологии управления руководителю нужно изучить психологию своих подчинённых. Наши исследования подошли к аспекту управления персоналом с точки зрения когнитивного подхода. В Балансовой теории Фр.Хайдер, Ньюкома [10] рассмотрено три элемента взаимоотношений людей и элемент восприятия. Рассмотрим сбалансированные установки персонала образовательной организации на примере возможных взаимодействий.


Рис.3 Сбалансированные установки

X-объект-персонал, с которым связан О-собеседник-заместитель и Р-управленец, образуют между собой связи, которые при исследовании покажут внутренние взаимоотношения между друг другом. Характер взаимоотношений P-O-X, где L+ связи всегда положительные, значит отношения управленца, заведующих и персонала благоприятные. Исследования Муниципального бюджетного образовательного учреждения Большешиинской Средней Общеобразовательной Школы Мамадышского Муниципального района показали, что отношения управленца и персонала представляют собой не сбалансированную структуру (Рис. 3 фигура 2) По мнению Ньюкома [10] дисбаланс в организации проявляется в отношении в поведении и в сознании. Для того, чтобы совершенствовать систему управления персоналом образовательной организации необходимо соблюдать некоторые условия, связанные с взаимопониманием, взаимодействием, элементом сотрудничества и близости интересов. Правильное воздействие на персонал организации позволит управленцу быть в состоянии транзакции, то есть добиться благоприятных взаимоотношений, при которых логическое осмысление ситуации будет использовано на минимальном уровне.

Наши исследования рассмотрели только три аспекта совершенствования управления персоналом образовательной организации: система субъектно-объектных отношений; система экономической составляющей; психология управления. Существует множество теорий, систем управления персоналом образовательной организации, каждая из которых совершенствуется и приобретает всё более утончённые формы. Рассматривая аспект субъектно-объектных отношений при помощи угловой диаграммы взаимоотношений Муниципального бюджетного образовательного учреждения Большешиинской Средней Общеобразовательной Школы Мамадышского Муниципального района можно сделать упор на иерархии системы управления, где каждый участник должен соблюдать определённую субординацию. Исходя из аспекта системы экономической составляющей, наши исследователи рассчитали коэффициент эластичности отношений управленца образовательной организации с персоналом. Для того, чтобы понять какой же коэффициент эластичности более эффективен управленец Большешиинской Средней Общеобразовательной Школы должен был поменять стиль руководства и затем нужно было сравнить, какой же стиль является более эффективным. В диаграмме (Рис.3) отчётливо видно, что демократический стиль руководства является более лояльным. Также мы рассмотрели управление персоналом образовательной организации Большешиинской Средней Общеобразовательной Школы с аспекта психологии управления с помощью балансовой теории Фр.Хайдер, Ньюкома [10]. Выявив дисбаланс в системе психологии отношений, позволили обнаружить пробелы в психологии управления персоналом.

Таким образом, совершенствованием управления персоналом образовательной организации нужно подходить с разных аспектов и ракурсов, применяя более совершенные технологии и методы.

Практическая значимость исследования заключается в апробации и применении разработанных материалов на практике для усовершенствования системы управления персоналом в образовательной организации Большешиинской средней общеобразовательной школы.


Список литературы

  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом // учебник для студ. – 2015. – С. 320.
  2. Бурганова Л.А. Теория управления // учебное пособие. – 2009. – С. 167
  3. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика // учебное пособие.-2009. – С. 517
  4. Вечканов Г.С. Экономическая теория // учебник для Вузов 3-е издание. -2011.- С.512
  5. Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент // учебник для студентов.-2016.-С.303
  6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента // Основы менеджмента // учебное пособие. — 2009.- С.336
  7. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации // учебник 4-е изд. 2010. С. 695.
  8. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Мотивация персонала // учебное пособие -2010.-С. 636.
  9. Официальный сайт Федеральной службы государственной
    статистики России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency/# (дата обращения 03.03.2019).
  10. Столяренко Л.Д. Психология управления // учебное пособие 2007. С. 508.