УДК 33

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ

№21,

Экономические науки

Бирюкова Валерия Евгеньевна


Научный руководитель: Макрусев В.В., доктор физико-математических наук, профессор.


Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА; ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ; РАЗВИТИЕ; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ; СТРАТЕГИЯ; ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ; CUSTOMS SERVICE; TARGET INDICATORS; DEVELOPMENT; IMPROVEMENT; STRATEGY; DEVELOPMENT PROGRAM.


Аннотация: В данной статье рассматриваются целевые индикаторы развития таможенной службы РФ, и автор сопоставляет заявленные в Стратегии развития ФТС РФ предложения с рекомендациями программы комплексного развития России на период до 2020 года. Обосновываются потребность в модернизации организационной структуры и создание подразделений, обеспечивающих компьютерное оборудование и управление информационными технологиями.

По данным ФТС РФ в 2018 году, товарооборот России составил 688115 млн долларов. Экспорт России в 2018 году составил 449 964 млн долларов США. Импорт России в 2018 году составил 238 151 млн долларов США. Увеличение составило 4,93% (11 185 миллионов долларов) по сравнению с 2017. Сальдо торгового баланса России в 2018 году зафиксировало положительную динамику, равную 211 812 миллионам долларов. По сравнению с 2017 годом положительный баланс вырос на 62,79% (81 696 миллионов долларов США).

Статистика показывает, что в структуре экспорта России в 2018 году преобладают следующие виды товаров, как и все предыдущие годы:

— Минеральные продукты-64,79% от общего объема экспорта России (60,37 в 2017 году%);
— Металлы и их продукты-9,88% от общего объема экспорта России (в 2017-10, 43%);
— Продукция химической промышленности-6,09% от общего объема российского экспорта (в 2017-6, 70%);
— Продовольственная и сельскохозяйственная продукция-5,53% от общего объема российского экспорта (в 2017-5,80%).
— Машины, оборудование и транспортные средства — 5,13% от общего объема российского экспорта (в 2017 году – 6,02%).

Наибольший прирост российского экспорта в 2018 году по сравнению с 2017 годом зарегистрирован в следующих группах продукции:

— минеральные топлива, масла и продукты их дистилляции; битумные вещества; добыча полезных ископаемых-рост 75 293 млн долларов. Соединенные Штаты Америки;
— Рост черных металлов в размере 4 596 миллионов долларов. Соединенные Штаты Америки;
— Крупы: 2 930 миллионов долларов.

Основной причиной сокращения или же роста экспорта продолжают оставаться скачки цен на нефть и прочие сырьевые товары, а также на металлы, которые являются основными статьями.

В настоящее время важно, чтобы на внешнюю торговлю все больше влияют политические события и законы, часто в ущерб законам экономики. Рыночная конкуренция меньше влияет на экономическую политику. Одним из проявлений этого является введение различного рода санкций иностранных государств в отношении РФ и российских организаций.

Стратегической целью таможенной службы РФ является рост экономической безопасности государства, а также создание привлекательных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику. Это позволит не только стимулировать рост доходов в федеральный бюджет, но и защитить отечественных производителей, стимулировать внешнюю торговлю, создать условия для повышения качества и эффективности таможенного управления.

В Российской Федерации в настоящее время стратегия развития таможенной службы реализуется в рамках комплексной программы. Следовательно, проведем сравнительный анализ двух системообразующих документов для выявления качественных изменений в процессе и результатах развития таможенной службы[1].

Как показал анализ, Стратегия развития таможенной службы содержит 11 основных направлений совершенствования деятельности таможенных органов, в свою очередь Комплексная программа предусматривает 18 направлений.

На рисунке 1 показаны взаимосвязанные направления, соответствующие стратегическим целям и приоритетам таможенной политики.

Тем не менее в стратегии есть два направления, которые не указаны в комплексной программе, а именно:

  1. Совершенствование таможенного регулирования;
  2. Совершенствование организационно-управленческой деятельности.


Рисунок 1. Взаимосвязанные направления, соответствующие стратегической цели и приоритетам таможенной политики в РФ

Если анализировать таможенное регулирование, то оно подразумевает повышение эффективности мер по модернизации таможенного режима и развитие внешнеторговой деятельности, а также не тарифное регулирование внешней торговли, принимая во внимание активную гарантию содействия национальным интересам Российской Федерации за рубежом, содействие справедливой конкуренции, путем формирования оперативных подразделений более благоприятных условий для деятельности за соблюдением закона участников, а также проактивный ответ на угрозы экономической безопасности Российской Федерации [2].

В таблице 1 представлены целевые индикаторы совершенствования таможенного регулирования.

Таблица 1. Целевые индикаторы совершенствования таможенного регулирования

Улучшение организационной и управленческой деятельности заключается в росте эффективности таможенной службы Российской Федерации, и такое улучшение в значительной степени определяется организацией системы управления, которая зависит от ее структуры и ее деятельности всех элементов.

Необходимость совершенствования системы управления на текущем этапе определяется многими факторами. Речь идет об оптимизации количества управляющих устройств, их функциях и их организационной структуре, внедрении автоматизированных систем управления, разработке систем принятия решений. По нашему мнению, введению данных мероприятий позволит:

  1. Перейти к стратегии сбалансированности роста.
  2. В условиях непрерывных изменений скорректировать деятельность таможенного органа таким образом, чтобы он был более гибким.

В общем, будет достигнут следующий уровень качества деятельности таможенного органа, который будет характеризоваться следующими основными параметрами:

— период для таможенного оформления товаров, включенных в режим экспортных пошлин для товаров, не идентифицированных как рискованные товары, требующие дополнительной проверки (с 72 часов в 2012 году до 2 часов в 2020 году)[3];
— количество документов, необходимых для таможенных целей, когда товары пересекают государственную границу Российской Федерации для ввоза (вывоза) (от 10 единиц до 4 единиц в 2018 году в 2020 году);
— процент случаев несоблюдения ограничений в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также нарушения законодательства в отношении изменений в размещении товаров под таможенную процедуру (с 17% в 2012 году до 11% в 2020 году).


Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Боненко Т.А. Направление развития таможенной службы после 2020 года / Т.А. Боненко, С.А. Макаренко, В.В. Макрусев // NovaUm.Ru — №10, 2017 г. С. 144-150.
  3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru (дата обращения: 25.09 2019г.).