УДК 33

ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МОНИТОРИНГА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС

№21,

Экономические науки

Бойкова Майя Владимировна (Кандидат педагогических наук)
Мугинова Ригина Салиховна


Ключевые слова: МОНИТОРИНГ; МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ; ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ; МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ; МАНЕВРИРОВАНИЕ; MONITORING; MATHEMATICAL MODELS; EURASIAN ECONOMIC UNION; MARKETING RESEARCH; MANEUVERING.


Аннотация: Авторами проанализированы основы организации маркетинговых исследований и маневрирования, а также мониторинга таможенных услуг в ЕАЭС.

Под маркетинговым исследованием понимается набор систематических инструментов, включающих в себя поиск, сбор, анализ различного рода сведений, которые относятся к определенной ситуации на рынке, с которой происходит взаимодействие. Также в данное определение включается анализ по маркетингу и относящихся к нему проблемам для того, чтобы усовершенствовать качество процессов по принятию решений, вместе с этим контролировать существующую маркетинговую среду. Таким образом, маркетинговые исследования позволяют не только оценить возникающие проблемы, выбрать наиболее подходящий и лучший вариант, но и оценить правильность принятия решений и, самое главное, выполняет прогнозирующую функцию, на основе которой возникает возможность предсказать состояния того или иного объекта через определенные промежутки времени [I].

Обобщенной целью таможенного маркетинга является повышение качества и способность к здоровой конкуренции таможенного администрирования, создание предпосылок и среды содействия международной торговле, а также ускорение внешнеторгового оборота России и обеспечение комфортного ведения внешней экономики без понижения эффективности таможенного контроля.

Следует отметить, что, основываясь на маркетинговых исследованиях, имеется возможность создания специальных институтов, которые направлены на решение первостепенных и важнейших задач по сотрудничеству, для повышения уровня значимости различного вида сотрудничества как экономического, так и финансового. Такого вида организации могут быть созданы в зависимости от преследуемой цели: получения прибыли и не получение, то есть коммерческие или некоммерческие. В целях степени заинтересованности сторон данная организация может носить многопрофильный характер своей деятельности.

Эффективность развития ЕАЭС располагается на фундаменте процессов, носящих не западный, а именно евразийский характер. Под этим подразумевается мониторинг не только истории создания экономики и политики, но также и процедуры связи человек-хозяйственная система, которая позволяет вывести наилучшую систему взаимодействия экономических сил и экономических отношений, учитывающий культуру, этнос и этику восточной части материка [III].

Для того, чтобы организовать эффективную деятельность Союза и, в дальнейшем, усовершенствовать экономику данного направления, необходимо вплотную заняться разработкой системы нормативной документации и научных составляющих, планов стратегии, различных программ и конструкций для реализации поставленных целей. Однако, для перехода к экономике евразийской структуры следует использовать смешанную экономику, где доминирующей составляющей является стратегическое планирование государственного регулирования, основанное на холистическом подходе, то есть при рассмотрении системы как единого целого [II, IV].

Один из депутатов Верховного Совета СССР, Алексей Матвеевич Румянцев, утверждал, что для экономики Евразии свойственна методика дарообмена и перераспределения, которая является одной из форм обмена, то есть интеграции. Под этой процедурой понимается отношение взаимности и сотрудничества, для второй – распределительный центр. Таким образом, напрашивается вывод о важности изучения личных отношений и составляющих факторов хозяйства.

Маркетинговые исследования в качестве предмета философии и совокупности системы бизнеса в ЕАЭС должны основываться на концепции интегрирования, иначе говоря, на концепции маркетинга взаимодействия, ориентированной на создание качественных отношений всех субъектов, входящих в планово-рыночную экономику. При этом главным механизмом взаимодействия, в отличие от западной системы рынка, является не процесс конкуренции, а процесс партнерства в совокупности анализа, производства и реализации. Таким образом, можно дать ключевую характеристику евразийской экономики в позиции взаимодействия и коллективной координации, который располагает принятие решений субъектов процессов создания и распределения ценностей. Основной целью маркетингового взаимодействия, в данном случае, является превратить затраты на маркетинг в доходы партнеров, которые взаимодействуют в сфере бизнеса. Важнейшим аргументом данной модели бизнеса обращается в объем ценности в монетизированной форме, а не стоимость товара, как у модели западного фронта.

Итогом рассмотрения данного принципа является то, что в настоящее время маркетинг – глубокий социально-экономический фактор, рассматриваемый как система принципов производительной деятельности в жизнедеятельности рынка.

При маркетинговых исследованиях важная роль отводиться мониторингу таможенных услуг, в связи с тем, что он относится к такой отрасли услуг, имеющей важное внешнеторговое значение во всех странах мира. Ведь взаимодействие импортеров и экспортеров формирует политику как внешнюю, так и внутреннюю, составляя при этом важные экономические аспекты для страны в целом. Понятие мониторинга представляет собой совокупность постоянного сбора и анализа информации сложных явлений, процессов, которое позволяет диагностировать состояние того или иного объекта, а также оценить его в динамике в условиях быстро развивающейся экономической политики.

Помимо поставленных целей по сбору, накоплению, обработке и анализу информации о таможенных услугах, которые удовлетворяют и не удовлетворяют потребителей, важную роль играет цель, которая позволяет подготовить адекватные управленческие маркетинговые решения, способствующие устранению проблем.

Главной составляющей маркетингового мониторинга является плановый маркетинговый мониторинг таможенных услуг. Данный анализ производится через определенные промежутки времени с помощью специального регламента, также он является рычагом в выявлении проблем в сфере таможенных услуг.

Основной целью маркетингового мониторинга планового характера является процесс выявления таможенных услуг в специализированных отраслях, примером может служить удовлетворение участков ВЭД качеством услуг данного вида. Данный ориентир достигается в процессе массовой экспертной оценки всех участников.

Главные условия для реализации в системе маркетинга таможенного дела следующие:
— внедрение маркетингового мышления на всех уровнях таможенного администрирования;
— непрерывная работа по пропаганде идей и принципов таможенного маркетинга среди персонала таможенной службы и участников ВЭД;
— включение в процесс принятия маркетинговых решений технологии управления рисками на всех организационных уровнях таможенного менеджмента ЕАЭС.

Общий механизм процесса проведения мониторинга состоит из: информационной части, аналитической и часть по подготовке принятия управленческого маркетингового решения и их оценка.

На сегодняшний день понятие маркетинга выходит на новый уровень, за счет быстрого развития медиа-технологий. Новшество включает в себя цифровые технологии, увеличение скорости процессов обмена и так далее. Соответственно, следует повышение роли покупателей и клиентов, появляются различные маркетинговые подразделения, занимающиеся продвижением. Таким образом, маркетинг-менеджмент, применяемый к евразийской экономике, целесообразно дополнить базовыми принципами рыночного и планового управления с помощью цифровых технологий, в которых не только сохраняется принцип ориентации на потребителей, но также появляется ориентация на индивидуализацию потребностей, наряду с этим происходит увеличение удовлетворенности каждой личности евразийского общества и другие стратегические модели, обеспечивающие активное регулирование всего процесса.

Одна из главнейших целей, которую преследует маркетинг – это формировать и постоянно развивать процесс обмена для того, чтобы данный обмен был взаимовыгодным для всех партнеров, участвующих в процессе. Маркетинг применяется во всех частях евразийской области, координируя при этом взаимосвязь всех участков, а также соединяет внутреннюю и внешнюю деятельность коммерческих составляющих. Однако и по сей день остается проблема организации и управления маркетинга в условии глобализации и интернационализации бизнес-коммуникаций. При глобализации возникает адаптация маркетинга национального уровня к интенсивному взаимодействию на международном рынке.

В соответствии с данным фактором, отношения складываются между субъектами всей сети, а не просто процесс купли-продажи. То есть результат взаимодействия продавца и покупателя является преобладающим. Евразийская экономика подразумевает интеграцию интеллектуальной и информационной части ресурсов в процессе данного акта, то есть отношения между партнерами становятся сбалансированным продуктом.

Важное значение в системе исследований маркетинга ЕАЭС уделяется анализу причинных связей поведения системы маркетинга и выведение ее структуры и свойств, для обеспечения эффективной реализации маркетинговых мероприятий.

Для качественного функционирования системы маркетинга ЕАЭС требуется создание многоступенчатой иерархии, также появляется необходимость разработать рациональные механизмы и согласование управленческих решений. Данное обстоятельство является важным для модернизации уже имеющихся систем в отдельных странах, входящих в Союз, когда лучшим решением будет не разработать новую иерархию управления, а усовершенствовать уже существующую. Таким образом, остается пространство для создания благоприятных условия творческой деятельности, а также для внедрения цифровых составляющих.

Согласование методов математических моделей могут быть осуществлены в разных формах: детермированной и недетермированной. Поэтому модели разных уровней иерархии могут согласовываться с помощью многоступенчатой оптимизации, а для горизонтальных взаимодействий с помощью блочного программирования. Такая процедура служит методом адаптации маркетинговых систем к вероятным возмущениям. Помимо этого, эффективная адаптация к изменениям лежит в маркетинговом маневрировании, где целенаправленный процесс предупреждающего внедрения разных маркетинговых мероприятий активно изменяют поведение всей системы при существующих возникающих колебаний [III, VI].

Само по себе маневрирование бывает нескольких видов: ресурсов, где происходит перераспределение ресурсов между элементами и субъектами систем и другое; с помощью технологических способов и инноваций; объемом услуг и выпускаемой продукции. В рамках ЕАЭС осуществляется маневрирование видами маркетинговых услуг и их объемами [V].

Так, например, согласно плану мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования, принят Федеральный закон от 30.12.2015 №463-ФЗ «О вынесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Данный закон установил возможность внесения денежного залога и банковских гарантий, в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде, а также предусмотрел информационный обмен сведениями о банковских гарантиях между ФТС России и гарантами, что, безусловно, поспособствовало развитию и укреплению позитивных взаимоотношений между участника рынка внешней экономики и таможенными органами.

Для участников ВЭД с «низким уровнем риска» снизилось количество применяемых форм таможенного контроля на этапе таможенного декларирования товаров. Таким образом, в конце 2017 года таможенный досмотр проводился только в отношении 3,4% товарных партий, доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров в общем количестве завершенных таможенных проверок 87,3%, а общий уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенным органами доходам в федеральный бюджет составил 71,8% [VII].

Итогом данной статьи является изречение, что разрабатывать мониторинг качества услуг в условиях ЕАЭС, который оказывается участникам ВЭД является сложным и многоаспектным процессом, у которого, как у любого другого международного процесса, имеется множество ньюансов. Так как данная процедура включает в себя не только деятельность таможенных органов, но и всех участников деятельности.

Также следует отметить, что таможенные службы используют множество разных ресурсов для развития новых видов услуг, особенно в международных отношениях, так как учитываются интересы двух и (или) более сторон. Динамичное развитие маркетинговой сферы в таможенном деле безостановочно формирует новые виды услуг, а это, в свою очередь, способствует повышению качества работы таможенных служб и эффективность их взаимодействия.


Список литературы

  1. Максимцев И.А. Евразийская политическая экономия: Учебник / И.А. Максимцев, Д.Ю. Миропольский, Л.С. Тарасевич — СПб.: Изд-во СПб ГЭУ. — 2016 — 684 с.
  2. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: Учебник для магистрантов по направлению менеджмент / Г.Л. Багиев. — СПб.: Изд-во СПб ГЭУ; Челябинск: Изд. центр ЮУр ГУ. — 2012. — 713 с.
  3. Багиев Г.Л. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник для бакалавров по направлению подготовки «Менеджмент» / Г.Л. Багиев, Н.П.Кетова. — СПб.: Астерион. — 2016. — 340 с.
  4. Попов А.И. К вопросу о соотношении западного и евразийского типов экономического человека // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 4(56). — С.67–70.
  5. Старкова О. А. К вопросу об управлении качеством таможенных услуг // Вестник СГСЭУ. – 2006. — № 13. – С. 67-79.
  6. Румянцев М.А. Контуры евразийской политической экономии // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 1(53). —
  7. Симахин О.Г. Развитие системы управления государственными таможенными услугами на основе таможенного мониторинга: диссертация. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2014. — 50 с.