УДК 37

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

№21,

Педагогические науки

Ахметова Гульгена Фаритовна
Мифтахов Алмаз Фаридович


Ключевые слова: СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ; ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ; УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС; EDUCATIONAL SYSTEM; PHYSICAL EDUCATION AND SPORT; EDUCATIONAL PROCESS.


Аннотация: В статье рассматриваются приоритетные направления воспитания, физического воспитания и спорта в образовательном процессе.

Физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью культуры, областью социальной активности, которая объединяет духовные и материальные ценности, созданные и используемые обществом для физического развития человека, укрепления его здоровья, способствующего гармоничному развитию личности.

Физическая культура — это самая широкая и коллективная концепция, охватывающая все достижения, накопленные в процессе социально-исторической практики: уровень здоровья, спорта, науки, произведения искусства, связанные с физической культурой, и материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, оборудование).

Под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт [2].

В речи перед людьми, посвященной 21-й годовщине Конституции Республики Узбекистан, Президент Каримов И.А. он уделил особое внимание здоровому образу жизни наших людей, особенно молодого поколения.

Создание эффективной системы здорового образа жизни должно существенно способствовать улучшению страны и переходу Узбекистана к устойчивому развитию.

Здоровый образ жизни — это условие развития различных аспектов жизни человека, достижения долголетия и полноценного осуществления социальных функций, активного участия в профессиональной, социальной, семейной и рекреационной жизни.

Развитие физической культуры и спорта может быть успешным, если государство и органы государственной власти, организации, их лидеры, эксперты и ученые в этой области выберут соответствующую стратегию.

Если бы можно было получить четкое понимание от большинства людей, что физическая активность и спорт, например, для студентов, являются обязательным условием нормального развития ума и тела, то подавляющее большинство физических и психических заболеваний так или иначе связаны с неподвижностью и ожирением, которые активность снимает стресс, улучшает работоспособность, снижает агрессию и может не только остановить физическую деградацию, но и значительно улучшить здоровье.

В то же время, осознание социальной потребности в физическом совершенствовании и физкультурном обществе недостаточно. Именно поэтому в стране приняты нормативные акты, правовые нормы и законы, которые способствуют развитию физической культуры и массового спорта на всех уровнях: в компаниях, в организациях, в местах проживания, на отдыхе, в семье, в Швейцарии, в учебных заведениях.

Законодательство о физической культуре и спорте в России в целом регулирует общественные отношения в этой области, создает правовые условия для удовлетворения потребности личности в гармоническом развитии, достижении высокого уровня работоспособности, формировании необходимых знаний, двигательных навыков, физических и нравственно волевых качеств, профессионально-прикладной подготовки, профилактики вредных привычек и правонарушений [1].

Современные представления о качестве жизни неразрывно связаны со способностью каждого учащегося поддерживать здоровье как высшее и абсолютное благо.

Физическая культура, согласно общечеловеческим представлениям нашего времени, является уникальным средством сохранения потенциала и здоровья молодежи. Поэтому развитие понимания спортивного образования и спортивных отношений неизбежно должно варьироваться от признания потребностей физического воспитания и спорта до создания возможностей для использования своего потенциала и реализации своих прав.

Для выполнения этой задачи необходимо формирование у студентов устойчивой потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни, повышения уровня их образованности в области физической культуры, обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях, развитие основных двигательных качеств, формирование навыков организации повседневного двигательного режима, для чего необходимо существенное улучшение качества процесса физического воспитания и образования подрастающего поколения [3].

Физическая культура и спорт — это средства для создания гармонично развитой личности. Они помогают сконцентрировать все внутренние ресурсы организма на достижении цели, повысить эффективность работы, позволяют поставить все задачи, намеченные в короткий рабочий день, и развить потребность в здоровом образе жизни.

Содержание занятий с учащимися университетов основано на широком использовании знаний и навыков в использовании физической культуры, использовании спорта и профессионально применяемой физической подготовки для получения индивидуального и коллективного опыта в области физического воспитания и спорта. На них студенты учатся регулировать свою физическую активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в течение периода обучения, приобретать опыт в улучшении коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать физическую культуру для организации мероприятий на свежем воздухе, предотвращения общих и профессиональных заболеваний и предотвращения травмы.

Студенты должны знать о преимуществах физического воспитания и вести здоровый образ жизни.

Целью физического воспитания является содействие подготовке гармонично подготовленных, высококвалифицированных специалистов. Во время обучения в университете в контексте физического воспитания выполняются следующие задачи:

— Воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительной работе;
— Поддержание и укрепление здоровья студентов, содействие правильному образованию и всестороннему развитию организма, а также поддержание высокой успеваемости на протяжении всего периода обучения;
— Комплексная физическая подготовка студентов; — профессионально-прикладное физическое воспитание студентов с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности;
— Обучение студентов о необходимости регулярно заниматься спортом.

Учебный процесс в Ташкентском университете информационных технологий на 1-2 курса организован в соответствии с состоянием здоровья, уровнем физического развития и подготовки студентов, их спортивной квалификацией, а также с учетом условий и характера работы их предстоящей профессиональной деятельности.

Университетские факторы риска, которые негативно влияют на здоровье учащихся, включают в себя: интенсификацию учебного процесса, часто присутствующую стрессовую образовательную среду и, иногда, нерациональную организацию образовательного процесса, несоответствие методов и технологий обучения возрасту и навыкам. функциональные возможности студентов, отсутствие физических упражнений, отсутствие систематической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Актуальность физического воспитания обусловлена увеличением и изменением характера стрессов на организм из-за усложнения общественной жизни, увеличения рисков антропогенного, экологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные изменения в состоянии здоровья.

Целью системы физического воспитания студентов вузов является: комплекс организационных, методических, пропагандистских и воспитательных мероприятий, которые могут обеспечить восстановление студентов с помощью физической культуры и спорта. Содействовать в подготовке всесторонне развитых специалистов по высокопродуктивному труду по выбранной профессии и по защите Родины, способных использовать и внедрять основы здорового образа жизни в контексте будущей производственной деятельности.

Важную роль в формировании здоровья, ориентированное на наших студентов мышление играет личность учителя в отделе физического воспитания, который должен не только быть верным сторонником принципов здорового образа жизни, но и обладать технологией обучить практическим навыкам профилактических студентов. Инновационные педагогические подходы, которые позволяют осознать необходимость сохранения и укрепления здоровья как ценности, становятся жизненно важным условием развития личности студентов [4].

В университетах «физическая культура» представлена как академическая дисциплина и важный компонент целостного развития человека. Являясь составной частью общей культуры, психофизической подготовки и профессиональной подготовки студентов в течение всего периода обучения, физическая культура является одной из обязательных дисциплин. Физическое воспитание полностью реализует свои образовательные и развивающие функции в педагогическом процессе, ориентированном на физическое воспитание.

Те, кому сегодня от 18 до 20 лет, очень скоро станут главными героями в нашей стране. Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в учебных заведениях.

Личный пример преподавательского состава, пропагандирующего здоровый образ жизни в университетах, поможет воспитать и вырастить здоровое молодое поколение.

Современный уровень социально-экономического развития общества требует постоянного повышения физической подготовленности студентов.

В укреплении здоровья и гармоничного развития личности, в подготовке молодежи к работе возрастает значение физической культуры и спорта и их внедрение в повседневную жизнь. Необходимо расставить вещи так, чтобы ученики заботились о своем физическом совершенствовании, имели знания в области гигиены и медицинской помощи, вели здоровый образ жизни.

Расширение физического воспитания и спорта, а также улучшение его организации по месту жительства, работы и учебы будут способствовать росту массового физического воспитания и спорта в Узбекистане.


Список литературы

  1. Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на торжественном собрании, посвященном 21-й годовщине конституции РУз. 06.12.2013 г. http://www.press-service.uz.
  2. Масляков В. А., Матяжов В. С. Массовая физическая культура в вузе. / Учебное пособие. –М.: «Высшая школа», 1991.-240 с.
  3. Масияускене О. В., Муравянникова Ж. Г. Валеология: учебное пособие — Ростов Н/Д; Феникс, 2008. -251 с.
  4. Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников// Российский педиатрический журнал.- 1998.-№ 1.- С.9–11.