АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ РЫНКА КЛИНИНГА ЧАСТНОГО СЕКТОРА В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

№5,

Экономические науки

Меликова Марина Акрамовна

Нахратова Евгения Евгеньевна (к.э.н.)


Ключевые слова: РЫНОК КЛИНИНГА; АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА КЛИНИНГА; КЛИНИНГ В ЧАСТНОМ СЕКТОРЕ; ДОЛИ РЫНКА КЛИНИНГА; СЕГМЕНТЫ РЫНКА КЛИНИНГА; CLEANING MARKET; ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE MARKET OF CLEANING; CLEANING IN THE PRIVATE SECTOR; MARKET SHARE OF CLEANING; THE SEGMENTS OF THE CLEANING MARKET.


Аннотация: В статье проведен анализ развития рынка клининга частного сектора; рассмотрены ведущие компании на рынке Москвы и Московской области, распределены их доли на рынке; рассчитана ёмкость рынка; разработаны рекомендации для укрепления позиций на рынке, а также для повышения выживаемости компаний.

Изначально потребность в сфере клининга в России была только у представителей компаний пришедших на рынок из-за границы. Эти компании, пытались построить свой бизнес в нашей стране согласно принципам и методам разделения труда, которые предусматривали отделение вспомогательных рабочих процессов и последующее делегирование этих процессов профессионалам той или иной отрасли услуг. Именно наплыв иностранных организаций в Россию определил в будущем рост спроса на услуги клининга и инициировал зарождение и последующее развитие рынка данной сферы сначала в Москве и Московской области (далее МО), а затем в остальных регионах страны. (Рис.1)


Рис.1 Распределение рынка клининга по территориальному признаку.

По экспертным данным, использование услуг профессиональных клининговых компаний позволяет организациям экономить денежные средства и существенно оптимизировать процесс работы, что в свою очередь помогает сфокусировать внимание на основной деятельности компании. Такой эффект достигается путём сокращения численности обслуживающего персонала, уменьшением расходов на ремонт, а также снижением налогооблагаемой базы, так как нет необходимости платить заработную плату уборщикам и затраты на клининг учитываются в расходы на ведение бизнеса.

В Европе прибыль клининговой компании составляет в среднем 3-5%, то в России эта цифра выше в 2-3 раза. И это обоснованно, поскольку объемы рынков несопоставимы. На Западе клининговыми услугами пользуются около 90% объектов промышленной недвижимости, а в Москве и МО – только 30%. И распределен рынок неравномерно: Москва и МО, Санкт-Петербург, Иркутск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Красноярск, Сочи, Новосибирск, Омск и тд.

Рынок клининга в РФ является быстрорастущим сегментом экономики. До 2013 рынок рос ежегодно на 20-30%.

По данным проведенного агентством DICOVERY ResearchGroup исследования рынка клининга в России, объем рынка клининга в России составил по итогам 2014 г. около 70 млрд рублей. Прирост по сравнению с 2013 годом составляет всего 8%. [1] Отмечается тенденция снижения прироста рынка по сравнению с предыдущими годами. В настоящее время клининг испытывает на себе давление, связанное с экономическим кризисом 2015-2016 гг., поправками в миграционном законодательстве, а также в возросшей конкуренцией, что сказывается на существенном увеличении расходов компаний. Необходимо также отметить, что политические события также остро влияют на деятельность компаний в этой сфере. К примеру, любые изменения в отношениях между РФ и странами СНГ могут привести как к оттоку, так и притоку рабочих сил из ближнего зарубежья.

Доли сегментов рынка по убыванию можно расположить следующим образом. Наибольшая часть оборота принадлежит объектам офисной и коммерческая недвижимости, промпредприятиям. Они занимают 80% рынка и спрос постоянно растет. Новые высокотехнологичные производства предъявляют особые требования, соответствовать которым помогает использование профессионального оборудования и химпрепаратов, обеспечивающих соблюдение стандартов уборки. Причем, 80% оборота приходится на крупные клининговые компании, численность персонала в которых составляет от 200 до 500 и более работников. Далее следуют рестораны и гостиницы (включая услуги кейтеринга), а также жилые помещения. Наименьшая доля в общем обороте клининговых компаний принадлежит учебным заведениям, объектам сферы здравоохранения и жилищно-коммунальным предприятиям.


Рис. 2 — Сегменты рынка клининга

Емкость рынка клининговых услуг (частный сектор). В связи с тем, что почти всю деятельность компания осуществляет на территории Москвы, рассчитаем потенциальную емкость рынка клининга Москвы. Емкость рынка нецелесообразно рассчитывать по количеству жителей Москвы, т.к. распределение количества горожан на одну квартиру носит разрозненный характер. Поэтому рассчитаем емкость по количеству квартир на территории Москвы на основе среднего уровня потребления услуг клининга по формуле:

Q = норма/день * 365 дней * кол-во квартир в Москве,
Q = 1 уборка/неделю * 52 недели * 3765049 = 195782548 уборок/год.

По данным компании Конмарк B2C количество квартир в Москве составляет 3765049. А средняя частота уборки составляет 1 раз в неделю.

Рассчитаем потенциальную емкость рынка в стоимостном выражении, исходя из средней стоимости уборки, равной 2552 р.:
Q стоим. = 195782548 * 2 552 р. = 499637062496 р. т.е примерно 500 млрд. р.

Следует также отметить, что получение более точной информации о потенциальной емкости рынка может потребовать расчет дополнительных параметров, таки как: количество жилых квартир, уровень дохода людей, проживающих в квартирах и др.

Сегмент рынка клининга делится на три группы: продажа оборудования для уборки, уборка жилых помещений, уборка стационарных объектов. В области частного сектора можно выделить следующие компании:

● «КСД» — компания существует на рынке 8 лет с 2009 года. Стабильная компания, работает как с юридическими, так и с физическими лицами, имеет хорошую репутацию благодаря клиентоориентированному подходу в работе. [2]
● “Qlean” – молодая компания, существует с июля 2014 года. В этом году выиграла номинацию «Стартап года». Используют большое количество каналов продвижения и рекламы. Основное направление — регулярная уборка жилых помещений. Ключевой конкурент ООО “КСД” по показателям роста и развития. Доля рынка примерно 30%. [3]
● “Аннушка” – существует на рынке уже 12 лет, предоставляет различные виды уборок, в том числе и уборку офисов. [4]
● “Настенька” – на рынке клининга 4 года, в последнее время имеет слабую репутацию из-за краж и поломок. [5]
● “О, чисто!” – существует на рынке 5 лет, среди партнеров компании присутствуют крупные организации, такие как, РЖД, Тинькофф Банк, Макдональдс. [6]

Остальные клининговые компании делят между собой оставшийся рынок.

Доли компаний на рынке клининга Москвы распределены следующим образом: КСД — 25%, Qlean — 24%, Аннушка — 8%, Настенька — 5%, О,чисто — 4%. Остальные конкуренты занимают оставшиеся 34% рынка.

Таблица 1 — Анализ деятельности ключевых клининговых компаний

Критерий

Домовёнок

Qlean

Аннушка

Настенька

О,чисто

Опыт

8
лет

2
года

12
лет

4
года

6
лет

Виды уборок

Генеральная

Поддерживающая

После ремонта

Уборка коттеджей

Домработница

Доп. услуги

Поддерживающая уборка

Доп. услуги

Генеральная

Поддерживающая

После ремонта

Уборка коттеджей

Домработница

Доп. услуги

Генеральная

Поддерживающая

После ремонта

Уборка коттеджей

Домработница

Доп. услуги

Генеральная

Поддерживающая

После ремонта

Уборка коттеджей

Доп. услуги

Доля рынка

25%

24%

8%

5%

4%

Стоимость уборки (поддерживающая,
мин. объем)

1990
р.

1990
р.

2499
р.

1500
р.

2300
р.

Кол-во заказов/день

130

200

110

80

65

Продвижение

В соц. сетях
(Вконтакте, Facebook, Instagram, Одноклассники). Статьи на Риа.Недвижимость,
Passion.ru и др.

В соц сетях (Вконтакте,
Facebook, Instagram). Публикации в Афиша, Эксперт, TheVillage, РБК, Секрет
фирмы, Силиконрус и др. Партнерские программы. Есть мобильное приложение.

Статьи
на сайтах КудаГо и РБК

В соц. сетях
(Одноклассники, Вконтакте, Facebook). Статья в TheVillage

В соц. сетях
(Одноклассники, Вконтакте, Facebook, Twitter)

Проанализировав тенденции, влияющие на развитие рынка клининга в Москве и МО, его специфику и состав, можно сделать вывод о том, что в настоящее время существует достаточное количество успешных компаний в частном секторе, которые развиваются и привлекают всё больше клиентов. Несмотря на различные сдерживающие факторы развития, такие как политические, экономические и социальные, рынок продолжает увеличиваться. Также, в свою очередь, немаловажный аспект влияющий на развитие рынка является конкуренция, которая в последние годы ожесточилась. Для того чтобы выживать в таких условиях клининговым компаниям следует определить ключевые факторы успеха на рынке клинига, сосредоточить внимание на том, что можно делать лучше, чем конкуренты.

К таким ключевыми факторам успеха можно отнести:
• Технологическое оснащение исполнителей уборки.
• Уровень квалификации сотрудника-исполнителя.
• Эффективность маркетинговых мероприятий.
• Материальная ответственность компании перед клиентами (возмещение убытков).
• Профессиональные/безопасные средства для уборки.
• Большое количество эффективных и удобный инструментов для взаимодействия с клиентами.


Список литературы

  1. Анализ рынка клининговых услуг в России // DISCOVERY ResearchGroup, 2016. С.90
  2. Сайт клининговой компании «Домовенок»: https://www.domovenok.su
  3. Сайт клининговой компании «Qlean»: https://qlean.ru
  4. Сайт клининговой компании «Аннушка»: http://annushka.su
  5. Сайт клининговой компании «Настенька»: http://www.nastenka.su
  6. Сайт клининговой компании «О, чисто!»: http://ochisto.ru