УДК 658.3

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ФИНЛЯНДИИ

№20,

Экономические науки

Карпачёва Ольга Андреевна


Научный руководитель: Громенко О.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры


Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА ФИНЛЯНДИИ; ТАМОЖЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; FINNISH CUSTOMS SYSTEM; CUSTOMS ACTIVITY; CUSTOMS ADMINISTRATION.


Аннотация: В статье рассматриваются особенности управления таможенными органами Финляндии по таким критериям, как: организационная структура, задачи таможенных органов, их практическая деятельность и таможенные технологии.

В настоящее время таможенная служба как государственный институт оказывает влияние на многие сферы жизни общества, страны и отдельных регионов.

По данным Всемирного банка, финская таможня, где ежегодно проходят таможенное оформление тысячи россиян, признается одной из лучших в мире. Даже учитывая национальные особенности таможенного оформления, индекс эффективности таможенной логистики позволяет занимать таможне Финляндии IV место в мире, уступая Германии, Люксембургу, Швеции. Россия, к сожалению, занимает лишь 98 место [1, с. 54].

Управление таможенным делом в Финляндии осуществляет Парламент и Государственный совет. Общее руководство таможенным делом возложено на Министерство финансов Финляндской Республики.

По мнению ряда экспертов, структура финской таможни больше напоминает коммерческую структуру, нежели государственный орган, в ведении которого организация таможенного контроля, а также обеспечение возможности рассчитать таможенные платежи – формула исключает административно-бюрократическое воздействие. Ведомство, как и в России, подчинено Министерству финансов, имеет три уровня управления:
— генеральный директор;
— подчиненные гендиректору подразделения;
— 4 департамента, каждый из которых выполняет свои функции [4].

Структура таможенных органов Финляндии является составной частью Министерства финансов и состоит из Главного таможенного управления (ГТУ), региональных таможенных управлений (региональных таможен) и таможенных постов (рисунок). В состав ГТУ также входит таможенная лаборатория. Министерство финансов разрабатывает проекты таможенного законодательства и контролирует его выполнение, издает постановления о представлении таможенных льгот и преференций, о таможенных контингентах, о порядке обложения таможенными пошлинами и другое. В компетенцию Главного таможенного управления входят все вопросы, связанные с непосредственной координацией, руководством и контролем деятельности всех таможенных органовстраны, а также вопросы, касающиеся таможенного тарифа, поступлений доходов от сборов таможенных платежей в бюджет ЕС и государственный бюджет страны. Региональные таможенные управления (региональные таможни) осуществляют свою деятельность непосредственно в своих округах:

— Южный таможенный округ (Хельсинки);
— Западный таможенный округ (Турку);
— Таможенный округ Аландских островов (Маарианхамина);
— Восточный таможенный округ (Лаппеен-ранта);
— Северный таможенный округ (Торнио) [1, с. 54-55].

В сравнении с ФТС, где работает почти 55 тысяч человек, штат финской таможни не превышает 2,2 тысяч сотрудников. Поступления в бюджет, которые обеспечивает расчет таможенных платежей, составляют около 30% бюджета страны – 10 миллиардов €.

В процессе выполнения своих функций ТС Финляндии активно взаимодействует с другими государственными органами. Так, в сфере управления европейской политикой ТС Финляндии оказывает содействие МИДу, а также осуществляет тесные связи с Министерством занятости и экономики и Министерством сельского и лесного хозяйства. От имени Министерства охраны окружающей среды финская таможня собирает налог за вред, причиненный разливом нефтяных продуктов. По поручению Финского морского управления финские таможенные органы взимают судоходные сборы. Активно ТС Финляндии работает с Министерством транспорта и связи. В рамках так называемого «ПТП сотрудничества» (полиция, таможня и пограничная служба) таможенные органы действуют вместе с МВД. В работе исследуются формы и способы взаимодействия ТС Финляндии и иных государственных структур.

О возможностях и ширине полномочий финской таможни можно судить, исходя из того, что она вправе действовать и как административный орган, и как полиция. При этом даже за самые незначительные нарушения и ошибки, допущенные из-за невнимательности, предусмотрены серьезные штрафы и взыскания. Столь строгий подход со стороны финской таможни официально объясняется необходимостью защиты финского, а также европейского рынка от деятельности российских преступных группировок. Но, по мнению многих юристов, это не основная причина. Среди наиболее важных целей работы финской таможни многие из них называют пополнение государственного бюджета. Именно этим объясняется столь жесткие штрафные санкции и большие размеры штрафов [2].

В Финляндии таможенные органы традиционно наделены широкой властью и большими полномочиями. И наибольшие возможности имеют чиновники среднего звена. В отличие от высшего руководства, именно они могут принимать практически любые решения. Нередко для достижения поставленных целей на компании и отдельных предпринимателей, занимающихся транзитным бизнесом, оказывается неприкрытое давление. Различные таможни Финляндии могут выдвигать разные требования к оформлению документации и для прохождения процедуры таможенного оформления требовать даже разные документы.

Нарушения Таможенного кодекса в Финляндии может привести не только к административной, но и к уголовной ответственности. При этом таможня намного больше внимания уделяет небольшими компаниями, которые не могут на равных противостоять ей при судебных разбирательствах. Крупные же игроки данного рынка, такие как компания «Стивеко», даже при наличии серьезных нарушений в большинстве случаев не получают каких-либо претензий со стороны таможенных органов. Такой избирательный подход чиновников финской таможни дает возможность судить об их принципиальности и объясняет тот факт, что правозащитники данной страны все активнее поднимают вопросы о необходимости изменений в принципах и методах работы таможенного органа.

Что касается обжалования решений таможни в Финляндии, здесь тоже имеются свои особенности. В качестве первой инстанции, где можно обжаловать решение таможни, выступает сама таможня. При этом чиновники изменяют свое решение только в самом крайнем случае, когда нарушения при вынесении оспариваемых решений не вызывают никаких сомнений. В остальных случаях добиться отмены решения, как правило, не удается. Следующая инстанция – это административный суд Хельсинки.

Следует отметить, что суд в большинстве случаев принимает сторону таможни, поэтому чтобы добиться справедливого решения компании, необходимо обращаться в Верховный административный суд города Хельсинки. По мнению специалистов, для эффективности судебных разбирательств таможенных споров в данной стране не хватает квалифицированных специалистов и ученых, которые могли бы предоставить независимую оценку в отношении тех или иных вопросов. Такая ситуация позволяет таможенным чиновникам в любых спорных ситуациях действовать на свое усмотрение [3].

Таким образом, таможня Финляндии недаром занимает четвертое место в мире. При этом выигрывает у других она не за счет передовых и инновационных технологий, а за счет отсутствия бюрократии, простоты и лаконичности во многих процессах, а также следованию международным стандартам. Финнам удалось избежать дублирования одних и тех же функций в обычной работе и информационном взаимодействии, свести на нет бюрократию и, фактически, сделать намного доступнее таможенную сферу для участника ВЭД.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что зарубежные таможенные администрации применяют современные технологии в процессе таможенного контроля – систему управления рисками, соответствующую международным стандартам в области риск-менеджмента и рекомендациям Всемирной таможенной организации. Развитие партнерских отношений между таможней и бизнес сообществом намного облегчают торговлю в виду снятия лишних административных барьеров. Использование максимально упрощенных процедур для добросовестных участников ВЭД способствует быстрому и своевременному поступлению таможенных платежей в государственный бюджет.


Список литературы

  1. Бойкова М.В. Зарубежный опыт таможенного администрирования./ М.В. Бойкова; под общ. ред. В.В. Макрусева. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 130 с.
  2. Иост С.А., Воблая И.Н. Управление таможенными услугами на примере России и Финляндии // В сборнике: Наука и знание: инновационные подходы к решению практических профессиональных задач по формированию конкурентоспособных специалистов Материалы ХХ Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. В.В. Пономарева, Т.А. Куткович. 2018. С. 53-57.
  3. Национальные особенности таможни Финляндии [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.slavtrans.com/news/tariff-legislation/1738/
  4. Особенности национальных таможен: Финляндия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://np-srv.ru/stati/osobennosti-nacionalnych-tamogen-finlyandiya-/
  5. Особенности функционирования финской таможни [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://adriatik.su/poleznaya_informacia/osobennosti-funkcionirovaniya-finskoj-tamozhni.html