УДК 33

ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

№20,

Экономические науки

Желнова Юлия Шамилевна


Научный руководитель: Алексеева Н.Г., кандидат экономических наук, доцент.


Ключевые слова: ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ; КАПИТАЛ; СОБСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ; ЗАЕМНЫЕ ИСТОЧНИКИ; УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ; FINANCIAL CONDITION; CAPITAL; OWN RESOURCES; BORROWED SOURCES; FINANCIAL RESOURCES MANAGEMENT.


Аннотация: Целью работы является выявление основных путей укрепления финансового состояния предприятия. Рассматриваются наиболее универсальные и актуальные способы, повышающие эффективное управление хозяйствующими субъектами.

Финансовое состояние является важнейшей характеристикой степени эффективности проведения экономической деятельности организации, поэтому так важно понимать значение и правильно оценивать финансовое состояние предприятия.

Финансовое состояние — это способность предприятия финансировать свою деятельность.

Характеристиками при этом выступают финансовые ресурсы, а именно показатель обеспеченности финансовыми ресурсами, а также целесообразностью их размещения и эффективностью использования. [5]

Управление финансовыми ресурсами – это деятельность органов управления, направленную на максимизацию объемов финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования.

Одним из условий устойчивого финансового состояния предприятия является перманентный контроль за формированием и распределением прибыли.

Управление формированием прибыли от продаж можно разделить на четыре основные группы:
— управление ценами;
— управление выручкой;
— управление издержками;
— управление маркетингом.

К мероприятиям ценовой политики относят:
— систематическую оптимизацию цен на продукцию предприятия в зависимости от уровня качества продукции, цен конкурентов, себестоимости, целевых сегментов рынка и других факторов,
— постоянное совершенствование форм оплаты продукции предприятия;
— рациональная дифференциация цен на продукцию предприятия с учетом потребностей сегментов рынка и конъюнктурных условий.

Данная группа контроля над прибылью наиболее затруднительна. Несмотря на значительное влияние цен на уровень прибыли, существенное управление ими невозможно т.к. в условиях рыночных отношений цены определяются на рынке.

Управление выручкой. Повысить величину выручки можно путем: расширения ассортимента предлагаемой продукции; проведения различного рода акций (распродажа, сезонные скидки, скидки с покупки большой партии и другое), увеличения доли рынка и соответственно объемов продаж.

Одним из факторов, влияющих на выручку предприятия, является дебиторская задолженность. Систематизация дебиторской задолженности и привлечение специалиста, ответственного за проведение актов сверки с дебиторами и в целом за управление дебиторской задолженностью, может улучшить негативную ситуацию с дебиторами.

Для сокращения дебиторской задолженности и ее доли в составе текущих активов необходимо выбирать надежных партнеров по бизнесу и рациональную систему взаимодействий с ними, осуществляя:
— оценку деловой репутации партнеров;
— оценку масштабов деятельности партнеров;
— оценку финансовой прочности дебиторов;
— систематический мониторинг финансового состояния бизнес-партнеров по их публичной отчетности;
— контроль на этапе заключения договоров с покупателями товарной продукции (работ, услуг).

Управление издержками. Для управления расходами необходимо точное определение состава и назначения всех элементов затрат, мониторинг движения и регулирование. Обеспечить реализацию этого процесса может эффект операционного рычага.

Основными источниками резервов снижения издержек обращения являются:
— увеличение доли рынка предприятия
— расширение номенклатуры услуг;
— более полное использование основных средств;
— повышение производительности труда работников за счет действенной системы мотивации (предпочтительно экономическими методами);
— снижение уровня текучести персонала за счет создания и развития сильной организационной культуры;
— привлечение к работе молодых, энергичных, активных работников;
— систематический анализ выполнения планов по продажам и получению прибыли;
— определение влияния как микро-, так и макроэкономических факторов на финансовые результаты;
— выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности за счет ориентации на концепцию социально-этичного маркетинга;
— разработка мероприятий по внедрению выявленных резервов;
— диверсификация деятельности;
— меры по недопущению просроченной кредиторской задолженности
— снижение дебиторской задолженности;
— ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Управление маркетингом. К числу факторов роста прибыли в этом разрезе следует отнести совершенствование товарной политики за счет обновления продуктовых линий и номенклатуры выпускаемой продукции [1].

Реализация товарной политики требует тщательного анализа портфеля оказываемых продукции (услуг)[3].

При этом может быть выявлено, что значительный удельный вес валовой прибыли формируется за счет определенных ассортиментных групп продукции, составляющих небольшую долю в общем ассортименте предприятии. Следует оценить целесообразность расходов ресурсов на производство и реализацию продукции, которая не обеспечивает значительного вклада в покрытие общих затрат предприятия.

В целях увеличения объема продаж предприятия также рекомендуется осуществить ряд мер в области маркетинга[4]. К таким мерам относится:
— Грамотное использование каналов рекламы продукции, информирование потребителей о её потребительских свойствах, качестве, сервисе;
— поиск новых рыночных сегментов, на которых существует неудовлетворённый платежеспособный спрос;
— формирование сбытовой и дилерской сети (включая создание фирменных магазинов и торговых точек);
— повышение качества и конкурентоспособности продукции;
— формирование системы послегарантийного обслуживания продукции.

Таким образом, предполагаемые теоретические и методологические результаты могут быть полезны в качестве рекомендаций для определения приоритетных направлений укрепления финансового состояния и повышения конкурентоспособного развития компаний.


Список литературы

  1. Барыкин С.Е. Теория и методология управления материальными и сопутствующими потоками в микрологистической системе: дис. … д-ра экон. наук / ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», 2015. – 89 с.
  2. Барыкин С.Е., Лукинский В.В. Модели управления запасами материальных и финансовых ре¬сурсов в логистической системе корпорации // Аудит и финансовый анализ. – 2015. – № 1. – С. 231 -238.
  3. Бутрин А.Г. О преподавании финансовой логистики // Логистика. – 2016. – № 1. – С. 39-40.
  4. Динукова О.А. Бюджетирование и управление логистическими издержками // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 13-й Междунар. науч.-практ. конф., 27-28 нояб. – 2014 г. Ч. 1. – Самара: Изд-во Самарского государственного экономического университета, 2016. – С. 189-192.
  5. Динукова О.А. Управление финансовыми потоками // Вестник Самарского государственного экономического университета. – Самара, 2015. – № 8 (130). – С. 24-27.