УДК 351.9

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

№20,

Юридические науки

Осипов Михаил Владимирович


Ключевые слова: ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РФ; ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ; ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО; ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО; THE PUBLIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION; PUBLIC CONTROL; CIVIL SOCIETY; THE RULE OF LAW.


Аннотация: Автор анализирует предпосылки образования и процесс становления Общественной палаты РФ. В статье рассматриваются статус Общественной палаты РФ как органа гражданского общества, контролирующего деятельность государственных органов власти.

Одной из наиболее актуальной темой российской юридической науки является деятельность Общественной палаты РФ с момента принятия соответствующего закона по настоящее время.

Современный этап развития Российского общества характеризуется усложнением управленческих задач, встающих перед институтом государства. Это обусловлено тем, что усложняется структура общества в целом, разрабатывается нормативно-правовая база функционирования страны, возрастает общественный интерес к процессам государственного и муниципального управления. Для выражения интересов различных сегментов социума становится недостаточно традиционных институтов представительной власти. С учетом отсутствия общественного контроля над государством в 90-е годы население имело возможность прямо «достучаться до власти» посредством только митингов, демонстраций, пикетов, шествий и других форм гражданского участия. В данных условиях особо популярной идеей являлась осуществление общественного контроля над государством.

Истоки общественного контроля в России заложены еще в Древней Руси с момента образования вече, который состоял из старейшин. Расцвет вечевой формы управления произошел в Новгородской и Псковской республиках (ⅩⅠⅠ-ⅩⅤ). Сущность вече состояла в обсуждении важных общих дел и ограничении властных полномочий князя.

Продолжение идеи общественного контроля находит свое отражение в деятельности Боярской Думы и Земских соборов.

Следующей вехой общественного контроля можно считать Уложенную комиссию, утвержденную Екатериной ⅠⅠ в 1767 году, функции которого были аналогичны Земским соборам, однако сословный состав членов комиссии расширился: включили представителей казачества, пахотных солдат, государственных черносошных крестьян и оседлых иногородцев.

Во второй половине XIX — начале XX в. в общественно-политической жизни России значительное место стали занимать местные органы самоуправления — земства. При поддержке земств (а в отдельных случаях и государственной власти) возник первый опыт решения общественно значимых проблем «творческим союзом разного толка интеллигентских направлений с широким размахом молодого, меценатствующего капитала».

В советское время опыт общественного контроля не был принят на практике, схожие функции выполняла Коммунистическая партия Советского Союза.

Первым общественным органом с аналогичными функциями уже в современной Общественной палаты был образован еще в начале президентства Бориса Ельцина [1]. Задача Общественной палаты Конституционного совещания заключалась во взаимодействии общественных организаций и федеральных органов государственной власти. В компетенцию Общественной палаты Конституционного совещания входила разработка дополнительных предложений при создании Основного закона Российской Федерации 1993 года; обсуждение и консультации по вопросам социально-политического характера. В сущности, Общественная палата Конституционного совещания представляла собой «суррогат» еще не сформированного парламента. Принцип формирования основывался на факте регистрации в установленном порядке политических партий, объединений предпринимателей, религиозных конфессий, ассоциаций органов местного самоуправления, профсоюзных организаций.

После принятия Конституции РФ распоряжением Президента Российской Федерации от 16 февраля 1994 г. № 78-рп «Об Общественной палате при Президенте Российской Федерации» была создана Общественная палата при Президенте России. Принцип формирования Палаты оставался прежним. Она включала в себя представителей около 250 общественных организаций. Это был скорее политический орган, призванный аккумулировать политические течения, оставшиеся после роспуска Верховного Совета и не прошедшие в парламент.

Вскоре вышеуказанная палата в 1996 году была реорганизована в Политический консультативный совет, функции которого были снова прежними.

Идея создания современной Общественной палаты РФ была высказана в 2004 году В.В. Путиным в его Послании Федеральному Собранию РФ, акцентируя внимание не только на деятельность будущей палаты на федеральном уровне, но и на региональном. В условиях совершенствования российского законодательства выявилась необходимость обеспечения независимой экспертизы наиболее важных законопроектов. На основе идей общественного контроля в 2005 году был принят федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» [2], который положительно способствовал к закладыванию социального и демократического российского государства.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о последовательном развитии института общественного контроля в России. Роль Общественной палаты РФ в настоящее время немаловажна, однако ее консультации в процессе обсуждения законопроектов не имеют обязательного характера, что негативно сказывается на справедливости и объективности принимаемых законов.


Список литературы

  1. Об образовании Общественной палаты Конституционного совещания: Распоряжение Президента РФ от 24.09.1993 г. № 659-рп // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Российская газета. 2005. № 70; Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 50 (часть III). Ст. 7563.