УДК 342.4

К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННОМ СОБРАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№20,

Юридические науки

Ефимова Елена Валерьевна


Ключевые слова: КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ; ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; СОЗЫВ; ФОРМИРОВАНИЯ; CONSTITUTIONAL ASSEMBLY; REVISION OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION; CONVOCATION; FORMATION MODELS.


Аннотация: В статье рассматривается орган учредительной власти в Российской Федерации – Конституционное Собрание. Актуальность темы исследования выражена в невозможности созыва Конституционного Собрания в связи с отсутствием соответствующего федерального конституционного закона. Автор анализирует сущность и модели формирования Конституционного Собрания с правовой позиции отечественных ученых.

Одной из наиболее актуальной темой российской юридической науки является пересмотр Конституции Российской Федерации. Согласно правовой статистики, 61 % опрошенных россиян считают Конституцию Российской Федерации документом полностью или скорее отвечающим нуждам страны и её народа [3]. Авторами Конституции РФ был выбран не самый удачный вариант, при котором содержание глав 1, 2 и 9 не может быть скорректировано даже путем внесения технических изменений, не меняющих принципиальную суть закрепляемых положений. Вследствие этого, в юридической литературе высказывается мнение о том, что было бы целесообразней перенять опыт некоторых зарубежных конституций, в которых запрет изменений относится не к той или иной главе, а к тем или иным принципам, устоям [1].

Исторически первым прообразом Конституционного Собрания является Земский собор. Наиболее важными функциями Земского собора в определенное время (в годы Смуты) были избрание царя, управление законодательной и исполнительной властью и определение политического курса государства. Следующим органом учредительной власти можно считать Всероссийское учредительное собрание, которое было созвано в январе 1918 года с целью определения государственного устройства государства.

Анализируя российское законодательство, можно прийти к выводу, что за четверть века Федеральное Собрание Российской Федерации до сих пор не приняло мер к осуществлению предписаний ст. 135 Конституции РФ, т.е. не разработало ФКЗ «О Конституционном Собрании Российской Федерации». С принятия Конституции РФ по настоящее время, по меньшей мере, были разработаны 7 законопроектов соответствующего ФКЗ, которые даже не дошли до первого чтения в Государственной Думе РФ.

По моему мнению, с целью обеспечения стабильности Конституции РФ парламент сознательно не спешит восполнять законодательный пробел ст. 135 Конституции РФ.

Правовые позиции авторов по сущности Конституционного Собрания разнообразны. С.А. Авакьян считает, что формирование Конституционного Собрания может быть реализовано с учетом качественных изменений в природе и обществе.

По мнению О.А. Стрельникова, учредительный характер Конституционного Собрания обусловлен юридической и политической природой данного института, именно вторая природа, в большей степени, влияет на процесс детальной разработки принципов формирования и механизма правового регулирования Конституционного Собрания [2].

Также по формированию Конституционного Собрания мнения авторов противоречивы. Однако, по моему мнению, при формировании Конституционного Собрания необходимо придерживаться комплексного подхода, т.е. часть членов будут выбираться по избирательным округам, другая – на представительной основе от субъектов РФ, третьи – непосредственные руководители органов государственной власти, четвертые – ведущие ученые-юристы.

Наиболее важными требованиями, которые необходимо учитывать в рассматриваемом федеральном конституционном законе, являются: принцип баланса интересов, основанный на представлении интересов, как федеральных органов власти, так и субъектов Российской Федерации; принцип профессионализма; принцип независимости (суверенитета) при формировании и функционировании Конституционного собрания; принципы рационального расходования бюджетных средств и эффективность деятельности Конституционного Собрания.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, что пока ФКЗ «О Конституционном Собрании РФ» не принят, то дискуссии по данному институту будут всегда актуальны.


Список литературы

  1. Болотов Д.А., Безуглов С.В. Пересмотр Конституции РФ // Сборник статей Второй международной школы молодых ученых в области экономики и права на юге России / Отв. ред. В.В. Соркожердьев. М.: АНО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и права». 2015. С. 45-46.
  2. Стрельников А.О. Правовое регулирование формирования Конституционного Собрания в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 8. С. 25-33.
  3. Конституции РФ исполняется 25 лет [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://inelstal.ru/novosti/obschestvo/12-dekabrya-2018-goda-v-nashey-strane-otmechaetsya-prazdnik-posvyashchennyy-25-letiyu-prinyatiya-konstitucii-rossiyskoy-federacii (дата обращения: 06.08.2019).