УДК364.044.43

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ)

№20,

Социологические науки

Марышева Ирина Ивановна


Научный руководитель: Бобылева Н.И., к.б.н., доцент.


Ключевые слова: ИНВАЛИДЫ; ТЕАТР; АРТ-ТЕРАПИЯ; ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ; ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ; PEOPLE; THEATRE; ART THERAPY; PERCEPTION FEATURES; THEATRICAL PERFORMANCES.


Аннотация: В статье рассматриваются особенности восприятия театрализованных представлений людьми с инвалидностью. Представлен перечень трудностей восприятия, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью. Рассмотрен «опыт общедоступного театра» Тюменского «Экспериментального шекспировского театра».

Театральное искусство привлекает многих своей разносторонностью, в нем воедино сливаются движения, чувства и мышление. Человек, выходя на сцену, ставит перед собой задачу перевоплотиться в своего героя и смотреть на мир его глазами, что позволяет увидеть какие-то ситуации и проблемы под другим углом.

Реабилитация людей с инвалидностью в настоящее время стоит одной из важных задач социальной политики нашего государства. В социальной работе с различными категориями граждан широкое применение находят психотерапевтические тренинги и реабилитация творчеством.

Изучение особенностей людей с инвалидностью ведется в разных направлениях, так, например, Мочаловой Л.Н. составлен перечень проблем детей-инвалидов при получении образования [3]:

1 Дети с ОВЗ имеют проблемы с навыками поиска и обработки информации, у них присутствуют сложности в коммуникации, мыслительные процессы очень специфичны.

2 Расстройства аутистического спектра, влияют на социальное взаимодействие, дети имеют ограниченный, стереотипный, повторяющийся репертуар интересов и занятий, в отдельных видах деятельности могут проявлять выдающиеся способности, имеют низкую мотивацию к результатам труда и привязанность к определенному порядку действий.

3 Нарушение зрения также влияет на коммуникацию индивида в процессе обучения, на точность восприятия объектов и предметов, однако, такие обучающиеся имеют хорошую речь и положительную мотивацию к обучению.

4 Детский церебральный паралич влечет за собой акцентуированные свойства ригидного характера, то есть пассивность, эгоистичность, потребность в опеке, нарушение координации движений, сложности в коммуникации, обучающиеся способы долго заниматься одним и тем же видом деятельности.

5 Обучающиеся с нарушениями слуха испытывают трудности в усвоении учебного материала, понимания конкретных фраз, у них нет стремления к самостоятельному обучению, склонны к конформизму, творческой реализации, стремятся оказывать помощь людям с похожими проблемами.

Методы арт-терапии, направленные на интеграцию человека с инвалидностью в общество и частично решающие данные проблемы разнообразны, однако в большинстве своем они направлены на человека как активного участника творческого процесса. Далеко не каждый человек, имея психологические проблемы, возникшие на фоне инвалидности, может легко влиться в коллектив, или же даже индивидуальное занятие по арт-терапии не всегда может помочь человеку раскрыть свои чувства, поэтому решением данной проблемы становится созерцание искусства со стороны, как зритель. Это направление, на наш взгляд, также является важным средством арт-терапии, однако оно практически не изучено.

Люди, с инвалидностью могут беспрепятственно посещать спектакли (согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», людям с инвалидностью должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур) [1]. Однако доступность должна проявляться не только в инфраструктуре, на проблему доступности необходимо смотреть шире, предоставляя людям с инвалидностью возможность посещать спектакли, адаптированные под их особенности восприятия.

Например, людям с нарушениями слуха или зрения в меньшей степени доступен театр, как по смысловой, так и по эмоциональной составляющей. Нарушение зрения влияет на точность восприятия объектов и предметов, люди с нарушением слуха испытывают трудности в понимании конкретных фраз, из-за данных особенностей восприятие любого материала значительно осложняется, особенно если это театрализованное представление, которое нужно видеть и слышать. Решением этих проблем является создание адаптированных театральных представлений, то есть представлений с наличием сурдоперевода и аудио-тактильного сопровождения.

Люди, использующие инвалидную коляску, в особенности если травма получена человеком в сознательном возрасте, могут испытывать чувство недоверия, они погружены в себя, могут быть нервно истощены, нарушена концентрация внимания. Поэтому адаптированные спектакли будут легкими и динамичными, в них будут отсутствовать трагические события, способные погрузить человека в тяжелую для него атмосферу.

Интересен опыт Тюменского «Экспериментального шекспировского театра» в котором уже много дет работает многоцелевая программа «Социальный театр». В рамках этой программы специалистами разработаны по сути два новых жанра: сурдо-спектакль и аудио-тактильный спектакль. Эти жанры позволяют людям с разными физическими возможностями почти одинаково воспринимать представление. Положительный эффект от подобных постановок состоит из совокупности следующих факторов [2]:

— Социализирующая составляющая организации театрализованных представлений позволяет человеку с инвалидностью чувствовать себя полноценным участником общедоступного культурного пространства.

— Инновации в сфере экспериментальных постановок (сурдо-спектакли, аудио-тактильные спектакли), позволяют поставить обычного зрителя на место человека с инвалидностью, объединить в одном зале людей из разных социальных групп. Здесь, в полной мере раскрывается понятие «общедоступного театра».

— Полноценный положительный эффект от театра, то есть возвышение души через искусство, катарсис, не в полной мере доступен для людей с инвалидностью в привычном нам театре, так как обычные постановки не учитывают особенности восприятия таких людей, следовательно, люди не достигают требуемого от театра эмоционального воздействия. Поэтому продуманные до мелочей представления необходимо дополнять инновациями, которые позволят людям с нарушениями слуха, зрения, получать полный спектр эмоций от театрального воздействия.

— Понятная смысловая и эмоциональная составляющая адаптированных спектаклей, делает людей с инвалидностью полноправными зрителями, что благоприятно влияет на их самооценку.

— Создание адаптированных представлений показывает внимание к проблемам людей с инвалидностью. Это показывает, что люди, имеющие инвалидность, не останутся наедине со своими проблемами, что их воспримут и поймут, и будут воспринимать как полноправных членов общества, которые просто отличаются от большинства.

Театров, использующих подобную технологию организации спектаклей для людей, имеющих нарушение слуха или зрения, становится все больше. Опыт «общедоступных театров» показывает, что специалисты работают в направлении не создать из людей с инвалидностью особую группу, обособленную от общества, а группу, как часть этого общества, с помощью особых технологий.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 10.06.2019).
  2. Литвиненко, Ю. С. Спектакли для незрячих как инновационная форма социально-культурной реабилитации инвалидов по зрению / Ученые записки (алтайская государственная академия культуры и искусств) 2018 г. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36367270 (дата обращения: 10.06.2019).
  3. Молчанова, Л.Н. Материалы для курсов повышения квалификации. Психолого-педагогические особенности студентов с ОВЗ / САФУ 2018 г. [Рукопись].