УДК364.244

ОБЩЕНИЕ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ-ИНВАЛИДОМ В СЕМЬЕ

№20,

Социологические науки

Марышева Ирина Ивановна


Научный руководитель: Бобылева Н.И., к.б.н., доцент.


Ключевые слова: ЭТИКЕТ; СЕМЬЯ; ИНВАЛИД; РЕБЕНОК-ИНВАЛИД; ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ; ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ; ETIQUETTE; FAMILY; DISABLED; DISABLED CHILD; RULES OF CONDUCT; RULES OF COMMUNICATION.


Аннотация: В статье рассматриваются общие правила поведения с членом семьи, имеющим инвалидность, составленные на основе интернет-статей по данной теме, написанных людьми с инвалидностью. Также дается описание кризисов, которые проходит семья, когда в ней появляется человек с инвалидностью.

В семье, где проживает инвалид, происходит обострение проблем на психологическом и бытовом уровнях. У человека-инвалида появляется чувство неполноценности, вины за свою беспомощность, перед близкими ему людьми, ситуация в семье становится напряженной что может привести к уходу человека в себя или к распаду семьи. Членам семьи необходимо адаптироваться к новым условиям, правилам и нормам общения.

Членам семьи, где проживает инвалид, следует четко понимать, что можно делать и говорить, а что нельзя, чтобы как можно меньше душевно травмировать своего близкого человека и дать ему возможность на выздоровление. Для этого необходимо рассмотреть ошибки, которые могут совершать близкие люди человека с инвалидностью [4].

1 Закрытость от окружающего мира. Некоторые родственники при возникшей проблеме в семье «возводят стену» между своей семьей и знакомыми. Однако такое решение не является верным, поскольку социальная изоляция человека-инвалида усугубляется.

2 Отстранение человека от домашних обязанностей. Отсутствие развития мелкой моторики негативно сказывается на здоровье инвалида и на его способности обслуживать себя самостоятельно, также это может помешать дальнейшей реабилитации человека. Исключение здесь составляют люди не способные к передвижениям.

3 Рассуждения членов семьи на тему «а если бы…». Прошлое вернуть и изменить невозможно, а разговоры о том, что было бы если человек поступил как-то по-другому, могут сильно травмировать чувства человека с инвалидностью. Сюда же можно отнести и поиски виноватых, человек выслушивая такой анализ ситуации начинает чувствовать себя неполноценным и закрывается в себе.

4 Неосторожность в словах, родным и близким человека с инвалидностью необходимо понимать значение и влияние слов, которые они говорят. Так, например, родственники могут рассказывать всем, что у них в семье беда, не понимая, что данное некорректное поведение ранит человека, по той или иной причине потерявшего дееспособность.

5 Отказ от веры в будущее. Говорить в присутствии человека с инвалидностью о том, что его излечение невозможно – неприемлемо. Человеку, особенно в трудной жизненной ситуации, необходима поддержка родных людей и вера в то, что все наладится.

6 Неуместная поддержка. Некоторые могут полагать, что поиск положительных сторон в сложившейся ситуации является хорошей поддержкой для человека, однако таким образом они выражают лишь непонимание случившейся проблемы.

Для каждого человека с инвалидностью данный список может быть дополнен своими пунктами, здесь представлены обобщенные проблемы на основе анализа блогов и статей, которые написаны людьми с инвалидностью: Блог Евгении Воскобойниковой «10 правил общения с людьми с инвалидностью» (Телеканал Дождь) – девушка с инвалидностью, передвигается на коляске [2]; Авдевич Александр «Ценные указания: как правильно общаться с инвалидом-колясочником и – не облажаться» — молодой человек с инвалидностью, передвигается на коляске [1]; Семенов Денис «Инвалид в семье: 15 ошибок, которые совершают близкие» — молодой человек, передвигается на коляске [4].

Психологами разработаны рекомендации для членов семьи где проживает человек, имеющий инвалидность, для более успешной реабилитации и интеграции человека в общество [3]:

1 Разрушить информационный барьер. Человек с инвалидностью имеет право на общение, поэтому со стороны близких необходимо способствовать в реализации данного права. Окружающий мир помогает в реабилитации человека: человек понимает, что он не один со своей проблемой, узнает, как можно компенсировать утраченные функции тела, появляется возможность получать образование.

2 Отказаться от гиперопеки. Человек, который не полностью потерял свою дееспособность, может самостоятельно решать некоторые проблемы самостоятельно. Это важно для развития мелкой моторики и для психологического комфорта человека, так как постоянное напоминание о том, что он не может позаботится о себе сам способно усугубить ситуацию.

3 Желание выслушать человека. Моральная поддержка является важным фактором социальной реабилитации, а также препятствует погружению человека в самого себя, возникновению чувства одиночества и депрессивного состояния.

4 Красота, как фактор уверенности в себе. Чистая, аккуратная, даже модная одежда, опрятные волосы, макияж (для женщин) – важный аспект уверенности в себе. Внешний вид влияет на внутренние ощущения человека, когда человек выглядит хорошо, ему становится проще общаться, заводить новые знакомства и стремиться к выздоровлению.

5 Трудоустройство. Если состояние человека позволяет ему совершать трудовые действия, то необходимо предоставить человеку шанс реализовать себя. Близким нужно помочь человеку найти посильную для него работу. Российское законодательство обязует учреждения и организации в предоставлении рабочих мест людям с инвалидностью.

Когда в семье появляется ребенок-инвалид, чаще всего это является причиной социальной дезадаптации семьи. Родители испытывают тяжелое стрессовое состояние, на них накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества жизни семьи, к ее изоляции и потере смысла жизни.

Исследователи отмечают наиболее психологически трудные этапы в жизни семей, имеющих ребенка-инвалида [5]:

1 Выявление факта инвалидности ребенка. Появление страха, неуверенности в собственных силах в плане воспитания ребенка. Это происходит в первые дни рождения ребенка, проблема может возникнуть в силу генетического заболевания или врожденной патологии;

2 Дошкольный возраст. Родители понимают, что ребенок не сможет учиться в обычной общеобразовательной школе. Вопрос об обучении становится более ясным в первые три года жизни и при прохождении медико-педагогической комиссии при поступлении в школу;

3 Подростковый возраст. Ребенок начинает осознавать свою инвалидность, что приводит к трудностям при взаимодействии со сверстниками, ребенок обосабливается от общества;

4 Старший школьный возраст. Возникает трудность в выборе дальнейшего образования или профессии, внутриличностный разлад. Родители начинают думать о том, что будет с ребенком, когда их не станет.

Семья может не пройти все четыре кризиса, в том случае, если патология ребенка не позволяет ему обучаться.

Существует несколько способов смягчения семейных кризисов, связанных с инвалидностью ребенка: поддержка родственников, если таковая невозможна, то поддержка социальных служб и сопровождение семьи социальным работником, объединение родителей в кружки взаимопомощи.

Ребенок-инвалид или более взрослый человек, имеющий инвалидность в семье – это непростое испытание для близких и для него самого. Человеку в семье необходима поддержка (важно, чтобы она не переросла в гиперопеку), общение с семьей и окружающими, возможность заботиться о себе самостоятельно и самореализовываться. В случае правильной организации семейной жизни, основанной на грамотной поддержке и понимании, семья и человек с инвалидностью, проживающий в ней будут чувствовать себя востребованными людьми в обществе.


Список литературы

  1. Авдевич, С. Ценные указания: как правильно общаться с инвалидом-колясочником – и не облажаться [Электронный ресурс] / CiryDog 2017 г .– Режим доступа: https://citydog.by/post/cu-audzievicz/, свободный (дата обращения : 10.01.2019).
  2. Воскобойникова, Е. «10 правил общения с людьми с инвалидностью» [Электронный ресурс] / Телеканал Дождь 2015 г. – Режим доступа: https://tvrain.ru/blog/blog_evgenii_voskobojnikovoj/10_pravil_obschenija_s_ljudmi_s_invalidnostju-464/ https://citydog.by/post/cu-audzievicz/, свободный (дата обращения : 10.01.2019).
  3. Инвалид в семье: проблемы и их решение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tutknow.ru/psihologia/7403-invalid-v-seme-problemy-i-ih-reshenie.html, свободный (дата обращения : 11.12.1018).
  4. Семенов, Д. Инвалид в семье: 15 ошибок, которые совершают близкие [Электронный ресурс] / Млосердие.ru 2016 г. – Режим доступа: https://www.miloserdie.ru/article/invalid-v-seme-15-oshibok-kotorye-sovershayut-blizkie/, свободный (дата обращения : 11.12.1018).
  5. Ткачева, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Диагностика и консультирование [Электронный ресурс] / Москва 2014 г. – Режим доступа: https://www.nbcmedia.ru/upload/iblock/46f/tkacheva_pdf_a4.pdf, свободный (дата обращения : 10.01.2019).