УДК 339.543

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

№19,

Экономические науки

Малахова Алина Андреевна


Научный руководитель: Колобова И.Н., доцент кафедры, кандидат психологических наук, доцент


Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА; ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ; ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ; DOING BUSINESS-2019; CUSTOMS SERVICE; CUSTOMS ADMINISTRATION; CUSTOMS CONTROL.


Аннотация: В данной статье проанализированы современные условия и направления развития таможенного администрирования. Рассмотрены результаты работы таможенной службы Российской Федерации, а также, выделены проблемные вопросы в системе таможенного администрирования и рекомендации по их решению.

Тенденции, которые складываются сегодня в мировой политике и экономике, оказывают существенное влияние на развитие таможенного администрирования.

На сегодняшний день Таможенная служба Российской Федерации находится в условиях полномасштабного реформирования. Были проведены следующие мероприятия:
– с 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза;
– вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
– были созданы и начали работать 3 электронные таможни (Северо-Кавказская, Приволжская и Уральская) и центры электронного декларирования (далее – ЦЭД) Владивостокской, Новороссийской и Калининградской областной таможен. В 2019 году начали работать ЦЭДы: Московской областной, Акцизной, Балтийской таможен, также запланировано открытие Сибирской электронной таможни и ЦЭД Центральной энергетической таможни.
– продолжается реализация мероприятий Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года.

Реализация вышеперечисленных мероприятий направлена на обеспечение автоматизации бизнес-процессов, связанных с таможенным администрированием, повышение эффективности таможенного контроля, обеспечение взаимодействия с бизнесом преимущественно в электронном виде, сокращение временных и финансовых затрат участников ВЭД.

Однако, проделанных мероприятий пока недостаточно, чтобы попасть в двадцатку ежегодного рейтинга Doing Business, представленным Всемирном банком. В новом рейтинге Doing Business-2019 об условиях ведения бизнеса в мире Россия заняла 31-е место. Стоит отметить, что направлению «Международная торговля», Россия занимает 99 место и значительно отстает от стран с сопоставимым уровнем экономического развития.

Существующая система таможенного администрирования имеет следующие недостатки:
– многоэтапность таможенного оформления;
– разобщенность контрольных функций таможенных и налоговых органов, а в пунктах пропуска — таможенных и иных государственных органов, осуществляющих контроль трансграничного перемещения товаров, транспортных средств и лиц;
– проведение основных проверочных мероприятий в фискальных целях;
– контроль товаров в рамках отдельной поставки (одной таможенной декларации);
– слабая аналитическая работа в рамках системы анализа рисков и управления ими;
– мотивированность на сбор таможенных платежей в максимально доступных размерах без учета других экономических факторов, влияющих на развитие предпринимательства и внешней торговли.

17 января 2019 года в рамках «Гайдаровского форума» прошла панельная дискуссия «Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры?». В обсуждении вопросов таможенного администрирования приняли участие представители ФТС России, Минфина, и Минэкономразвития.

Так в докладе для устранения недостатков в системе таможенного администрирования были выделены необходимые изменения в таможенной деятельности, к которым относятся: настройка системы управления рисками, изменение бизнес-процессов, оптимизация распределения и перераспределения функций между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные функции, а также представлены конкретные предложения по отдельным инструментам таможенного регулирования.

Таким образом, на сегодняшний день улучшилось взаимодействие ФТС России с участниками ВЭД, созданы электронные таможни и центры электронного декларирования, проведена работа с усовершенствованием нормативной базы, но пока система таможенного администрирования имеет свои недостатки, поэтому необходимо продолжить работу по разработке мероприятий, которые будут содействовать бизнесу и обеспечат безопасность для государства и помогут достичь поставленные перед Таможенной службой цели.


Список литературы

  1. Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., Синельников-Мурылев С.Г. Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 100 с.
  2. Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг. – Учебник – М.: Проспект, 2017. – 384 с.
  3. Таможенный менеджмент: учебник / В.В. Макрусев, А.Е. Сугло-бов. – M: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. – 348 с.
  4. Таможенная служба в Российской Федерации в 2018 году. Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 19.06.2019).