УДК 34

ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

№19,

Юридические науки

Дьяченко Андрей Сергеевич
Марьясов Кирилл Юрьевич


Научный руководитель: Власов В.А., кандидат юридических наук, доцент.


Ключевые слова: ПРЕДМЕТ; МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; SUBJECT; LOCAL GOVERNMENT; MUNICIPAL LAW; LEGISLATION.


Аннотация: В статье раскрывается понятие такого правового явления как предмет муниципального права. Также в статье анализируются проблемы местного самоуправления.

Построение и становление российского государства сегодня основывается на принципах свободы, народовластия, упрочения государства, а также укрепления государства, его органов и развития такого явления как местное самоуправление. Наличие местного самоуправления в современной России является обязательным элементом конституционного строя.

Говоря о местном самоуправлении, подразумевается базовый уровень народовластия, наиболее приближенный к населению, которое способно обеспечить самостоятельное решение вопросов местного значения, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление представляет собой разностороннее общественное явление, оно является:
— одной из основ конституционного строя РФ;
— одной из форм народовластия;
— одной из форм самоорганизации граждан по их территориальной принадлежности [2].

Местное самоуправление получило, концептуальное обоснование в качестве обязательного института народовластия, неотъемлемого элемента демократического устройства современного государства, обеспечивающего участие населения в осуществлении публичной власти. В то же время проблема правового обеспечения реализации конституционно-правовой модели местного самоуправления так и не получила своего окончательного разрешения. Для выделения новой формирующейся отрасли права определяющим фактором является наличие, прежде всего предмета правового регулирования.

Существует несколько подходов к определению муниципального права, одним из самых распространенных, является конституционный подход, который рассматривают муниципальное право в качестве под отрасли конституционного права, основываясь на том, что в структуре Конституции РФ гл. 8 посвящена местному самоуправлению. Этот факт дает его сторонникам полагать, что местное самоуправление является структурным элементом Конституции РФ, а муниципальное право — институтом конституционного права, с чем соглашался академик О.Е. Кутафин, выделяя среди прочих институтов конституционного права «систему местного самоуправления» [1].

Хотя постановка вопроса в таком аспекте и допустима, однако нельзя с этим полностью согласиться, поскольку Конституция РФ является фундаментальным видом нормативных правовых актов, содержащих в себе, прежде всего основополагающие принципы и нормы российского права в целом, являясь основой общественной жизни, базой для всего российского законодательства. Доминирующей точкой зрения в юридической науке в настоящее время является мнение о муниципальном праве как о комплексной отрасли права. Результаты изысканий известных российских ученых и специалистов в области местного самоуправления позволили развить концепцию муниципального права в качестве самостоятельной комплексной отрасли права.

Яркими представителями данной теории являются такие ученые как: (А.С. Авакьян, В.А. Баранчиков, О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев). Позиция указанных авторов сводится к тому, что в настоящее время есть все основания считать муниципальное право самостоятельной отраслью права обладающей свойством комплексности, что опосредуется особенностью предмета регулирования, который образуют общественные отношения, возникающие в местном самоуправлении, многие из которых при желании можно отнести к соответствующим отраслям, сферам общественной жизни.

Таким образом, в представленном понимании муниципальное право России — комплексная отрасль отечественного права, состоящая из правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в системе местного самоуправления, формы осуществления народом непосредственно и через органы местного самоуправления своей власти для самостоятельного решения вопросов местного значения.

Следует отметить, что указанное выше понимание муниципального права исходит из теоретических предпосылок, заложенных отечественными учеными исходя из положений теории государства и права.

Помимо этого, одним из основополагающих факторов для обозначения такой новоиспеченной, находящейся в процессе своего становления отрасли права, как муниципальное право, является ее предмет. Потому как, именно специфика и индивидуализирующие признаки, составляющие предмет отрасли, позволяют идентифицировать данную отрасль в общей системе права [3].

Как было замечено выше, широкое поле действия отрасли муниципального права обусловило необходимость использования большого количества нормативных правовых актов из различных отраслей права для регулирования социальных отношений в сфере местного самоуправления.

Таким образом, можно сказать о том, что особенность предмета муниципального права – это объединение различных по своему регулированию социальных отношений на местном уровне.

Российские законодатели, определяя муниципальное право, основываются на критерии совокупности отношений, которые составляют структуру так называемого предмета муниципального права. Данная конструкция понятия предмета права явно является неустойчивой и постоянно изменяющейся, связано это с постоянным изменением условий жизни общества, что влечет за собой добавление или изъятие тех или иных вопросов местного значения, что в свою очередь напрямую влияет на изменение и развитие законодательства.

Однако следует отметить, что особенность муниципального права в качестве отдельной отрасли права заключается не объеме предмета ее регулирования, то есть комплексного признака, а скорее в субъективном, в муниципальном праве – это возможность населения самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах своего муниципального образования опираясь на действующее отраслевое законодательство.

Распространено мнение о том, что отношения связанные с участием населения в самоуправлении, их особенности и специфика реализации данных отношений на практике, в конечном счете и составляют предмет муниципального права, тем самым определяя необходимость в своем специальном правовом регулировании.

В научном сообществе также поднимается вопрос о том, что большая широта предмета муниципального права, то есть комплексность отрасли, негативно сказывается не только в теории, но и непосредственно в практической деятельности.

В частности указывается то, что данная комплексность негативно сказывается на кодификации законодательства в регулируемой сфере, препятствует образованию системности законодательства в целом. При этом, нужно учитывать, что при составлении законодательства должны активно использоваться административно-понятийный и методы регулирования права.

Помимо этого, учитывая достаточно продуктивное сочетание правовых норм многих отраслей права, говорить о муниципальном праве как о полностью самостоятельной отрасли права, являющейся публично-правовой, в настоящее время достаточно рано.

Муниципальное управление по своей сущности имеет много сходств, с государственным управлением, по крайней мере, в части организации исполнительно-распорядительной деятельности органов местного самоуправления их организации и взаимодействия между собой.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что разнообразие подходов к понятию муниципального права как отрасли права, каждый из которых подразумевает свое определение его предмета регулирования, обуславливает необходимость определения универсального понятия предмета муниципального права.

На наш взгляд, наиболее верным его определением является — отношения связанные с участием населения в самоуправлении, их специфика и особенности реализации их на практике.


Список литературы

  1. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации / О. Е Кутафин, В.И. Фадеев. — М.: ЮРИСТЪ, 2017. — 560 c.
  2. Тарханов, М. В. Механизм реализации местного самоуправления в муниципальных районах субъектов Российской Федерации (на примере Московской области) / М.В. Тарханов. — М.: Юркомпани, 2016. — 180 c.
  3. Шугрина, Е. С. Муниципальное право / Е.С. Шугрина. — М.: Норма, 2016. — 528 c.
  4. Ларичев, А. А. Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации и Канаде: моногр. / А.А. Ларичев. — М.: Юридический центр, 2015. — 208 c.