УДК 349.4

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОБСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

№19,

Юридические науки

Косачёва Ольга Сергеевна
Яворская Анастасия Викторовна


Научный руководитель: Власов В.А., кандидат юридических наук, доцент.


Ключевые слова: МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК; ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА; ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА; MUNICIPAL PROPERTY; LAND; INDIVIDUALS; LEGAL ENTITIES.


Аннотация: Для приобретения права собственности на определенный земельный участок, который является составляющим определенного муниципального образования, нужно иметь ряд документации, которая позволит это сделать. В таком случае заключается договор, который регламентирует условия пользования данной землей и регулирует временные рамки. В данной работе будут рассмотрены условия и документация, которые обеспечивают наличие такого права.

Актуальность данной темы главным образом вытекает из важности земли как охраняемого природного объекта, природного ресурса, используемого в качестве средства производства и основы осуществления хозяйственной деятельности, и одновременно как недвижимого имущества — объекта права на землю.

Муниципальная собственность на землю представляет собой совокупность имущества, принадлежащего муниципальному образованию (городам, поселкам). Помимо самой земли, в эту собственность входит иное движимое и недвижимое имущество, коммунальные сети, жилой и нежилой фонд, сооружения.

Тему предоставления земельных участков из муниципальной собственности в собственность физических и юридических лиц исследовали в своих трудах такие учёные, как: Н. В. Гагаринова, К. А. Белокур, А. В. Матвеева, А.П. Сергеев, А.В. Руднёв, В.В. Григорьев, А.Н. Кокотов, Н.И. Краснов.

Объектом являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления земельных участков из муниципальной собственности в собственность физических и юридических лиц.

В настоящее время большое количество граждан и юридических лиц обращаются в исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, с целью приобретения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. По данным на 2018 год около 92,2 % от общей площади земель Российской Федерации составляют земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а в собственности граждан и юридических лиц около 7,8 %. Данное процентное соотношение наглядно показывает, что земель государственной и муниципальной собственности значительно больше, соответственно их динамическое развитие, предоставление и правовое регулирование остается актуальным на сегодняшний день.

Право предоставления гражданам и юридическим лицам определённого земельного участка, который находится в собственности муниципального образования регламентируется Земельным Кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ).

Правом предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наделены органы государственной власти (федеральной, субъекта РФ) и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в области земельных отношений в соответствии со своей компетенцией.

Условия и порядок предоставления земельного участка:
Если земельные участки находятся в муниципальной собственности, они могут предоставляться следующими способами в пользование и владение физическим или юридическим лицам:
1. Продажа (путём проведения публичных торгов или без таковых через реализацию права преимущественного выкупа у предоставляющего землю органа власти);
2. Аренда (договор на ее заключение также происходит через торги или без них, если речь идёт о продлении ранее заключённого договора);
3. Безвозмездное пользование.

После получения документа с положительным решением на регистрацию, нужно иметь ряд документов: квитанция об оплате госпошлины, заявление о регистрации участка, выписка из кадастрового плана земельного участка, документ, который подтверждает полученное решение от органов власти и документ, подтверждающий личность .

При приватизации земли муниципального образования – целиком или частично – физическое или юридическое лицо становится субъектом, который имеет право частной собственности на определенный земельный участок .

Отказ в предоставлении земельного участка может быть получен в случае неправильно собранной документации, если субъект, который желает получить право владения участком был замечен в ряде нарушений по договору аренды земли, если участок предназначен для использования другими субъектами или в схеме расположения территорий существуют факторы, которые препятствуют конечной цели.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается федеральными законами.

Анализ судебной практики позволяет выявить несколько основных проблем, связанных с ненадлежащим использованием государственными органами своих полномочий. К ним относятся:
а) необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в собственность физическим и юридическим лицам из государственной и муниципальной собственности.

Отдельный вид в выделенной категории составляют злоупотребления, связанные с ненадлежащим использованием должностными лицами полномочий по приему документов, необходимых для оформления, переоформления прав граждан и организаций, т.е. деятельность органов государственной власти по процедурному оформлению материальных правоотношений.
б) нарушение процедур принудительного прекращения прав на земельные участки.

В нормативном правовом акте могут иметься положения, позволяющие государственным органам принимать немотивированные управленческие решения, отступать от установленного порядка принятия решения либо изменять этот порядок по своему усмотрению, необоснованно предоставлять преимущества, привилегии определенным лицам, расширительно толковать предоставленные полномочия, создавать возможность должностному лицу предъявлять гражданам трудновыполнимые или обременительные требования. Вышеуказанные признаки характеризуют действия публичных субъектов, выраженные в форме злоупотребления полномочием.

Таким образом, злоупотребления полномочиями публичными субъектами в земельных правоотношениях проявляются в ненадлежащем использовании органами государственной власти и органами местного самоуправления своих прав и обязанностей (полномочий), что выражается в создании препятствий для реализации правомочий собственников земельных участков, иных правообладателей и (или) в создании преимуществ для одних лиц перед другими.

В судебном порядке оспариваются также действия (бездействие) уполномоченных органов, направленные на создание препятствий в реализации земельных прав.

К ненадлежащим действиям или бездействию относятся коллегиальные или единоличные действия государственных органов, в результате которых создаются препятствия к осуществлению физическими и юридическими лицами принадлежащих им прав и свобод, необоснованное возложение какой-либо обязанности или непринятие мер в порядке возложенной компетенции.

Установление судом общей юрисдикции или арбитражным судом факта злоупотребления правом участником земельного правоотношения является квалификацией нарушения публичных интересов, противоправности интереса участника земельных правоотношений, соответственно противоправности принятого юридического акта или совершенного юридического поступка участником земельного правоотношения, основанием для возмещения убытков.


Список литературы

  1. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник для вузов. М., 2008. –193 с.
  2. Карлова Н. В. Возникновение, изменение и прекращение прав на землю в Российской Федерации / Москва. – 2014. – 318 с.
  3. Корнеев А. Л. Вопросы перераспределения земель в контексте изменений земельного законодательства // Юридический мир. – 2016.
  4. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право России. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2008. — 215 с.
  5. Пешин Н. Л. Муниципальное право Российской Федерации. — 3-е изд. — М.: Юрайт, 2011. — 269 с.
  6. Справочник «Земельный фонд Российской Федерации по состоянию на 1 января 2015 года», Москва, 2015, с. 235 // Электронный ресурс: https://rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere-ispolzovaniya-i-okhrany-zemel/gosudarstvennyy-monitoring-zemel/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 26.10.2015).
  7. https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-predostavleniya-zemelnyh-uchastkov-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sobstvennosti
  8. https://clck.ru/Gm4w4