УДК 34

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№19,

Юридические науки

Гончарова Ольга Александровна
Тищенко Олеся Владимировна


Ключевые слова: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ИНДЕКС; ИНФРАСТРУКТУРА; ЭКОНОМИКА; INNOVATION ACTIVITY; INDEX; INFRASTRUCTURE; ECONOMY.


Аннотация: В данной научной статье был рассмотрен анализ инновационной деятельности в Российской Федерации, были рассмотрены проблемы низкого уровня данной деятельности в экономики России. Так же был проведен сравнительный анализ отдельных аспектов инновационной деятельности стран Западной Европы и России.

В настоящее время мир не стоит на месте, и осуществляются новые этапы в развитии инновационной деятельности. Само определение «инновации» закрепляется как на законодательном уровне, так и на доктринальном, например, в ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», (далее — Закон о науке) говорится, что инновации — это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

В п. 1 ст. 13 Закона о науке указаны направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды на основе специального доклада Правительства РФ. Вместе с тем, эта норма обосновано подвергалась критике в доктрине. Например, было высказано верное замечание о том, что в соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства», но в указанном выше законе отсутствует указание на то, что Президент РФ определяет эти направления «в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами».

В предыдущие года инновационный прогресс в России базировался на научных знаниях, которые получили развитие, в частности, в атомном и космическом проектах, опиравшихся на солидный научный фундамент. Инновация как приоритетное направление развития экономики России стали актуальны сравнительно недавно. Сравнивая приоритетную направленность инновационную деятельность России с странами Западной Европы, можно сказать то, что в странах Западной Европы данное направление в экономику страны вносит больший процентный вклад, чем в России.

Одним из наиболее ярких показателей, характеризующих инновационную активность страны, является глобальный индекс инноваций, которые ежегодно, начиная с 2007 года составляется международной бизнес-школой INSEAD. Глобальный индекс инноваций рассчитывается на основе анализа 80 различных переменных, которые детально характеризуют инновационное развитие стран мира. Итоговый Индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране.

Во всём мире лидерами рейтинга стран мира по индексу инноваций являются ряд стран, в том числе, и Западной Европы, такие как Швейцария – 1 место, Нидерланды – 3 место, Великобритания – 5 место, Германия – 9 место, Ирландия – 10 место. Российская Федерация, согласно вышеуказанным исследованиям занимает 46 место в данном рейтинге.

Согласно глобальному индексу инноваций в нем учитывается не только научная составляющая, но также политическая и экономическая (уровень законодательства страны для развития инновационной деятельности, уровень коррупции и другие факторы) составляющая. Инновации в современном мире играют важную роль. Но, несмотря на это, инновационная деятельность в России очень слабо развита.

Низкие позиции Российской Федерации во многом обусловлены отсутствием соответствующего законодательства и традиций его корректного применения, а также чрезвычайно высокой энергоемкостью российской экономики, занимающей по этому показателю одно из последних мест в мире. Ни государственный, ни частный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности отечественных предприятий заметно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере. Проблема инноваций в области использования генетически модифицированных микроорганизмов в продовольственной сфере тоже имеет особое значение, так как их распространение приводит к резкому росту онкологических заболеваний, токсикозов, генетических уродств, сокращению жизни трудоспособного населения и т.д. В качестве предложения В.А. Власов предлагает ввести в Российской Федерации мораторий на пищевые продукты, содержащие генетически модифицированные микроорганизм.

Еще одна проблема — инновационная инфраструктура. Инновационная инфраструктура — это объединение взаимосвязанных структур, которые обслуживают и обеспечивают развитие инновационной деятельности. Государство принимает меры по развитию данного направления, но при этом мы должны понимать, что этот процесс займёт достаточно длительное время и не малые финансовые вложения. И это далеко не все препятствия для развития инновационной деятельности в Российской Федерации. Основная проблема формирования и становления инновационного развития в России как раз и заключается в том, что данный процесс должен произойти в весьма сжатые сроки при отсутствии многих условий для его развития.

Анализируя всё вышесказанное, можно сказать, что сложившаяся, на данный момент, ситуация требует кардинальных мер для устранения обозначенных проблем, инициативность как от государства, так и от предприятий, а также поддержку и определённый контроль органов государственной власти различных уровней. Необходимо создать такие условия, в которых зарубежные страны захотят приобретать российскую инновационную продукцию. Имидж отечественного продукта необходимо поднять на новый уровень, тогда инновационная деятельность укрепится в российской национальной экономике.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
  2. Лапаева В.В. Государственная научно-техническая политика: актуальные проблемы правового обеспечения // Законодательство о науке: современное состояние и перспективы развития / Отв. ред. В.В. Лапаева. М.: Норма, 2004. С. 18.
  3. Малашенкова О.Ф., Семиградская Э.А. Анализ эффективности Инновационной инфраструктуры стран Единого экономического пространства в контексте международных оценок.// Труды факультета международных отношений БГУ. 2014. №5. С.12
  4. Долженкова О. В., Горшенина М. В., Ковалева А. М. Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения // Молодой ученый. 2012. № 12. С. 208-210.
  5. Власов В.А. Предпосылки введения в Российской Федерации моратория на пищевые продукты, содержащие генетически модифицированные микроорганизмы // Право и государство: теория и практика. 2011. № 8 (80). С. 132-136.
  6. https://www.wipo.int/publications/ru (дата обращения 14.06.2019)
  7. РИА Новости. https://ria.ru/ (дата обращения 14.06.2019)