УДК 349

СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ

№19,

Юридические науки

Гараджаева Сабина Меджидовна
Сморчкова Анастасия Евгеньевна


Ключевые слова: СВОБОДНЫЙ ПОРТ; РЕЗИДЕНТ; ВЛОЖЕНИЯ; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ИНВЕСТИЦИИ; ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ; FREE PORT; RESIDENT; INVESTMENTS; BUSINESS ACTIVITIES; INVESTMENTS; TERRITORY OF ADVANCED SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT.


Аннотация: В работе предпринята попытка исследования некоторых преференций для резидентов Свободного порта Владивосток. Выявлены некоторые проблемы и даны пути решения этих проблем. Также рассмотрена судебная практика, определяющая положения данного вида правового режима.

В первый раз порядок порто-франко во Владивостоке устанавливался и функционировал в дореволюционной России в 1860 — 1909 годах. Сформированный в 1860 году военный форпост Владивосток был призван держать охрану для торговых путей и территорий границ Российской империи с Китаем. Со временем форпост развивался, в 1860-х годах стали появляться первые гражданские поселенцы, что подвергло к формированию порта. С 1861 по 1909 год он имел положение, которое ему возвратили абсолютно не так давно, – порто-франко (свободный порт). Порт обеспечивал импорт в Россию таких товаров, как автомобили, одежда, электроника, продукты, морепродукты. Кроме того, обеспечивался ввоз металлургии и древесины.

Высокие показатели товарооборота, а кроме того, интерес в его будущем увеличении вынудили властные круги подумать о придании порту особого таможенного статуса. Кроме того, в формировании такого рода мысли воздействовало внедрение против России санкций рядом западных держав. Санкции со стороны стран Европейского союза и США повлекли за собой не только подобный результат, как убывание капитала, но и встречную отдачу со стороны России, как введение санкций на ввоз товаров отдельных групп, что, в свою очередность, осложнило внешнеэкономические торговые отношения России с рядом западных стран. Для того, чтобы побуждать прибытие зарубежных вложений и увеличение товарооборота, было принято сформировать свободный порт Владивосток.

Впервые о создании территорий опережающего развития – экономических зон с особыми условиями для бизнеса уже в нынешнем столетии — заявил в 2013 году в своем послании Федеральному собранию Президент Владимир Путин.

Глава государства предложил «создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания не сырьевых производств, ориентированных, в том числе и на экспорт».

Территория опережающего социально-экономического развития – часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. Ключевыми принципами являются масштабные налоговые преференции для бизнеса и поддержка государства в строительстве инфраструктуры.[5]

В настоящее время на Дальнем Востоке определены 13 территорий опережающего развития и 5 субъектов макрорегиона, входящих в Свободный порт Владивосток.
С целью управления территориями Постановлением Правительства основана «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ), которая функционирует, равно как управляющая компания и гарантирует административное сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

Предложение обеспечить Владивосток положением Свободного порта с заманчивым, облегченным таможенным режимом было озвучено Президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию в декабре 2014 года.

Федеральный закон №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» подписан Президентом Российской Федерации 13 июля 2015 года и вступил в законную силу 12 октября 2015 года.

Главными целями формирования свободного порта представляется развитие интернациональной торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а кроме того, формирование и развитие производств, основанных на использовании нынешних технологий и направленных на производство в свободном порту Владивосток конкурентоспособной в странах Азиатско-Тихоокеанского региона продукции.

Под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.[4] Свободный порт Владивосток, также как и территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет.

На территории свободного порта Владивосток разрешается осуществление любой не запрещенной законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности.

Виды предпринимательской деятельности, которые не вправе реализовывать резиденты свободного порта Владивосток, формируются решением наблюдательного совета свободного порта Владивосток.

Критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток аналогичны критериям отбора резидентов территории опережающего социально-экономического развития и формируются Правительством Российской Федерации.

Под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.[4]

Стоит заметить, что резидентами чаще всего выступают субъекты малого и среднего предпринимательства (малый и средний бизнес), которые, как отмечает Власов В.А., являются важнейшими и неотъемлемыми элементами современной рыночной экономики Российского государства. Экономические и социальные функции малого и среднего предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших стратегических задач Российского государства.[2]Существование успешного сектора малого и среднего предпринимательства в экономике нашего государства будет содействовать развитию действительного среднего класса, формированию новых рабочих мест, созданию конкуренции. Значимым фактором представляется тот факт, что собственно на этот сектор приходится существенная доля налоговых отчислений в бюджеты различных уровней. Формирование этого сектора экономики обязано содействовать настоящему и высококачественному насыщению рынка товарами, преодолению отраслевого монополизма, увеличению вывозной возможности, внедрению вложений и инноваций.

Территория свободного порта Владивосток располагается под действием особого правового режима для предпринимательской и инвестиционной деятельности. Кроме того, как и территории социально — экономического развития, она обладает большим диапазоном преференций для резидентов. Примерами таких преференций являются: 0% налог на прибыль и налог на имущество, а также земельный налог в течение первых 5 лет, существует возможность в обеспечении земельными участками в аренду без торгов и по кадастровой стоимости, отсутствие уплаты таможенных пошлин, а также иностранные граждане, прибывающие в РФ через пункты пропуска, расположенные на территории свободного порта Владивосток, могут пребывать на территории РФ до 8 дней без оформления визы.

Необходимо заметить, что наравне с видимыми преимуществами от выхода России на торгово-транспортную арену стран АТР появляется и высокая конкурентная борьба с этими же странами. В особенности обостренно она чувствуется при сопоставлении с соседними портами КНР, Республики Кореи и Японии. Так, например, пропускная способность портов Дальнего Востока в 2017г. составила 112,94 млн. т., в то время как за тот же период в порту Шанхай было обработано 812 млн. т разнотипных грузов. Это сопряжено, как с недостающей материально-технической портовой базой Владивостока, так и с недостатком высококвалифицированных рабочих кадров.

Кроме того, никак необходимо ждать, что ТОСЭРы и СПВ станут тем самым локомотивом роста, который вытянет экономику Дальнего Востока. В том числе и наиболее оптимистичные мониторинги по поводу деятельности ТОСЭР и СПВ демонстрируют, что при нынешних темпах увеличения ее масштаб не будет макроэкономически значимым еще, по крайней мере, 10-15 лет.[1]

Достаточно припомнить, что за 2012-2016гг. физический объем вложений в основной капитал ДФО, согласно сведениям Росстата, сократился на целых 33%. И рост инвестиций в рамках ТОСЭР и СПВ горазд закрыть только небольшую часть этого провала.

Несмотря на сказанное выше, работа по повышению эффективности работы ТОСЭР и СПВ должна продолжаться.

С одной стороны, данная деятельность обязана содержать в себе серьезный отбор заявок от возможных резидентов на базе четких и прозрачных критериев финансовой производительности.

С другой стороны, нужно непрерывное наблюдение деятельности по уже запущенным проектам с целью последующей помощи эффективным и вероятного отсева провальных.

Кроме этого, обязаны проводиться все требуемые действия по предотвращению нецелевого расходования и хищения выделяемых бюджетных средств.

В окончательном счете, подобная деятельность гарантирует и увеличивает формирование экономики Дальнего Востока, и увеличение возврата вложенных в развитие ТОСЭР и СПВ бюджетных средств.

Также, мы предлагаем скорректировать использование льготной ставки по налогу на имущество в размере 0% для резидентов ТОР не с момента его регистрации, а с момента введения в эксплуатацию самого объекта.

Также далеко не без «лазеек» выпущен в свет ФЗ №212 «О свободном порте Владивосток».

Он не содержит перечня видов деятельности, которые могут реализовываться резидентами этой территории. Помимо этого, наблюдательный совет вправе предопределять виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых не применяются единичные меры государственной поддержки предпринимательской деятельности. На наш взгляд, данные положения Закона содержат коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, указанные в подпунктах «г» и «д» пункта 3 Методики: чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества и принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

Проигнорированным осталось также высказывание Минэкономразвития России относительно недопустимости наделения уполномоченного федерального органа полномочием по ведению реестра резидентов СПВ без возложения на него обязанности публиковать указанный реестр (п. 5 заключения Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия).

Из всего вышеуказанного следует, что требуется редакция ФЗ «О свободном порте Владивосток», дабы искоренить данные нарушения, а именно:
1. Требуется внести в ст. 6 ФЗ «О свободном порте Владивосток» перечень видов деятельности, которые могут реализовываться резидентами этой территории, дабы не представлять необоснованно широкие пределы усмотрения для наблюдательного совета порта Владивосток.
2. Необходимо уполномоченному федеральному органу не только вести реестр резидентов, но и создать Интернет-портал, на котором будет публиковаться данный реестр.

Решением арбитражного суда города Москвы от 18 марта 2019 года N А40-282916/2018 в удовлетворении заявленных требований ООО «Содействие развитию бокса в Дальневосточном регионе «Союз Бокса» отказать полностью.

ООО «Содействие развитию бокса в Дальневосточном регионе «Союз Бокса» обратилось в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказа Акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока» (АО «КРДВ») N 005-8568 от 29.08.2018 г. в заключении соглашения об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток. Решением АО «КРДВ», оформленным Письмом исх. N005-8568 от 29.08.2018 АО «КРДВ» заявителю со ссылкой на положения п. 5 ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 N212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» в заключении соглашения об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток было отказано.

Согласно исследованным материалам, суд пришел к выводу, что решение управляющей компании было обоснованным, так как общество планировало реализовать инвестиционный проект на земельных участках, которые находятся в пользовании третьего лица, в отношении которых в ЕГРН зарегистрированы ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, N 25.28.2.133 на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». При этом заявитель в нарушение п. 4.1 Приказа N 187 не предоставил доказательств того, что общество может реализовать бизнес-план на указанных земельных участках.


Список литературы

  1. Калинич Е. В. Проблемы и перспективы развития Свободного порта Владивосток в условиях конкуренции // Молодой ученый. — 2018. — №45. — С. 71-74
  2. Власов В.А. Правовое положение субъектов микропредпринимательства, малого и среднего предпринимательства: понятие, признаки, эволюция развития законодательства // Аграрное и земельное право. – 2012. — №2. – С. 15-25
  3. Власов В.А. Правовая природа государственных и муниципальных контрактов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – №12. – С. 28-29
  4. О свободном порте Владивосток: федер. закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2018. — № 28. — Ст. 4145
  5. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2018. — № 32. — Ст. 5134