УДК 346.7

ВЛИЯНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ САНКЦИЙ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВА

№19,

Юридические науки

Вержинский Ян Станиславович
Кузнецов Дмитрий Евгеньевич


Научный руководитель: Власов В.А., кандидат юридических наук, доцент.


Ключевые слова: ПРОДОВОЛЬСТВИЕ; САНКЦИИ; ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА; ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ САНКЦИИ; СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА; САНКЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ; FOOD; SANCTIONS; FOOD POLICY; FOOD SANCTIONS; AGRICULTURE; GOVERNMENTAL SUPPORT; SANCTION RESTRICTIONS.


Аннотация: В настоящей статье авторы предприняли попытку научного анализа отдельных вопросов продовольственного обеспечения Российской Федерации в новых экономических и финансовых условиях действия «продовольственных санкций».

События 2014 года после эскалации конфликта на юго-востоке Украины и проведения референдума о статусе Крыма привели к введению США и ЕС персональных санкций в отношении политических деятелей Российской Федерации, в результате чего возникли необратимые последствия не только в политической жизни страны, но и в сфере экономики, в частности была затронута предпринимательская деятельность в сфере производства сельскохозяйственной продукции.

Россия имеет трудовые, земельные и другие природные ресурсы, которые составляют основу эффективного развития сельского хозяйства. По земельным ресурсам она занимает первое место в мире, а по трудовым входит в пятерку лидирующих стран мира — наряду с США и Китаем. Однако, по эффективности использования в сельскохозяйственном производстве земли, то есть по производительности труда, наша страна существенно отстает и находится гораздо ниже среднего мирового уровня, США и Китая [1].

В связи с этим Российская Федерация, оказавшись в “санкционной ловушке”, была вынуждена встать на путь реализации своего производственного потенциала в сфере сельского хозяйства.

Так, ответные санкции России были введены Постановлением Правительства от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. № 560 “О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации”» [2; 3]. Согласно этому документу на один год был запрещен ввоз в Россию некоторых групп товаров (рис. 1) [4].


Рис.1 Объем импорта запрещенных к ввозу товаров в РФ в 2013 г.

Как видно из рис. 1, практически по всем ввозимым продуктам доля запрета варьируется в среднем от 40 до 50%. Следует отметить, что наибольшие доли приходятся на такие товары, как готовые пищевые продукты, свежая свинина, рыба, овощи, т. е. именно этим продуктам необходимо искать замену в первую очередь [5].

В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 03 декабря 2015 года было прямо предусмотрено, что: «нужно поставить задачу национального уровня и к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием. Мы не только можем сами себя накормить с учетом своих земельных, водных, что особенно важно, ресурсов. Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей, тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию устойчиво растет» [6].

Власов В.А. по этому поводу также пишет, что одним из главных условий снижения предполагаемых рисков и повышения конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики может стать осуществление комплекса мероприятий по совершенствованию системы управления продовольственным обеспечением на различных уровнях. В результате возникшей ситуации в аграрном секторе экономики России и ее регионов проблема замещения импортных продовольственных товаров отечественными становится не просто актуальной, а стратегически приоритетной [7].

Следует провести анализ статистики за период с 2014 г. по 2018 г. по показателям роста объема производимой сельскохозяйственной продукции. Так, по официальным данным Росстата объем сельскохозяйственной продукции, производимой сельскохозяйственными организациями в 2014 году составлял 2083 млрд. рублей (из них растениеводства – 940,7 млрд. рублей, животноводства – 1143,2 млрд. рублей), а в 2018 году уже 2819,6 млрд. рублей (из них растениеводства – 1287,3 млрд. рублей, животноводства – 1532,3 млрд. рублей), крестьянскими фермерскими хозяйствами в 2014 году 409, 7 млрд. рублей (из них растениеводства – 315,2 млрд. рублей, животноводства – 94,5 млрд. рублей), а за 2018 год 612,5 млрд. рублей (из них растениеводства – 471 млрд. рублей, животноводства – 141,5 млрд. рублей). Из проведенного выше анализа можно сделать вывод о том, что продовольственные контрсанкции послужили важнейшим стимулом к развитию производственной базы, увеличению объема производства, наполнению внутреннего рынка отечественной продукцией. Исходя из последнего утверждения можно сказать о дальнейшем повышении конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей.

Достижения данных показателей за период действия санкций стали возможны благодаря многим факторам, которые благоприятно повлияли на сферу предпринимательства в России, например, к таким факторам можно отнести создание фондов Агентства кредитных гарантий и национальной системы кредитных гарантий более чем в 81 субъектах РФ, также 31.12.2014 года ГД принят закон № 488 – ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», ко всему прочему, принят закон о «налоговых каникулах» для ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах ФЗ от 29.12.2014 г. № 477 – ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и т.д.

Конечно, необходимо сосредоточить внимание на денежно-кредитное и бюджетно-финансовое обеспечение государства, главной целью которого является повышение эффективности и немаловажно конкурентоспособности отечественной продукции сельскохозяйственного и промышленного производства для последующей экономической независимости России в этой отрасли.


Список литературы

  1. Власов, В.А. Некоторые актуальные вопросы продовольственного обеспечения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в условиях действия «продовольственных санкций» / В.А. Власов // Аграрное и земельное право. Издательство «Право и государство пресс» (Королев). — 2015 г. — № 3(123). — С. 11.
  2. О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778.
    Режим доступа: http://base.garant.ru/70712500/
  3. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/08/07/sankcii-dok.html
  4. Администрация Президента РФ: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/46404#sel
  5. Шарощенко, И. В. Влияние продовольственных санкций на развитие отечественного производства / И.В. Шарощенко, Ю. А. Виноградова // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. — 2015 г. — № 2(71). — С. 48.
  6. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 03.12.2015 // Российская газета. — 2015. — № 275. — 04 декабря.
  7. Власов, В.А. Развитие производства органической сельскохозяйственной продукции как одно из перспективных направлений продовольственного обеспечения в условиях действия продовольственных санкций: мировой и российский опыт / В.А. Власов // Эпоха науки. — Декабрь 2017 г. — № 12. — С. 13.