УДК 31

ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

№19,

Социологические науки

Борисова Ирина Александровна


Научный руководитель: Богдановская В.И., кандидат педагогических наук.


Ключевые слова: НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ; ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА; JUVENILE OFFENDERS INDIVIDUAL PREVENTION EFFORTS; THE EFFECTIVENESS OF INDIVIDUAL PREVENTIVE WORK WITH JUVENILE OFFENDER.


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, определяется роль социальной среды и специалистов помогающих справиться с процессом перевоспитания.

Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя исправительно-корректирующее воздействие в качестве одного из элементов, но не сводится только к нему. Это целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздействием воспитателей, общественности и коллективов вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства и волю, изменяют, таким образом, интересы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуальная профилактика направлена на устранение пагубных влияний на конкретную личность окружающей среды. Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбирать профилактические методы, обеспечивающие: социальное оздоровление микросреды, выработку нравственного сознания, формирование навыков и привычек позитивного поведения, воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям.

Профилактическое воздействие становится оптимальным, если оно учитывает особенности и тенденции развития личности и совпадает с ее внутренними побуждениями. Процесс внешнего профилактического воздействия тогда как бы сливается с процессом самовоспитания, саморазвития. Естественно, что результаты такого совпадения оказываются максимальными. Очень часто этот эффект в профилактике правонарушений зависит не столько от силы внешнего воздействия, сколько от умения привести внешнее воздействие в соответствие с особенностями личности[1].

Порядок проведения и содержание профилактических мероприятий индивидуализируются в зависимости от факторов, основными из которых являются: характеристика личности правонарушителя [2].

Индивидуальную программу реабилитации разрабатывает учебное заведение, в котором учится несовершеннолетний, программа реабилитации представляет собой документ, в котором находится информация о несовершеннолетнем (фио, место обучения, дата рождения, дата постановки на учет, основание для проведения, конечная цель, задачи, которые решаются в ходе проведения работы), далее краткий отчет о проделанной работе, туда входят список мероприятий, которые были проведены с несовершеннолетним, и в конце – выводы об эффективности индивидуальной профилактической работе. Отчет о работе направляется в «Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации г. Абакан». По положению, программа реабилитации должна проверяться не реже одного раза в четверть.

Также мы считаем, что к оценке эффективности можно отнести базу данных. База данных представляет собой электронный документ, в котором, собрана информация по всем правонарушителям, которые состоят на учете. В базе есть данные о семье несовершеннолетнего, о его занятости и его родителей, а также там собрана вся информация об его правонарушениях, а также расписано, когда и какая работа с ним проводилась.

Обратимся к результатам экспертного опроса.

В результате опроса мы получили следующее: на вопрос какую индивидуальную профилактическую работу можно считать эффективной? Все специалисты ответили: что эффективной работу можно считать тогда, когда достигнута цель – т.е. снятие с учета несовершеннолетнего правонарушителя, некоторые добавили, что также сюда можно отнести и то что, ребенок в течении какого-то времени не совершил какое-либо противоправное деяние. Анализируя ответы экспертов на вопрос как происходит оценка эффективности индивидуальной профилактической работы, мы можем сказать, что в сложившейся практике оценке эффективности индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями можно описать следующим образом. Оценка происходит по отчетам, которая отражает динамику поведения ребенка, эффективность индивидуальной профилактической работы оценить затруднительно, поскольку сама эффективность индивидуальной профилактической работы зависит от работы специалистов, от личности ребенка, социального окружения, его диагноза (если таковой имеется).

На вопрос: «Как вы думаете, почему с одними правонарушителями достаточно минимального срока проведения индивидуальной работы, а с некоторыми работы длиться намного дольше?» ответы специалистов сошлись на том, что все зависит от самого ребенка в первую очередь. От его индивидуальных характеристик, возможно, от диагноза (если таковой имеется), ну а на втором и последующем месте стоит его социальное окружение.

Основными причинами совершения правонарушений согласно ответам являются прежде всего особенности подросткового возраста, далее это привлечение к себе внимания, конфликты в семье, собственный интерес, способ получения новых эмоций и др.

На вопрос о том, как вы считаете, что необходимо делать, чтобы индивидуальная профилактическая работа проходила эффективно? Ответы были следующие, прежде всего нужно показывать правильный пример в семье, стараться родителям как можно чаще и больше общаться с ребенком, обязательно, чтобы досуг детей был организован, и был такой ответ, что с подростками должны работать психологи с самого детства, чтобы понимать, способен ли ребенок на совершение правонарушения, и самого детства корректировать его поведение, если это нужно. И на вопрос, о том, что нужно сделать в республике, чтобы не было проблемы, связанной с оценкой эффективности индивидуальной профилактической работы? Ответы были таковы что, возможно нужны критерии, по которым бы было проще оценивать эффективность, которые бы в совокупности могли бы давать ответ на вопрос, о том, что индивидуальная профилактическая работа прошла эффективно.

Было изучено мнение специалистов в отношении Саратовкой модели оценивания, и по мнению специалистов, данную модель адаптировать сложно, поскольку она ориентирована на оценку деятельности субъектов профилактики, а наша практика ориентирована на работу с конкретным случаем.

Таким образом, в результате опроса, мы выяснили, что такая проблема как «оценка эффективности» действительно существует и требуется большая работа не только на уровне отдельных субъектов, но и на уровне республики.

Респонденты затруднились назвать критерии оценивания индивидуальной профилактической работы. При ответе на вопрос о критериях они отмечают факторы, которые влияют на эффективность индивидуальной профилактической работы: ответственная работа специалистов учреждений, особенности личности ребенка и его социального окружения (семья, школа), наличие у ребенка нарушений в развитии.

Сложившаяся практика оценка эффективности индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в г. Абакане осуществляется преимущественно на основе оценки результативности индивидуальной программы реабилитации (в том числе отсутствие правонарушений в течение 6 месяцев после снятия с учета). Эффективность индивидуальной профилактической работы специалисты связывают с ответственностью в работе специалистов учреждений, особенностями личности ребенка, его социального окружения (семья, школа), наличием у ребенка нарушений в развитии, а также с отсутствием противоправного поведения в постреабилитационный период. Предметом оценки является динамика ситуации ребенка (например, отсутствие нарушений в поведение, включенность в досуговую деятельность, улучшение успеваемости и т.д.). Данная оценка является недостаточной для оценки индивидуальной профилактической работы, поэтому считаем необходимым ввести дополнительно в процедуру оценки эффективности индивидуальной профилактической работы оценку как процесса, т.е. именно то, что будет обеспечивать результативность. Результативность будет обеспечивать: включенность ребенка в индивидуальную профилактическую работу, включенность семьи в индивидуальную профилактическую работу, межведомственное взаимодействие органов, задействованных в индивидуальной профилактической работе, комплексность предоставления услуг (т.е. участие в мероприятиях индивидуальной профилактической работе специалистов различного профиля: юристов, педагогов, воспитателей и др.).


Список литературы

  1. Мартынова М.С. Социальная работа с детьми группы риска / М.С. Мартынова. – М.: Социальный проект, 2003
  2. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков / Л.С. Алексеева.- Семья в России. – 2001 — №2.
  3. Борисова В.Ф., Ильгова Е.В., Кузнецова И.О. «Оценка эффективности деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» коллективная монография : коллективная монография / В.Ф. Борисова, Е.В. Ильгова, И.О. Кузнецова ; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия».
  4. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2001. – 416 с.