УДК 37.02:373.3

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№19,

Педагогические науки

Новожакова Чейнеш Юрьевна


Научный руководитель: Майнагашева Е.Н., кандидат педагогических наук, доцент.


Ключевые слова: ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ; УЧЕБНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОЕКТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»; CREATIVE POTENTIAL; EDUCATIONAL AND PROJECT ACTIVITIES; PROJECTS ON THE DISCIPLINE «THE WORLD AROUND US».


Аннотация: В статье рассмотрены педагогические условия развития творческого мышления. Проанализирована сущность понятия «творческий потенциал». Выявлены значение и последовательность работы над проектами при освоении дисциплины «Окружающий мир». Подобран комплекс проектов, способствующих расширению знаний по окружающему миру. Исследованы уровни развития факторов творческого потенциала младших школьников.

Цель статьи – теоретически обосновать и экспериментально выявить роль проектной деятельности в развитии творческого потенциала младших школьников посредством проектной деятельности.

Развитие творческого потенциала учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет младший школьный возраст. В эти годы закладывается основа для творческой деятельности, развивается творческое воображение, мышление.

Вопросами развития способностей занимались многие российские ученые (Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов, В. С. Юркевич).

Творческие способности – это способности порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации [1].

В настоящее время в научных исследованиях рассматривается понятие «творческий потенциал». «Творческий потенциал личности» – это ресурс творческих возможностей человека, способность конкретного человека к осуществлению творческих действий, творческой деятельности. Это – системная характеристика личности, которая дает ей возможность создавать, творить, находить новое, неизвестное ей самой и, в результате этого – уникальное. Эта характеристика позволяет человеку самостоятельно принимать решения, действовать оригинально и нестандартно в различных ситуациях, комплексное явление, которое включает различные уровни, стороны и сферы проявления [2].

В статье рассматриваются условия включения младших школьников в различные виды деятельности, которые создают благоприятные условия для развития у них творческого потенциала.

Главным фактором, определяющим творческие возможности ребенка, является его опыт. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта.

Роль проектной деятельности в развитии творческого потенциала младшего школьника трудно переоценить. Проект и исследование формируют особые личностные качества, позволяющие самостоятельно планировать и реализовать реальные жизненные потребности.

Развитие творческих способностей, творческого потенциала младших школьников является актуальной проблемой. Актуальность исследования заключается в том, что механизмы развития творческого потенциала, творческих способностей младших школьников средствами изучаемых дисциплин недостаточно представлены в области частных методик.

Под проектом большинство авторов (Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров, Е. Л. Яковлева) понимают достижение цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [3].

В соответствии с многообразием взглядов исследователей в философском, управленческом, психологическом и педагогическом аспектах понятие «проект» означает:
а) систему, деятельность и результат деятельности, метод, процесс, технологию;
б) результат деятельности проектирования.

Под учебно-проектной деятельностью понимается специально организованный и выполняемый педагогом совместно с обучающимися комплекс действий по решению социально и личностно значимой проблемы, завершающийся созданием полезного продукта, показывающий способность и готовность применить полученные результаты на практике.

Для успешного развития творческого потенциала младшего школьника посредством учебно-проектной деятельности придерживаются следующих педагогических условий:
1) формирование у младших школьников творческое мотивации к создавать учебно-исследовательской и Развитие проектной известности деятельности;
2) развитие ее Нетворческого для мышления степени младших видение школьников, в опосредованное основе отвечают которого ее лежит развивающего самостоятельный диалогичности перенос влияет знаний и которой умений в накопленных новую необходимо ситуацию, школьника видение перенос новых новых проблем в необходимы знакомых внеурочных условиях, внеурочных умение основе видеть сформировать альтернативу значительной решения и необходимы подхода к итоге его применением поиску, необходимо умение значительной создавать Для оригинальный способностей способ создавать решения исследовательской при применением известности успешного других; методов
3) формирование образовательной среды, обеспечивающей интеграцию учебной, исследовательской и внеурочной деятельности, влияющей на развитие творческого потенциала младших школьников.

Для решения творческих задач на занятиях педагогами используются следующие методы активизации мышления: метод мозгового штурма, метод творческих преобразований, метод беседы, изобразительная и игровая деятельность, творческие проекты.

На констатирующем этапе эксперимента в экспериментальном классе была проведена диагностика «Тест креативности П. Торренса».

Тест состоял из двух частей, которые содержат по три задания: «Нарисуй картину», «Незавершенные фигуры», «Повторяющиеся фигуры».

Показателями креативности мышления являются беглость, оригинальность, гибкость, разработанность.

На высоком уровне развития творческого потенциала находятся 2 (7,8%) школьника, на среднем уровне – 12 (46,1%) школьников, на низком уровне – 12 (46,1%) школьников.

Поскольку показатели характеризуются в основном как низкие и средние, существует проблема, заключающаяся в развитии творческого потенциала учащихся. Одним из средств развития творческого потенциала, развития дивергентного мышления младших школьников является метод проектов. Организация учебной деятельности по выполнению проектов в учебное и внеучебное время направлена на преобразование самого школьника.

Целью формирующего этапа эксперимента являлась реализация педагогических условий развития творческого потенциала посредством учебно-проектной деятельности младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир».

Педагогические условия развития творческого потенциала включали формирование мотивации учебно-исследовательской и проектной деятельности, развитие творческого, дивергентного мышления, формирование образовательной среды, обеспечивающей развитие творческого потенциала.

Реализация выделенных педагогических условий развития творческого потенциала происходила на уроках окружающего мира в 3-м классе по программе учебно-методического комплекса «Школа России» (автор А. А. Плешаков). Тематика комплекса проектов для учащихся третьих классов при изучении дисциплины «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебной программой, содержащей разделы: «Как устроен мир», «Эта удивительная природа», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Чему учит экономика», «Путешествия по городам и странам».

Комплекс проектов направлен на развитие творческого потенциала младших школьников. Он составлен по желанию учащихся. Предварительно была проведена консультация, представлены изучаемые в 3-м классе темы, а также тематика учебно-исследовательских проектов.

В 2018-2019 году происходила работа над проектами, входящими в комплекс: 1. Факторы, влияющие на жизненную ёмкость лёгких у детей. 2. Все о шоколаде. 3. Влияние промышленных загрязнений на ихтиофауну местных рек. 4. Отходы в доходы. 5. Выработка условного рефлекса у кошки. 6. Откуда в наш дом приходит тепло? 7. Разнообразие природы родного края. 8. Школа кулинаров. 9. Молоко животных Тувы.10. Волшебная соль.

Работа над проектом, выбранным учеником, происходила под руководством педагога и наблюдением родителей. Учащиеся получали консультации в соответствии с графиком работы. Вначале была проведена консультация о том, что такое проект, как выполняется работа над проектом, каковы этапы и результаты проекта. Консультация по разработке методологического аппарата проекта осуществлялась в соответствии со структурой: цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, гипотеза, теоретическая и практическая значимость. Консультация по анализу научной литературы проводилась с учетом возрастных особенностей младших школьников. Оказывалась помощь по поиску литературы, как письменных источников, так и источников из Internet.

Работа над проектом проходила такие этапы, как вхождение в проект, организация учебно-проектной деятельности, осуществление учебно-проектной деятельности, представление результата.

Целью контрольного этапа эксперимента являлось выявление эффективности педагогических условий развития творческого потенциала младших школьников.

Высокие показатели творческого потенциала наблюдались у 8 (30,8%) учащихся. Средние показатели наблюдались у 12 (46,1%) учащихся. Низкие показатели наблюдались у 6 (23,1%) учащихся.

Учащиеся с высоким уровнем развития мышления показали способность проникать в сущность каждого факта, в его взаимосвязь с другими фактами при выполнении заданий. Они овладели умением охватить проблему в целом, расширить область приложения результатов, полученных в процессе решения. Мышление школьников характеризуется процессом «движения в разных направлениях», по сути, является дивергентным. Такое мышление связано с творчеством школьников.

В целом учащиеся экспериментального класса показали уровень развития творческого потенциала, который характеризуется, как «выше среднего». Это свидетельствует об эффективности развития творческого потенциала в период формирующей работы.

Для выявления изменения в экспериментальном классе проведено сравнение результатов диагностирования учащихся на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Показатели беглости возросли по классу в целом на 41балл. Показатели оригинальности возросли по классу в целом на 34 балла. Показатели гибкости возросли по классу в целом на 38 баллов. Показатели точности или разработанности возросли по классу в целом на 44 балла. Повышение абсолютных показателей факторов творческого потенциала свидетельствует о повышении уровня развития мышления в целом по классу.

Наличие названных качеств позволяет говорить о наличии творческого потенциала у учащихся класса. Повышение уровня развития творческого потенциала произошло вследствие формирующей работы в экспериментальном классе на формирующем этапе эксперимента. В этот период эксперимента была реализована программа развития творческого потенциала младших школьников посредством учебно-проектной деятельности на уроках окружающего мира. Результатом систематической проектной деятельности стало изменение самих школьников, которые владея творческим потенциалом, проявили его, показали исследовательские умения, реализовали в конкретных проектах.


Список литературы

  1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер Ком, 2009.
  2. Яцкова О. Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе / Яцкова О. Ю. // Педагогика: традиции и инновации: Материалы II Международной научной конференции. 2012.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю.Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2002.