УДК 37

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

№20,

Педагогические науки

Огурцова Елена Михайловна


Научный руководитель: Васильев В.Л.


Ключевые слова: КУЛЬТУРА; УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ; ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ; КОМПОНЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ; CULTURE; MANAGEMENT CULTURE; FACTORS INFLUENCING THE MANAGEMENT CULTURE; FUNCTIONS OF MANAGEMENT CULTURE; COMPONENTS OF MANAGEMENT CULTURE.


Аннотация: В статье раскрыта сущность понятия «управленческая культура руководителя образовательной организации». Так же выявлены факторы, которые оказывают влияние на формирование требований к управленческой культуре, обоснованы функции управленческой культуры руководителей, влияющие на развитие образовательной организации в целом.

Цель статьи — определить особенности и основные составляющие управленческой культуры руководителя образовательной организации.

В современных социокультурных условиях предъявляются довольно высокие требования к управленческой культуре руководителей образования, в частности, руководителя образовательного учреждения.

Это связано со следующими основными факторами, такими как:
— модернизация образования,
— изменение парадигмы образования,
— практическая реализация образовательных реформ, ориентированных на образовательные потребности детей и родителей.

Управлять образовательной организацией в современных условиях — это сложная, ответственная и творческая работа. Поэтому модернизация образования выставляет новые универсальные требования к управленческой культуре руководителей образования: овладение технологиями менеджмента и маркетинга в образовании, привлечение к управленческим процессам педагогов, родителей, общественных организаций.

Собственно понятие «управленческая культура» имеет сложную, многогранную природу. С одной стороны, это может быть объяснено природой управленческой деятельности, с другой — многозначностью толкования термина «культура».

В общем понимании культура представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации.

Управление понимается как совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии или перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий. П. Друкер рассматривает управление как особый вид деятельности, который превращает неорганизованную толпу в организованную группу людей, стремящихся к единой цели. По его убеждению, управление — это стимулирующий элемент социальных изменений и социальных перемен. Он называет управление самым значимым феноменом, взрывом образования .

По мнению Г.М. Клочевой, «управленческая культура представляет собой обобщающую характеристику управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Это позволяет говорить о том, что зависимость между управленческой деятельностью и сформированной культурой — явление объективное, измеряемое. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика, случающая совокупность типических для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения» .

А.М. Борлаков считает, что при рассмотрении понятия «управленческая культура» следует учитывать субъективный фактор, включающий деловые, профессионально-личностные качества личности, а также ее индивидуальные характеристики. В их число входят:
— профессиональные знания в конкретной сфере деятельности;
— организаторские способности и навыки управленческой деятельности;
— искусство делового общения; компетентность в области психолого- педагогических проблем управления;
— общий культурный кругозор;
— нравственный облик, соответствующий общегуманистическим нравственным идеалам .

Выделенные характеристики, с одной стороны, отражают многомерность рассматриваемого понятия, многофакторность формирования управленческой культуры. С другой стороны, значимость данных характеристик в проявлении управленческой культуры в частной ситуации обусловливает необходимость самосовершенствования, непрерывной работы над собой.

Н.В. Кузнецова под управленческой культурой понимает совокупность следующих компонентов:
1) потребность и способность принимать участие в управленческих процессах, то есть в управленческой деятельности;
2) организационно-техническая компетентность;
3) овладение знаниями, умениями и навыками в области управления;
4) личная культура специалиста как субъекта межличностных отношений (включающая умение работать с людьми, искусство межличностного общения) .

Очень важно определить функции управленческой культуры, так как через них можно глубже познать сущность данного феномена.

Л.Д. Андреева сформулировала следующие функции управленческой культуры:
I. Содержательная функция направлена на поддержание ценностей, присущих данной организации, формирование ее позитивного имиджа. Очень важно, чтобы ценности, которые культивируются внутри коллектива, исходили вовне.
J. Воспитательная функция. Культура состоит из усвоенных способов поведения человека. Функция необходима для реагирования на поведение личности в рамках общественной культуры. Воспитательная функция также направлена на осмысление человеком своих действий, на осознание культуры на уровне ценностей и базовых положений.
K. Мотивирующая функция. На персонал мотивирующее воздействие оказывает адекватность управленческой культуры представлением о менеджере, управлении организацией.
L. Селективная функция. На уровне взаимодействия индивидуальной и управленческой культур происходит естественный отбор носителей культур.
M. Коммуникативная функция позволяет решать проблемы внутренней и внешней коммуникации.
N. Направляющая и управляющая функции. Контролирует формы поведения коллектива, предлагает выбор стиля деятельности личности, который является важнейшей составляющей управленческой культуры.
O. Интегративно-рефлексивная функция. Рефлексия специалиста своих собственных изменений в области профессионального роста, направленных на утверждение гуманистического идеала, признание ценности человека, создание условий для его развития и самосовершенствования .

На основании вышеизложенного, управленческая культура представляется нами как способ его профессиональной деятельности, включающей в себя социальный опыт, опыт управленческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к управленческой деятельности, этические нормы личности.

В научной литературе существуют исследования по изучению управленческой культуры педагога. Л.Д. Андреева рассматривает управленческую культуру на примере молодых учителей и понимает под этим качество личности, характеризующее готовность педагога к осуществлению процесса управления. В структуру управленческой культуры педагога Л.Д. Андреева включает ряд компонентов — информационные, операциональный и аксиологический, т. е. представления о сущности управления, самоуправления и соуправления, практические умения по осуществлению процессов управления, ценности и мотивационные установки педагога, регулирующие нравственно-этический аспект процесса управления .

Л.Н. Плахина считает, что управленческая культура педагога включает как процесс управления образовательным процессом, так и самоуправление собственной профессиональной деятельностью. В структуру управленческой культуры автор включает мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты. Под управленческой культурой понимается комплекс установок, представлений о сущности управления, умение осуществлять различные управленческие технологии .

Г.М. Клочева рассматривает управленческую культуру как важнейший компонент компетентности современного педагога, как детерминанту его профессионализма. Управленческая культура педагога, по мнению Г.М. Клочевой, — это комплекс знаний и умений по использованию в педагогическом процессе различных управленческих технологий (управленческих функций), т. е. умение осуществлять педагогический анализ имеющихся ресурсов, умение проектировать цели и осуществлять планирование и прогнозирование, умение организовывать и корректировать образовательный процесс, проводить его анализ .

И.А. Чугунова также считает, что управленческая культура — это важнейший показатель компетентности педагога. Это не только определенные знания и умения, но и творческий подход к процессу управления, под которым автор понимает педагогическую креативность. Это умения действовать в определенных ситуациях, своевременно корректировать управленческие решения, умения импровизировать, принимать нестандартные решения для достижения цели .

Н.В. Тамарская разработала модель управленческой культуры педагога. По ее мнению, управленческая культура педагога формируется в процессе непрерывного профессионального развития: на этапе обучения в школе (школьник — будущий педагог), на этапе обучения в учреждениях профессионального образования (студент — будущий педагог), на этапе профессиональной деятельности в учреждениях образования (педагог: воспитатель — учитель — преподаватель), на этапе повышения квалификации и управления образовательным учреждением (педагог — руководитель образовательной организации).

Управленческая культура, по мнению Н.В. Тамарской, включает комплекс знаний и умений, которые поэтапно формируются в процессе становления личности педагога. Это владение знаниями в области управления, управленческими умениями, управленческими функциями: целеполагание, планирование, организация, мотивация, контроль. Управленческий процесс включает:
— самоуправление, т.е. управление своей профессиональной деятельностью, профессиональным ростом, организация своего труда, умение ставить цели, осуществлять планирование и самоконтроль;
— управление, т.е. осуществление управленческих функций в процессе руководства образовательным процессом в образовательном учреждении, управление детским коллективом (группа, класс);
— соуправление, т.е. участие в управлении образовательным учреждением, реализация своих управленческих функций в процессе участия в различных объединениях — в Совете управления, Педагогическом совете, Общем собрании, Попечительском совете и других аналогичных формах общественного управления в образовательных учреждениях .

Управленческая культура, таким образом, по мнению Н.В. Тамарской, является комплексом упра-9вленческих знаний и функций, личностных качеств педагога, который формируется на всех стадиях профессионального развития и осуществляется на трех уровнях: самоуправление, управление, соуправление.

Таким образом, анализ научной литературы свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы формирования управленческой культуры. В образовании управление раскрывается как процесс, целенаправленный, системно организованный, включающие различные структурные компоненты, взаимосвязанные между собой, обеспечивающие целостность, эффективную реализацию целей образования, оптимальное развитие образовательного процесса. В управленческую культуру входят потребность и способность принимать участие в управленческих процессах, то есть в управленческой деятельности; владение знаниями, умениями и навыками в области управления; личная культура специалиста.

К.Ю. Белой выделены основные компоненты в содержании управленческой деятельности педагога:
1) информационно-аналитический — формирование информации (сбор, анализ, переработку, хранение) по основным блокам;
2) мотивационно-целевой — определение целей деятельности;
3) планово-прогностический — прогноз зоны ближайшего развития, осуществление деятельности по выполнению плана;
4) организационно-исполнительский — общее руководство по оптимизации деятельности основе плана работы;
5) контрольно-оценочный — контроль по всем основным направлениям деятельности;
6) регулятивно-коррекционный — регулирование и коррекция по всем направлениям деятельности на заданном планом уровне .

Анализ научно-методических источников, практики управления и управленческого опыта показал, что управленческая культура руководителя образовательной организации, как вид культуры, относится к социальной сфере, для которой характерны три подхода:
— ценность — как совокупность материальных и духовных ценностей;
— деятельность — как особый способ деятельности;
— личностный — как процесс развития основных сил человека и его творческой самореализации.

Отметим, что выделяют такие компоненты культуры управления: когнитивно-операционный, личностный, мотивационный и ценностный, а также их компоненты, а именно:
— когнитивно-операционный компонент — система управленческих знаний и навыков, необходимых для формирования управленческой культуры;
— личностный — система профессиональных специальных качеств, обеспечивающих стиль руководства;
— мотивационный — это система мотивов и ценностей, необходимых для эффективного управления.

Важную роль в развитии новой управленческой культуры играют ценностные основы управления. В структуру которого входит новое управленческое мышление (жизненная позиция лидера, ценности образования, ценности личности, духовные ценности), новая стратегия управления, новые технологии управления.

Профессиональная деятельность руководителя школы требует специальной подготовки, определенных профессионально значимых качеств, которые обогащают личность, расширяют ее возможности, вводят в сферу социально-экономической и духовной взаимодействия с коллективом, формируют ее мотивационную сферу, меняют ценностные ориентации.

Уровень управленческой культуры руководителя проявляется в непосредственной работе с педагогическими кадрами по повышению их педагогического мастерства и профессиональной компетентности, выполнении функциональных обязанностей (в организации внутреннего контроля, методической работы, инспектировании, подготовке учителей к аттестации и создании соответствующей учебно-материальной базы).

Согласно функциональному подходу, управленческая культура выполняет несколько функций, которые имеют прямое отношение к развитию образовательной организации :
1. Функция целеполагания. Цель — это желаемый и заранее запрограммированный результат, достижимый в будущем. Целеполагание — достаточно сложный процесс, без которого вообще управление невозможно. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование. Функция целеполагания не ограничивается только постановкой цели. Она связана с работой по достижению поставленных целей.
2. Функция планирования. Планирование включает прогнозирование; выбор организационной структуры; проектирование; планирование тактическое и стратегическое; определение степени децентрализации и централизации; учет изменений внутри организации; учет внешних изменений. Планирование в управлении выступает как принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления и запрограммированной цели. Принимаемые решения могут быть рассчитаны как на перспективу, так и направлены на решение текущих оперативных дел. На этом основании выделяются перспективные, годовые, текущие планы работы.
3. Функция организации. Организация — это определение стратегии и тактики; принятие решения; коммуникация; определение функциональных обязанностей; определение организационной структуры; делегирование полномочий. Организация — это деятельность органа управления по созданию, упорядочению определенной структуры организационных отношений в управляемой системе, необходимых для эффективного выполнения принимаемых управленческих решений.
4. Функция мотивации. Мотивация обусловлена профессиональными образовательными потребностями — желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Мотивация не оказывает прямого, непосредственного влияния на качество работы, так как, кроме мотивации, оно еще зависит от способностей. Но мотивация влияет на старание, ответственность, на те усилия, которые человек готов затрачивать на профессиональную деятельность.
5. Функция контроля. Контроль — это проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с момента формулирования цели, задачи и создания организации. Функция контроля в управлении является сложной и трудоемкой. Это прежде всего связано с отсутствием обоснованной системы критериев оценки.

Таким образом, в процессе управления реализуются функции целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля.

Эффективность управленческой культуры руководителей в развитии образовательной организации достигается только при соблюдении многих вышеназванных условий и последовательности реализации выделенных компонентов, таких как контроль, целеполагание, планирование, организации и мотивации.

Итак, именно управленческая культура руководителя общеобразовательного учебного заведения формирует ценностные основы школы, выступает главным фактором модернизационных процессов в учебном заведении и возникает важным условием эффективного менеджмента в системах внутришкольного управления.

Профессиональная деятельность руководителя школы требует специальной подготовки, определенных профессионально значимых качеств, которые обогащают личность, расширяют ее возможности, внедряют в сферу социального, экономического и духовного взаимодействия с командой, формируют ее мотивационную сферу, меняют ценностные ориентации.

От условий формирования управленческой культуры руководителя образовательного учреждения будет зависеть эффективность деятельности образовательной организации, факторов процессов ее модернизации, в том числе управленческая культура будет выступать важным условием эффективного управления в рамках внутришкольных систем.


Список литературы

  1. Андреева, Л.Д. Управленческая культура как фактор развития творческого потенциала молодого педагога / Л.Д. Андреева // Актуальные проблемы современной науки. — 2016. — № 2 (28). — С. 64-65.
  2. Белая, К.Ю. Руководство ДОУ / К.Ю. Белая. — М.: Сфера, 2015. — 253с.
  3. Бондаренко, Н.А. Управленческая культура в свете нескольких подходов / Н.А. Бондаренко // Научные труды SWorld. — 2013. — Т. 16, № 3. — С. 90-91
  4. Борлаков, А.М. Управленческая культура как слагаемая профессиональной культуры / А.М. Борлаков // Современные тенденции в науке и образовании: сб. матер. конф. — М.: Олимп, 2017. — С. 232-234
  5. Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Друкер. — М.: Вильямс, 2014. — 282с.
  6. Клочева, Г.М. Управление образовательными системами: учебно- методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке / Г.М. Клочева. — Челябинск: Цицеро, 2014. — 109с.
  7. Клочева, Г.М. Управленческая культура как детерминанта профессионализации педагога / Г.М. Клочева // Новый взгляд. Международный научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 51-60.
  8. Кузнецова, Н.В. Роль навыков общения в управленческой культуре будущего специалиста / Н.В. Кузнецова // Социально-гуманитарное знание: традиции и инновации: сб. научн. ст. — М., 2015. — С. 47-51.
  9. Плахина, Л.Н. Проблема формирования управленческих качеств педагога / Л.Н. Плахина // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. — 2016. — Т. 1. — №. 1 (45). — С. 30-40.
  10. Тамарская, Н.В. Системный подход в формировании управленческой культуры педагога в процессе непрерывного образования / Н.В. Тамарская // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки: научный журнал. — Калининград, 2014. — №4. — С. 48-63.
  11. Чугунова, И.А. Педагогическая креативность в управленческой культуре педагога / И.А. Чугунова // Молодой ученый. -2016. — № 18 (122). — С. 463-465.