УДК 37

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР

№19,

Педагогические науки

Чепикова Виктория Витальевна


Научный руководитель: Шадрина О.Н., старший преподаватель.


Ключевые слова: МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ; ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ; КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ; ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; YOUNGER STUDENTS; PREVENTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR; COMMUNICATIVE GAMES; EXTRACURRICULAR ACTIVITIES.


Аннотация: В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования особенностей профилактики агрессивного поведения младших школьников средствами коммуникативных игр во внеурочной деятельности.

В последнее время одной из наиболее острых проблем в отечественной педагогической теории и практики становится повышенная агрессивность детей и необходимость ее своевременной профилактики.

По данным статистики, в том числе и результатам, многочисленных и разноплановых исследований данной проблемы, в России увеличилось количество детей младшего школьного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, тревожностью, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью и, особенно, агрессивностью, что делает проблему изучения агрессивного поведения младших школьников и его своевременной профилактике и коррекции на раннем этапе школьного обучения весьма актуальной.

Увеличение численности детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачи изучения разнообразных причин, вызывающих эти опасные явления, и определяющих специфику и характер профилактической и коррекционной работы в этом направлении. Несмотря на значительное количество исследований в данной области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.

Повышенная агрессивность детей волнует как педагогов и психологов, так и родителей. Известно, агрессивное поведение встречается у значительного числа детей дошкольного возраста как отражение детской непосредственности и импульсивности. На протяжении школьного возраста на смену агрессивности приходят новые, просоциальные формы поведения. Однако у определенной категории детей, обучающихся в начальных классах, агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Проблеме детской агрессивности в отечественной психологии и педагогике уделялось внимание многими отечественными и зарубежными авторами и нашло отражение в психолого-педагогических исследовательских работах К. Бютнера, Н. Д. Левитова, Г. Паренса, А. А. Реана, Т. Г. Румянцевой. Детскую агрессивность изучали И. А. Фурманов, Л. М. Семенюк и др. Авторы единогласно признают необходимость профилактики агрессии несовершеннолетних на ранних этапах развития личности.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения младших школьников становится не только социально значимой, но и психологически, и педагогически необходимой. Проблема повышения эффективности ранней профилактики, по общепризнанному мнению, должна решаться в двух направлениях. Во-первых, это выявление неблагоприятных факторов и негативных влияний со стороны ближайшего окружения, которые обусловливают возникновение агрессивного поведения, и их своевременное устранение. А, во-вторых, это своевременная диагностика агрессивных проявлений в поведении школьников, которая позволяет использовать дифференцированный подход в выборе наиболее эффективных профилактических средств.

К факторам, влияющим на появление у детей агрессивности, по мнению А. А Реана, относятся стиль воспитания в семье; повсеместная демонстрация сцен насилия; нестабильная социально-экономическая обстановка; индивидуальная особенность человека (сниженная производительность, низкий уровень активного торможения) [3, с. 43]. Формы детской агрессивности, по исследованиям А. Басс и А. Дарки, могут проявляться в реакциях негативизма, вспыльчивости, раздражительности, подозрительности, обиды, чувства вины [6, с. 50].

Агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками при нарушении поведения младших школьников. Агрессивные дети раздражительны, легко обижаются, мало общаются со сверстниками, враждебны к окружающим, у них ухудшается память, общение со взрослыми и сверстниками всегда напряжено. И это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. По мнению многих известных отечественных психологов (М. Боришевский, Я. Коломинский, Л. Славина и др.), именно этот возрастной период играет исключительно важную роль в формировании и закреплении основных тенденций поведения детей, в том числе и агрессивных. Поэтому обращать внимание на агрессивные реакции детей и осуществлять попытки по их корректировке необходимо не в подростковом возрасте, когда основные стереотипы поведения уже сформировались, а именно у младших школьников, когда эти реакции пока еще формируются. Кроме того, очевидно, чем младше ребенок, тем легче на нее влиять и тем эффективнее будет профилактическая работа с ним. Осуществление педагогической работы по предупреждению агрессивного поведения детей целесообразно начинать уже в младшем школьном возрасте.

Решение данной проблемы в системе начального образования мы видим в использовании такой формы организации внеурочной деятельности младших школьников как коммуникативные игры, обладающие немалым коррекционно-педагогическим потенциалом. Это подтверждается опытно-экспериментальным исследованием, которое было проведено в 2018-2019 учебном году на базе МОБУ СОШ № 4 г. Минусинска Красноярского края с обучающимися четвертого класса (25 человек). Эмпирическое исследование основных типов агрессивного поведения младших школьников, содержательных характеристик и степени проявления агрессивности проходило в ходе констатирующего среза на основе стандартизированных диагностических методик («Агрессивное поведение» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева; «Шкала прямой и косвенной агрессии» К. Бьерквиста; рисуночный (проективный) тест «Несуществующее животное» М. З. Дукаревич и графическая методика «Кактус» М. А. Панфиловой [2; 6]). Общим показателем агрессивности выступало количество агрессивных реакций ребенка.

Полученная в результате анализа оценка степени проявления младшими школьниками агрессивного поведения и определенного спектра свойств личности, которые изучаются в соотношении с ней, показала необходимость организации формирующего этапа исследования.

Так, например, обработка «Шкалы прямой и косвенной агрессии» К. Бьерквиста по ориентировочным шкалам вербальной, физической и косвенной агрессии свидетельствуют о том, что у школьников наблюдаются проявления агрессивного поведения.

Как можно увидеть по результатам диагностики, более выраженной у четвероклассников оказалась вербальная агрессия, меньше всего представлена косвенная агрессия (четвертая часть испытуемых).

Обработка результатов теста «Несуществующее животное» по ориентировочной шкале, демонстрирующей разные уровни агрессии, выявила преобладание у испытуемой группы учащихся среднего уровня агрессивности (68 %). При этом обращает на себя внимание наличие у многих детей деталей рисунка, характеризующих проявление у них боязни внешней агрессии по отношению к себе, чувства незащищенности и потребности в защите и, как следствие, защитной агрессии.

Диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности младших школьников по графической методике М. А. Панфиловой также подтвердила полученные ранее результаты.

Систематическое прямое наблюдение за детьми позволило, в том числе, утвердиться в полученных диагностических выводах.

Итак, проанализировав уровни склонности учащихся к определенному типу поведения на констатирующем этапе эксперимента, можно увидеть у большинства четвероклассников выраженную немотивированную склонность к несдержанности в агрессивном поведении.

Поскольку специфическая задача начальной школы в сфере предупреждения агрессии заключается, в первую очередь, в создании организационно-педагогических условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, то есть проведении ранней профилактики, нами была разработана комплексная программа, которая представляет собой систему взаимосвязанных внеурочных коррекционно-игровых занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на профилактику и коррекцию агрессивности четвероклассников, участвующих в обследовании. Программа состоит из трех блоков: ориентировочного, реконструктивного и закрепляющего. Поскольку коммуникативные игры являются, на наш взгляд одним из самых эффективных методов профилактики агрессивности младших школьников, программа предусматривала проведение с учащимися коммуникативных игр и релаксационных игровых упражнений, направленных на эмоциональной разрядку и снижение мышечного напряжения, обучение приемам и конструктивным формам социально приемлемого поведения и формирование у них коммуникативных навыков.

Разрабатывая и подбирая методические игровые материалы для профилактической и коррекционной работы с агрессивными детьми и склонными к проявлению скрытой и явной агрессии в поведении, мы учитывали, что это, прежде всего, должно быть налаживание эмоционального контакта, постоянное внимание к личности ребенка, контроль и анализ своего отношения к конкретному ребенку, индивидуально-личностный подход. В силу того, что агрессивное поведение является определенным типом реагирования на внешние стимулы, основной целью занятий было научить детей конструктивным формам поведения, альтернативными агрессивной. Решению этих задач способствовало включение каждого ребенка на занятиях в коллектив¬ную игровую деятельность, создание игровых сюжетно-ролевых ситуаций, разнообразные по тематике, содержанию и формам коммуникативные игровые упражнения. При реализации программы мы учитывали, что наибольший коррекционно-профилактический эффект достигается не за счет увеличения разнообразия коммуникативных игр и игровых приемов, а за счет полного использования потенциальных возможностей каждого из комплексных упражнений, включенных в занятие.

Следует отметить, что по завершении формирующего этапа был проведен контрольный эксперимент. Количественный и качественный анализ полученных в экспериментальном классе результатов позволил выявить эффективность опытно-экспериментальной работы по профилактике и коррекции агрессивности младших школьников во внеурочной деятельности.


Список литературы

  1. Михайлина М. Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / М. Ю. Михайлина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 116 с.
  2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 592 с.
  3. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – Т.17. — № 5. – С. 3-18.
  4. Романов А. А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики: Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей / А. А. Романов. – М.: Школьная Пресса. – 2013. – 48с.
  5. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О. В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2013. – 143 с.
  6. Фурманов И. А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. – Мн.: Ильин В. П., 1996. – 192 с.