УДК 34.096

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

№19,

Юридические науки

Огневая Инна Валерьевна


Ключевые слова: АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ; ОГРАНИЧЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ; ALCOHOL PRODUCTION; STATE REGULATION; PUBLIC CONTROL; RESTRICTION OF CONSUMPTION.


Аннотация: В статье анализируются проблемы, возникающие при осуществлении контроля за рынком алкогольной продукции, а также предлагаются способы решения выявленных проблем.

Уровень потребления алкоголя на территории РФ, а именно его демографические и социальные последствия, – это один из важнейших показателей национальной безопасности государства. В связи с этим рынок алкогольной продукции вызывает необходимость активного государственного вмешательства в процессы регулирования производства, потребления, спроса и предложения данной продукции.

Также следует отметить, что деятельность в сфере оборота алкогольной продукции непосредственно затрагивает общественные интересы, ведь отношения, складывающиеся в сфере производства и оборота алкогольной продукции, связаны со здоровьем населения и влияют на эффективность экономического развития государства, а значит и на благосостояние его граждан. [1, с. 164-175]

Однако, в настоящее время существует ряд проблем, связанных с контролем в сфере реализации алкогольной продукции, как на уровне государственного регулирования, так и на уровне деятельности субъектов общественного контроля.

Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в РФ отличается особой строгостью и жесткостью в части контроля над производством и оборотом продукции. В нашей стране предъявляется широкий спектр требований к деятельности участников рынка (лицензированию, сертификации, строгой отчетности). В настоящее время продолжает возрастать актуальность поиска наиболее адекватных методов и форм государственного контроля производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С 2005 г. на территории РФ началась разработка по внедрению единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Данная система представляет собой государственный инструмент, с помощью которого осуществляется контроль со стороны государства за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. [2, с. 767-770] Согласно ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 29.06.2015 № 182 с 01.01.2016 г. все оптовые и розничные торговые точки алкогольной продукции, находящиеся на территории РФ, должны подключится к ЕГАИС. Система ЕГАИС была создана для того, чтобы затруднить производство и реализацию нелегальной и некачественной алкогольной продукции. Указанная система позволяет отслеживать весь путь алкогольной продукции начиная с этапа производства сырья и заканчивая продажей конечному потребителю.

С 31.04.2017 г. любой покупатель может проверить каждую купленную бутылку. Для этого необходимо отсканировать QR-код с кассового чека при помощь мобильного приложения. На экране телефона появится вся информация о продукции (название, объем, производитель и т.д.), что будет являться подтверждением подлинности купленного товара. Несмотря на то, что процесс адаптации к данной системе уже завершился, проблемы существуют и по сегодняшний день. [3, с. 801-803]

Одна из таких проблем связана с тем, что для подключения к системе предпринимателям необходимо приобрести ряд оборудования (2D сканер, считывающий штрих-код, фискальный регистратор, печатающий QR-коды на чеках и т.д.). Стоимость такого набора оборудования составляет около 500-700 тыс. руб. Для некоторых предпринимателей данная сумма является значительной, что влечет за собой продажу алкогольной продукции в обход ЕГАИС. Так поставщики продают алкогольную продукцию за наличные деньги без сканирования штрих-кода на бутылке и таким образом информация об обороте нелегальной алкогольной продукции не поступает в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка РФ. Конечно, большинство предпринимателей уже подключились к системе, но малый бизнес с небольшим оборотом денежных средств нуждается в материальной поддержке. Таким предприятиям на покупку дорогостоящего оборудования было бы целесообразно оказывать помощь в виде субсидий.

Также не менее важной проблемой является техническое обеспечение ЕГАИС. Из-за постоянных обновлений программы приходится постоянно адаптироваться к нововведениям. В итоге появляется необходимость в новом сотруднике, а именно: в опытном программисте, а это снова дополнительные расходы, которые будут покрываться увеличением цен на товары.

К еще одной недоработке системы ЕГАИС следует отнести следующий факт. При вводе некорректной информации в систему ЕГАИС, пользователям не предоставляется возможность исправить или удалить ошибки, в связи с чем необходимо обращаться за помощью к специалистам, для чего требуется дополнительное время и затраты. Соответственно, это оказывает негативное влияние на эффективность работы предприятия.

В соответствии с ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» № 171 от 22.11.1995 г. к системе ЕГАИС должны были подключиться все российские сельские магазины. Так, не имея технической возможности подключения к сети-интернет, а также из-за недостатка денежных средств на покупку необходимого оборудования, сельские предприниматели отказываются от лицензии на продажу алкогольной продукции. Следовательно, на смену легальному алкоголю приходит незаконный оборот алкогольной продукции. Поэтому, при отсутствии подключения к ЕГАИС наиболее эффективными способами контроля за оборотом алкогольной продукции в сельских районах будут являться выездные внеплановые проверки.

Таким образом, можно увидеть, что несмотря на то, что функционирование системы ЕГАИС является эффективным инструментом государственного контроля за производством алкогольной продукции, требуется ее совершенствование и устранение выявленных недочетов.

Что же касается инструментов общественного контроля в сфере алкогольной продукции, то, в первую очередь, необходимо отметить, что они не способны в полной мере оказывать регулирующее воздействие на указанные правовые отношения, в связи с отсутствием в отраслевом законодательстве правовой основы их деятельности.

В ч. 2 ст. 24 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» № 171 от 22.11.1995 г. довольно абстрактно обозначены основы общественного контроля на алкогольном рынке, которые заключаются в установлении обязанности государственных органов и должностных лиц оказывать содействие гражданам и общественным объединениям в проверках фактов нарушения указанного ФЗ и в уведомлении в десятидневный срок заявителей о принятых решениях. Поэтому, необходимо установить в ФЗ № 171 следующее:
1) порядок осуществления отдельных форм общественного контроля;
2) объекты общественного контроля;
3) права и обязанности субъектов общественного контроля, а также порядок их взаимодействия.

Необходимо также определить правовые основы взаимодействия уполномоченных органов государственной власти с субъектами общественного контроля, развить горизонтальные правовые связи, основанные на их совместных и заранее согласованных действиях.

По мнению Власова В.А., одним из юридических предложений в области контроля в сфере алкогольной продукции должна стать разработка проекта ФЗ «О государственном регулировании ранней профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних в РФ», в котором в качестве основного понятия следует ввести такой термин, как «ранняя профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних». Под данным термином следует понимать совокупность мер политического, экономического, социального, правового, организационного, информационного и иного характера, которые осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих употреблению алкогольной продукции несовершеннолетними. [4, с. 17]

Таким образом, для улучшения ситуации на рынке алкогольной продукции необходимо совершенствование законодательства, регламентирующего деятельность субъектов общественного контроля. Также в целях повышения эффективности государственного регулирования и устранения негативных последствий для участников рынка предпочтительным является устранение недостатков системы ЕГАИС.


Список литературы

  1. Панов И.В., Ерохин В.М. К вопросу о государственном регулировании алкогольного рынка // Право. Журнал высшей школы экономики. – 2018. — № 1. – С. 164-175.
  2. Кускова Е.С. Использование ЕГАИС как средства контроля за легальным оборотом алкогольной продукции // Аллея науки. – 2017. – № 16. – С. 767-770.
  3. Панычик А.А. Государственный контроль в сфере производства алкогольной продукции как фактор обеспечения национальной безопасности», электронный сетевой политематический // Научные труды КУБГТУ. – 2018. – № 6. – С. 801-803.
  4. Власов В.А. Противодействие незаконному обороту этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции: актуальные вопросы теории и практики // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2017. – № 1. – С. 17.