УДК 37.02:373.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ТУВИНСКОЙ ШКОЛЫ

№19,

Педагогические науки

Тюлюш Тайгана Александровна


Научный руководитель: Мальчевская М.Л., кандидат педагогических наук.


Ключевые слова: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА; СОСТАВЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ; РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ; THE USE OF LOCAL HISTORY MATERIAL; PREPARATION AND SOLUTION OF TEXT PROBLEMS; DEVELOPMENT OF RESEARCH SKILLS.


Аннотация: В статье рассмотрены педагогические условия использования краеведческого материала при обучении учащихся тувинской начальной школы решению задач. Проанализирована сущность понятия «задача с краеведческим материалом». Исследованы особенности обучения младших школьников в условиях билингвизма. Выявлены способы составления текстовых задач и их значение в развитии исследовательских умений младших школьников. Подобран комплекс задач с краеведческим материалом, отражающий социально-географическое, экологическое, экономическое состояние региона.

Цель статьи – теоретически обосновать педагогические условия использования краеведческого материала при обучении учащихся тувинской начальной школы решению задач.

Идея использовать краеведческий материал в образовательно-воспитательном процессе школьников не нова, однако достаточно рационального способа ее воплощения в частных методиках не представлено.
Теоретические основы проведения краеведческой работы в школе изложены в трудах Н. С. Борисова, В. В. Дранишникова, П. В. Иванова, Д. В. Кацюба, Г. Н. Матюшина.

В настоящее время вопросами использования краеведения, реализации национально-регионального компонента в учебном процессе средней школы занимаются А. У. Уртенова, Г. Г. Сулейманов, А. С. Монгуш, О. М. Танова, Н. М. Кара-Сал, О. А. Паневина, Н. А. Корощенко, М. В. Носков, К. В. Сафонов, М. В. Танзы.

При этом изучение этой же проблемы для начальной школы менее распространено. Анализ опыта работы в начальной школе показывает, что включение материала экономического, этнографического, экологического характера позволяет показать практическое применение математических знаний, расширить кругозор учащихся, познакомить с родными местами. Это свидетельствует об актуальности исследования, которое посвящено рассмотрению возможности включения краеведческого материала в процесс обучения решению текстовых задач младших школьников, проживающих в Республике Тыва.

У школьников тувинской школы в учебном процессе имеются серьезные трудности. Самой большой проблемой обучения младших школьников в тувинской школе является недостаточное знание русского языка.

Г. М. Селиверстова отмечает: «Сегодня большинство тувинских детей приходят в школу, зная 10−20 русских слов, а их сверстники в других регионах страны имеют базовый запас более 3000 слов» [1].

В настоящее время обучение в национальной школе Республики Тыва происходит в условиях двуязычия. Однако существующий языковой барьер серьезно влияет на качество усвоения содержания математики.

Помимо языковых проблем существует проблема интеллектуальной пассивности, низкой мотивации учащихся. В исследованиях А. С. Монгуш, О. М. Тановой подчеркивается наличие низкого уровня мотивации учения у школьников тувинской школы.

В связи с этим необходимо рассмотреть проблему использования математических задач с региональным контекстом в качестве способа развития мотивации при обучении математике учащихся тувинской школы.

В работах А. С. Монгуш и О. М. Тановой на примере Республики Тыва показано, что использование математических задач с региональным контекстом способствует росту мотивации в обучении математике в национальной школе в средних и старших классах.

В процессе проведения исследовательской работы учащимися им разумно узнать реальные данные по региону. В результате использования краеведческого материала у младших школьников будут сформированы знания и умения: умение «видеть» задачные ситуации в окружающей жизни и формулировать вопросы к ним; осуществлять переход от одной формы представления к другой; составлять задачи по определенной теме; переформулировать текст задачи; строить модель; составлять задания по решенной задаче.

А. С. Монгуш сообщает: «Под математической задачей с региональным контекстом мы понимаем такую математическую задачу, сюжет которой тесно связан с реальными данными региона и описывает его конкретные проблемы. Она может содержать элементы из этнокультурной жизни и быта народа, опираться на географические и статистические данные» [2, с. 14].

Использование краеведческого материала на уроках математики связано с приемом составления задач. Разумеется, учитель должен сам составлять задачи с краеведческим материалом. Однако в соответствии с требованиями программы предполагается также формирование приема составления задач у учащихся.

Деятельность составления, решения и проверки решения задачи выполняется в условиях русско-тувинского билингвизма, что благотворно отражается на усвоении математических понятий и отношений, а также на использовании русского языка. Многие математические и практические понятия не могут быть озвучены на тувинском языке. Они должны проговариваться на русском языке.

На основе теоретического анализа проблемы проведена опытно-экспериментальная работа.

Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня сформированности умений решать задачи у младших школьников тувинской школы. Также на констатирующем этапе изучалась возможность использования краеведческого материала и его значение при обучении решению задач младших школьников.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Ак-Довурак Республики Тыва в четвертых классах в период с октября 2018 года по март 2019 года. В эксперименте принимали участие учащиеся двух классов – 4 «Б» (экспериментальный класс) в количестве 28 человек и 4 «В» (контрольный класс) в количестве 27 человек.

Выявлялось: а) умение решать задачи; б) умение составлять задачи, похожие на данную задачу структурой, зависимостью между величинами.

Учащимся была предложена диагностика М. В. Зверевой [3].
а) Реши задачу: Из города А вышел поезд со скоростью 63 км в час и прибыл в город Б через 4 часа. Найти расстояние между городами.
б) Составь задачи, похожие на эту задачу разными признаками. Напиши, по какому признаку составленные тобой задачи похожи на данную задачу.

Анализ результатов показывает, что уровень умений решать задачи в экспериментальном и контрольном классах примерно одинаков, его можно характеризовать как ниже среднего. На высоком уровне умений находятся 1 (3,6%) ученик из экспериментального класса и 2 (7,5%) ученика из контрольного класса. На среднем уровне умений находятся 11 (39,3%) учеников из экспериментального класса и 10 (37,0%) учеников из контрольного класса.

При составлении похожих задач ученики в основном подбирали сходные по фабуле задач, по сходству во внешнем содержании задачи. Всего 1 ученик из экспериментального класса вычленил более глубокий признак задачи – ее математическую структуру. Он составил задачу с другой фабулой, но выражающую ту же зависимость между величинами, что и в данной задаче. В данном случае ученик овладел общим приемом решения задачи. В контрольном классе 2 ученика составили несколько задач, выражающих ту же зависимость, что и исходная задача. При этом фабула их не повторяет фабулу данной задачи.

Целью формирующего этапа эксперимента являлось осуществление работы по использованию краеведческого материала при обучении решению задач в начальных классах в тувинской школе.

На формирующем этапе эксперимента младшие школьники экспериментального класса обучались решению задач с региональным содержанием, составлению задач, в которых используется краеведческий материал. Учащиеся контрольного класса обучались традиционно.

Формирующий этап эксперимента осуществлялся в период ноября 2018 г. – марта 2019 г. В это время в экспериментальном классе были проведены уроки, на которых решались задачи с краеведческим материалом.

В соответствии с гипотезой мы предлагали учащимся решать задачи, позволяющие познакомить детей с социально-географическим, экологическим, экономическим состоянием региона. Также включали работу с такими задачами в уроки закрепления, привлекая учащихся к их составлению. Для составления и решения задач использовали элементы поисковой и исследовательской деятельности. В процессе работы учащиеся получили возможность овладеть общими учебными умениями по решению задач.

На формирующем этапе эксперимента использовались задачи с краеведческим содержанием. При составлении задач использовался краеведческий материал в фабуле, а также в виде числовых данных. В ходе решения задач с краеведческим материалом учащиеся получили дополнительные сведения о развитии экономики города Кызыла и Республики Тыва. Они познакомились с фактами из истории, археологии, этнографии. При составлении и решении задач с краеведческим материалом формировались исследовательские умения младших школьников.

Задача 1 (задача, отражающая социально-географическое состояние региона). Площади озер Чагытай 29 кв. км, Маны-Холь 30 кв. км, Торе-Холь 39 кв. км, Нойон-Холь 49 кв. км, Азас 51 кв. км, Хиндиктиг-Холь 63 кв. км, Тере-Холь 69 кв. км. Какова общая площадь всех озер? На сколько квадратных километров площадь самого большого озера больше площади самого малого озера? Расположите названия озер по возрастанию от самой малой до самой большой площади.

Задача 2 (задача, отражающая социально-географическое состояние региона). Обелиск «Центр Азии» является самой притягательной достопримечательностью города Кызыла и символом Республики Тыва. Ему в 2012 году исполнилась 48 лет. Авторы проекта − художник В. Демин, архитекторы В. Бажин и В. Ветчинов. Вычислите, в каком году он был сооружен.

Целью экспериментального исследования на контрольном этапе эксперимента являлось: выявление эффективности педагогических условий использования краеведческого материала при обучении решению задач младших школьников тувинской школы. Анализ результатов показывает, что уровень умений решать задачи в экспериментальном классе повысился. В контрольном же классе показатели изменились незначительно.

На высоком уровне умений находятся 7 (25,0%) учеников из экспериментального класса и 2 (7,5%) ученика из контрольного класса. На среднем уровне умений находятся 13 (46,4%) учеников из экспериментального класса и 10 (37,0%) учеников из контрольного класса. На низком уровне находятся 7 (37,0%) учеников из экспериментального класса и 10 (37,0%) учеников из контрольного класса. На очень низком уровне находятся 1 (3,6%) ученик из экспериментального класса и 5 (18,5%) учеников из контрольного класса. Эти показатели свидетельствуют о недостаточном умении решать задачи в контрольном классе. В целом показатели умений решать задачи в экспериментальном классе повысились.

Решение краеведческих задач на уроках математики позволяет не только познакомить учащихся с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивать исследовательские умения.

Составление задач с краеведческим содержанием мотивирует и активизирует познавательную деятельность школьников. При решении задач с краеведческим материалом обогащаются знания об объектах природы и общества родного края.


Список литературы

  1. Селиверстова Г. М. Русский язык в Тыве стал иностранным [Электронный ресурс]. – URL: http://boshsoz.com/novosti/21626-v-ty-ve-russkij-yazy-k-prepodayut-na-tuvinskom (дата обращения: 02.10.2018).
  2. Монгуш А. С. Использование прикладных задач с национально-региональным содержанием как фактор повышения качества математических знаний учащихся 5-9 классов (на примере Республики Тыва).: Автореф. дис. канд. пед. наук. − Новосибирск, 2002. − 21 с.
  3. Зверева М. В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л. В. Занкова) / М. В. Зверева. – М.: ФНМЦ им. Л. В. Занкова, 2001. – 89 с.