УДК 159.961.4

ОНТОЛОГИЯ СТРАХА (ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ТИПОЛОГИЗАЦИЯ)

№19,

Философские науки

Курманалиева Айнура Дурбелиновна (Доктор философских наук, профессор)
Смирнов Сергей Владимирович (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: СТРАХ; СУЕВЕРИЯ; ФОБИИ; FEAR; SUPERSTITION; PHOBIAS.


Аннотация: В статье рассматривается проблема сущности страха, выявляется роль суеверий как основной причины их формирования, характеризуется типология страхов.

Страх – есть древнейший инстинкт, управляющий человеком, формирующим его поступки, помыслы и влечения. Этот инстинкт воздействует на все уровни и сферы бытия человека, проникает в глубины его сознания и подсознания, формирует поступки.

Страх зачастую формирует структуру материальных потребностей человека, реализует палитру духовных устремлений человека, специфику его характера, волевых и подсознательных поступков и влечений. Можно утверждать, что каждый человек в той или иной степени испытывает перманентное воздействие страха воздействующего на его психический мир, отражающегося в его поведении, психических состояниях.

Проблеме страха находит свое отражение и в ряде философских исследований. Так экзистенциалисты рассматривают страх как основу человеческого бытия, формирующую своеобразие жизненных порывов индивида [1]. Ж. Делюмо и Д.Д. Фрейзер идентифицируют причины возникновения страха человека перед и потусторонними силами. [2]. С. Гроф раскрывает танатологические аспекты возникновения страха [3].

Страх можно охарактеризовать как отрицательную эмоцию, возникающую в результате осознания реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни человека и отстаиваемы им ценностям [4, с. 628].

Основной причиной страха являются суеверия.

Суеверие – есть предрассудки, отражающие слепую бессознательную веру человека в рационально неосознанные силы, способные воздействовать на судьбу человека.

Суеверие, от старославянского слова «суе» означает напрасное верование, вера в бессмысленное, в бесполезное (отсюда и слово «суета» под которым понимают реализацию некоей бесполезной, бесплодной активности).

Действительно, анализируя суеверия, трудно найти в их содержании даже зерно рациональности. Не случайно суеверия отождествляются с понятием предрассудков, т.е. того, что стоит перед рассудком, рационально не может быть осмыслено, понято, осознанно. Предрассудки – пережитки языческих верований – элементов политеизма, сформированных еще в эпоху господства мифологии – мировоззрения рационально неосознаваемого, нерасчлененного на Мир Внешне- и Внутричеловеческий. Эти верования рисовали фантазия и воображение человека, сознание которого было наполнено Страхом перед существами, способными навредить человеку, вырвав его из мира, где основополагающей ценностью является Жизнь, расцвет, обновление, в противоположность миру, где господствует Смерть, упадок, окостенение. Очевидно, что страх перед смертью ставил перед человеком задачу умиротворения духов: совершения обрядовых действий, призванных огородить человека от посягательств существ, несущих ему Страдание и Смерть.

Категория суеверий не ограничивается пределами боязни Существ. К ним человек относит и представления о предметах и явлениях, между которыми он неспособен установить объективную связь в силу незнания законов существования мира (либо их отсутствия). Это незнание формирует Боязнь того, что рационально не может произойти, но эмоционально может иметь место (парад планет, мистическая сила чисел и т.д.).

Обратимся к типологии страхов.

К типичным страхам относятся:
– страх перед мертвецами;
– страх перед мраком;
– фобии магии и колдовства;
– страх апокалипсиса.

В основе страха перед мертвецами лежит вера в возможность существования человека после окончания его земной жизни.

Отражением этого страха стали похоронные обряды и традиции.

Интересно, что в Европе, вплоть до XVIII века, в общественном сознании, (в силу недостаточного развития науки биологии), отсутствовало четкое разграничение жизни и смерти. Юристы той эпохи, к примеру, рассуждали о том, способна ли на трупе выступать кровь при виде убийцы. В манускрипте XV века описывается случай, когда человек, идущий по кладбищу, подвергся нападению своих врагов, мертвецы же, поднявшись из своих могил, бросились на его защиту [2, с. 8]. С представлениями о зыбкости границы между мертвым и живым, сопоставлялось множество обрядов, касательно покойных. В тоже время, начиная с конца Средневековья, сознание европейцев начинает проникаться страхом перед покойниками. Отражением этого страха стало изменение похоронных традиций. Так, например «в Квинсленде, перед погребением покойнику ломали дубиной кости, ноги подгибали к подбородку, а живот набивали камнями. Все тот же страх перед мертвыми заставлял некоторые народности замуровывать склепы наглухо, заколачивать гробы, класть на грудь покойника тяжелые каменные плиты» [2, с. 16].

Страх перед мраком, связан со снижением способности человека к адекватному восприятию реальности в темное время суток; с усилением воображения, следствием чего, становится смешение в его восприятии реальности и фантазии. Ночь, по мнению суеверных людей – это время, когда появляются лютые звери, оборотни и призраки умерших. Ночь – это время разгула воров и убийц.

Во всех религиозных и философских системах мы находим противопоставление дня и ночи, Света и Тьмы. Свет – есть нравственность, истина, добро и созидание. Тьма – порочность, ложь, зло и разрушение. Свет ассоциируется с Богом, Тьма – с Сатаной.

Образы Ада – места, где мучаются души грешников во всех религиях мира удивительно похожи и также ассоциируются с тьмой.

В христианской и мусульманской теологии, Ад находится глубоко под землей, а его вратами служат темные леса и кратеры вулканов. Древнегреческий загробный мир – Тартар, – это подземелье, полное мрачной тьмы, описываемое Гомером как «Владения Разрушения, повергающие в ужас самих богов» [3, с. 90-92].

Фобии магии и колдовства исходят из осознания человеком страха перед дьяволом, воплощением которого на Земле являются Зло, Порок и Несправедливость. Дьявол на земле – это колдун (ведьма) – существо, стремящееся разрушить богоустановленный порядок.

Страх перед колдовством порою приводил к истерии. Так, «в 1577 году во французском городе Тулузе сразу на одном костре сожгли 400 ведьм. В Германии попадались целые области, где после борьбы с ведьмами оставалось по две женщины на многие тысячи мужчин» [5, c. 302]. Этот же страх приводил к тому, что «жизнь правоверного католика проходила в трепете перед доносом, карой и физическим уничтожением» [6, с. 84].

Страх апокалипсиса берет начало из Откровения Иоанна Богослова, в котором, описывается мистерия борьбы Бога с Сатаной в ходе, которой, существующий мир будет уничтожен, наступит последний Суд и Бог сотворит новое Небо и новую Землю.

Страх апокалипсиса пришел в Европу с XIV века. В это время Европу охватила масштабная эпидемия чумы, приведшая к вымиранию четверти ее населения. В литературе, это событие стало ассоциироваться с картинами конца света. Так, итальянский проповедник Франческо в XVI веке в своих проповедях пророчествовал: «Повсюду прольется кровь, улицы будут затоплены реками крови, люди будут погружены в потоки, озера крови… Два миллиона демонов будут освобождены на небе… потому что за последние 18 лет было совершенно больше грехов, чем за предшествующие пять тысяч лет» [2, c. 167-168].

Страх и ужас, таким образом, являются важным компонентом психического мира человека, во многом, определяющим его мышление и деятельность. Возникновение этих иррациональных явлений обусловлено суевериями – предрассудками, обусловленными неосознанной верой человека в сверхъестественные силы, вмешивающиеся в его жизнь.


Список литературы

  1. Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М.: Академический проект, 2014. – 154 с.
  2. Делюмо Ж. Идентификация ужаса / Ж. Делюмо, Д.Д. Фрезер. – М.: Алгоритм, 2009. – 240 с.
  3. Гроф С. Величайшее путешествие: Сознание и тайна смерти / С. Гроф. – М.: АСТ, 2008. – 475 с.
  4. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия», 1989. – 815 с.
  5. Скотт Д. Р. История пыток / Д.Р. Скотт. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 412 с.
  6. Кадмин Н.Я. Философия убийства / Н.Я. Кадмин. – М.: Грифон, 2005. – 128 с.