УДК 34

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАССЛЕДОВАНИЕМ АВАРИЙ И КРУШЕНИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

№19,

Юридические науки

Шуряков Захар Геннадьевич


Ключевые слова: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ; ОСМОТР; МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ; СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ; RAILWAY TRANSPORT; INSPECTION; SCENE OF THE ACCIDENT; INVESTIGATIVE ACTIONS.


Аннотация: В статье рассматриваются некоторые организационные и тактические особенности расследования крушений и аварий на железнодорожном транспорте.

В последнее время в значительной степени возросли случаи аварий и крушений на железнодорожном транспорте, напрямую связанные с нарушением эксплуатации и правил безопасности движения железнодорожного транспорта.

Учитывая, что последствиями транспортных происшествий на железнодорожном транспорте являются многочисленные жертвы, проблемы экологического характера, срывы графиков движения и, в целом, причиняют значительный ущерб экономике государства [3, С. 12],в качестве важнейших задач, возложенных на правоохранительные органы при авариях и крушениях железнодорожного транспорта, выступает установление обстоятельств и механизма происшедшего, масштабов последствий, а также виновных лиц.

Зачастую место происшествия при железнодорожных происшествиях представляет собой нагромождение локомотивов, вагонов, их частей, деталей и пр. И одной из проблем, сопровождающих расследование аварий и крушений на железнодорожном транспорте, является производство осмотра с фиксацией всех предметов, находящихся на месте, без уделения особого внимания вещественным доказательствам, которые имели бы отношение к технической причине происшедшего, является тактической ошибкой следователя.

В связи с этим в целях проведения качественного осмотра места происшествия, определения верного направления и последовательности осмотра места происшествия, конкретных объектов и предметов, подлежащих детальному осмотру, следует исходить из характера и вида самого крушения или аварии.

Так, если причиной крушения стало столкновение поездов, осмотру обязательно подлежат постоянные сигналы (светофоры, семафоры) и другие устройства сигнализации, централизации и блокировки, приборы управления на локомотивах, автотормозная магистраль поезда.

В случае, когда транспортное происшествие в результате схода поезда с рельсов, тщательному осмотру подлежат путевые устройства и подвижной состав, в особенности стрелочные переводы, крестовины, бандажи колес локомотива, ободы колес вагонов, которые первые сошли с рельсов, а также их конструктивные размеры, которые устанавливаются правилами технической эксплуатации [2, С. 27].

Независимо от характера транспортного происшествия, при разрушении пути и схода подвижного состава, осмотр места происшествия следует начать с верхнего строения пути: с тех участков, откуда ведутся восстановительные работы по движению поездов, после чего произвести осмотр верхнего строения разрушенного железнодорожного пути, осмотреть получившие повреждения локомотив и вагоны, другие единицы подвижного состава, междупутье и второй путь, принять меры к обнаружению и фиксации посторонних предметов, находящихся на участке пути, а также частей груза, деталей локомотива, вагонов возможно упавших на путь и явившихся причиной схода.

Фактически всегда осмотр вышеуказанного места происшествия имеет линейный характер, поскольку место происшествия располагается на одной линии – вдоль железнодорожных путей и в непосредственной близости от них [2, С. 32].

Для того, чтобы провести осмотр места происшествия качественно, его необходимо проводить следственной группой [1, С. 76]. При производстве осмотра следственными группами распределение обязанностей между их членами зависит от конкретной следственной ситуации и профессиональных навыков каждого из следователей. Обязанности по осмотру места происшествия между членами следственной группы могут быть распределены различными способами, в том числе и по группам объектов (один из следователей занимается осмотром трупов и направлением их на судебно-медицинскую экспертизу, а другие — осмотром аварийных объектов), по видам объектов железнодорожного транспорта (осмотр подвижного состава, осмотр устройств СЦБ, осмотр верхнего строения пути) и т.д.

В любом случае осмотр места происшествия должен соответствовать требованиям закона и удовлетворять задачам, поставленным перед следователем и приведенным выше.

Функционирование железнодорожного транспорта, деятельность его служб и состояние технических средств находит отражение в ведомственных инструкциях, правилах технической эксплуатации и других документах установленной формы. Именно поэтому для снижения влияния на проведение осмотра места происшествия при крушениях и авариях железнодорожного транспорта отрицательных факторов тактически правильно сочетать осмотр места происшествия с последующим осмотром технической документации: техническо-распорядительного акта станции; журнала и расписания движения поездов; графика исполненного движения поездов; журнала поездных телефонограмм; книги указаний ревизора по безопасности движения о состоянии и ремонте пути и т.д., что позволит быстрее установить возможные причины происшедшего.

На заключительном этапе осмотра следователем подводятся итоги осмотра и фиксируются его результаты. В протоколе осмотра места происшествия фиксируются обстановка на месте происшествия, последовательность расположения в составе поезда вагонов с различными грузами и цистерн, габариты находящегося на открытых платформах груза, состояние его крепления и другие признаки, характеризующие правильность формирования поезда и погрузки груза на платформы. Фиксация результатов осмотра состоит в документальном отражении в протоколе всего обнаруженного во время осмотра, в описании технических и технико-криминалистических приемов и средств, примененных при осмотре, в запечатлении как общего вида осматриваемых объектов, так и их свойств, состояния и признаков.

Сложность, многоступенчатость и нетипичность расследования дел, связанных с авариями и крушениями на железнодорожном транспорте не должна сказываться на качестве их расследования, полноте и обоснованности доказывания.

Положительным, однако, является тот факт, что все аварии и крушения, происходящие на железнодорожном транспорте в Российской Федерации, довольно успешно расследуются.


Список литературы

  1. Вазюлин С.А. Актуальные вопросы производства осмотра места происшествия по уголовным делам о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью: Всероссийская научно-практическая конференция, 2016. – Орел: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, 2016. – С. 69-81.
  2. Дворкин А. И. Осмотр места происшествия: практ. пособие. – М.: юристъ, 2001. – 336 с.
  3. Клайдова А. С. Криминалистическое исследование технических средств записи и носителей информации и использование его результатов при расследовании преступлений на транспорте: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09 / Юрид. ин-т МВД РФ. – М., 2001. – 24 с.