УДК 34

ТИПИЧНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА, СВЯЗАННОГО С КРУШЕНИЕМ ИЛИ АВАРИЕЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

№19,

Юридические науки

Шуряков Захар Геннадьевич


Ключевые слова: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ; СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ; ОСМОТР; МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ; TRAINS; INVESTIGATIONS; EXAMINATIONS; THE SCENE.


Аннотация: В статье рассматриваются следственные действия, выполняемые на первом этапе расследования уголовного дела, связанного с крушением или аварией на железнодорожном транспорте.

В последнее время значительно возросло количество крушений и аварий на железнодорожном транспорте, которые напрямую связаны с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Как справедливо отмечает А. С. Клайдова, последствиями аварий и крушений на железнодорожном транспорте являются многочисленные жертвы, проблемы экологического характера, срывы графиков движения, что, в целом, причиняет значительный ущерб экономике государства [2, С. 12]. И в качестве важнейших задач следственных органов при возникновении железнодорожных происшествий выступает установление обстоятельств и механизма происшедшего, масштабов последствий, а также виновных в происшествии лиц.

Как указывают В. Л. Шапошников и И. Н. Озеров, содержание первоначального этапа расследования определяет следственная ситуация, зависящая от времени, которое прошло с момента совершения преступления или обнаружения его следов, предмета преступления, поведения подозреваемых, свидетелей и некоторых иных обстоятельств [3, С. 22].

Следственная ситуация при расследовании преступлений, связанных с транспортными происшествиями на железнодорожном транспорте, чаще всего бывает сложной, в особенности – на начальном этапе расследования, когда следственные органы имеют в распоряжении, как правило, ограниченные исходные данные, которые не позволяют сделать однозначный и достоверный вывод о непосредственной причине происшествия, а также причастных к нему лицах.

Типичные следственные действия, выполняемые на первом этапе расследования уголовного дела, связанного с крушением или аварией на железнодорожном транспорте, зависят от имеющейся следственной ситуации. Можно выделить две типичные следственные ситуации, определяющих содержание первоначальных следственных действий:
1) внешняя причина происшествия очевидна (например, пожар, взрыв, наложение на пути посторонних предметов); в такой ситуации в качестве основной задачи выступает установление причастных к транспортному происшествию лиц.
2) причина происшествия неизвестна: это могут быть как внутренние обстоятельства, так и внешние действия; в такой ситуации перед следственным органом стоит задача по установлению непосредственной причины происшествия.

В числе первоначальных следственных действий, типичных для первой ситуации, планируются и производятся:
— осмотр места происшествия и иные виды осмотра;
— освидетельствование;
— допросы потерпевших и свидетелей;
— проведение научно-технических исследований;
— назначение экспертиз.

В числе первоначальных следственных действий, типичных для первой ситуации, планируются и производятся:
— осмотр места происшествия и иные виды осмотра;
— допрос потерпевших и свидетелей;
— допрос подозреваемых;
— выемка и истребование документов, которые характеризуют объект, получивший повреждения;
— следственные эксперименты;
— назначение экспертиз.

Как отмечают В. И. Елинский и П. Н. Коткин, если в ходе расследования было установлено, что причиной транспортного происшествия стали умышленные действия, то дальнейшие следственные действия должны быть направлены на проверку следственных версий о лицах, которые причастны к преступлению, повлекшему транспортное происшествие на железнодорожном транспорте [1, С. 4].

Таким образом, первый этап расследования уголовного дела, связанного с крушением или аварией на железнодорожном транспорте, связан с производством следственных действий, связанных с безотлагательным поиском, выявлением и получением информации и доказательств по уголовному делу. В зависимости от следственной ситуации состав первоначальных следственных действий может отличаться.


Список литературы

  1. Елинский В.И., Коткин П.Н. Особенности организации расследования уголовных дел о транспортных происшествиях на железнодорожном транспорте // Российский следователь. – М.: Юрист, 2010. – № 12. – С. 2-7.
  2. Клайдова А. С. Криминалистическое исследование технических средств записи и носителей информации и использование его результатов при расследовании преступлений на транспорте: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09 / Юрид. ин-т МВД РФ. – М., 2001. – 24 с.
  3. Шапошников В.Л., Озеров И.Н. Проблемы первоначального этапа расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2014. – № 3. – С. 21-24.