УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

№19,

Педагогические науки

Кызыл-оол Саглаана Валерьевна


Научный руководитель: Моруденко Ю. И., кандидат исторических наук.


Ключевые слова: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ; УРОКИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА; МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ; DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST OF YOUNGER STUDENTS; LESSONS OF THE WORLD; MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN EDUCATION.


Аннотация: В статье рассмотрены педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования мультимедийных технологий Владение учителем современными методическими материалами по организации мультимедийного сопровождения образовательного процесса способствует повышению уровня предметных знаний и умений младших школьников.

Актуальность изучения проблемы познавательного интереса, его формирования и развития в процессе изучения различных предметных дисциплин в начальных классах является далеко не новой, но по-прежнему актуальной проблемой в теории и практике обучения младших школьников. В специальных психолого-педагогических исследованиях и практико-ориентированных наблюдениях неоднократно доказано, что все усилия формировать у детей какое-либо представление или понятие обречены на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждения.

Одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет «принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения» [7, с. 7]. «Портрет выпускника начальной школы», представленный в названном федеральном образовательном документе, включает такие личностные характеристики, как «любознательный, активно и заинтересованно познающий мир», «владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности» и другие [7, с. 6].

Происхождение слова «интерес» достаточно прозрачно. Являясь переводным заимствованием от однокоренного латинского образования interesse с исходным значением «полезный, выгодный» и вторично-производными значениями «занимательный, увлекательный; познающий», этот термин во всех европейских языках, по материалам этимологических словарей, буквально означает «важное значение, удивление».

Обращаясь к многовековой традиции, можно отметить, что, согласно педагогическим учениям прошлых веков, интерес рассматривался в качестве основного фактора построения процесса обучения, а затем и важного психолого-педагогического условия, влияющего на эффективность и успешность научения в любом возрастном периоде.

Известно, что Я. А. Коменский в «Великой дидактике» одним из обязательных положений «Основ личности обучения и учения» называет интерес как один из главных путей «создания светлой и радостной обстановки общения» [3, с. 69]. Позднее Ж.-Ж. Руссо, будучи теоретиком свободного естественного воспитания, писал о необходимости строить «доступное и приятное ребенку обучение», основываясь «на выборе предметов – исходя из интересов ребенка» [3, с. 78].

К. Д. Ушинский, наряду с принципом посильности учебного материала, предлагаемого для изучения, последовательности и наглядности обучения и другими, именно в интересе видел основной механизм успешного и продуктивного учения. Педагог в «Вопросах первоначального образования» неоднократно делал акцент на том, что интерес не следует превращать в забаву, а интересное учение «не исключает работу с усилием, а способствует ей» [6, с. 237].

В современной отечественной науке интерес рассматривается как психолого-педагогическая категория, основной смысл которой непосредственным образом соотносится с семантикой многозначного слова «интерес»: 1. Желание осуществить, познать что-нибудь. 2. Занимательность, значительность. 3. Потребности.

Тем не менее, данное понятие, за которым кроется важнейшее личностно-психологическое образование, имеет неоднозначные определения в научной литературе, имеющие своей целью отразить многокомпонентность изучаемого психолого-педагогического явления и средств его формирования и развития.

Согласно учению А. К. Марковой, интерес может быть «широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным и как проявление высшего уровня – преобразующий интерес» [4, с. 42].

Познавательный (учебно-познавательный) интерес выступает особым видом интереса и определяется в большинстве источников по педагогической психологии как «интерес к познанию».

Более развернутое определение познавательного интереса находим в публикации В. В. Шаповаловой. Автор отмечает, что областью познавательного интереса является познавательная деятельность, в процессе осуществления которой обучающиеся овладевают содержанием учебных предметов и необходимости предметными и метапредметными умениями и навыками. Основным ценностным ориентиром познавательного интереса, по словам В. В. Шаповаловой, является развитие личностной сферы ученика [8, с. 26].

В приведенном тезисе исследователя явно подчеркивается комплексная природа познавательного интереса: с одной стороны, это категория психологическая, направленная на интеллектуально-волевое и эмоциональное развитие личности младшего школьника; с другой, — познавательный интерес (как явление педагогическое) оказывает влияние на процесс обучения, центром которого является познавательная задача, требующая от ученика «активной поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность» [8, с. 26].

Анализ научных источников психолого-педагогической литературы показал, что в определенной степени исследована как психологическая природа, так и педагогическая направленность категории познавательного интереса.

Поскольку с приходом в школу учебная деятельность становится ведущей в жизни ребенка, познавательный интерес, по словам Н. Г. Морозовой, «направлен не только на овладения знаниями школьных предметов, но обращен также к процессу самостоятельного добывания знаний в учебной деятельности» [5, с.6].

Основополагающим компонентом учебной деятельности, по В. В. Давыдову, является мотивация, обеспечивающая в ее структуре функции побуждения к самой деятельности в процессе решения учебных задач и смыслообразования в непосредственном, узком и широком понимании этого термина. По исследованиям в области педагогической психологии, немотивированная или слабомотивированная деятельность либо не осуществляется, либо осуществляется без видимых положительных результатов, либо является весьма неустойчивой.

Познавательный интерес выступает ведущим мотивом учебной деятельности младших школьников, наряду со стремлением к похвале, поощрению, боязнью неодобрения или наказания за неуспехи в школе, опаской другими положительными и отрицательными, внешними и внутренними мотивами: ошибиться и получить низкую отметку и т. д. «В отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний, – писал Л. С. Выготский, – познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нем отчетливо выражена направленность на определенную предметную область, к более глубокому познанию которой ребенок стремится» [2, с. 110].

Являясь по отношению к младшему школьному возрасту учебно-познавательным мотивом, интерес имеет определенные преимущества, которые его существенно отличают от других мотивов. Эти преимущества достаточно четко сформулированы в работах А. К. Марковой, Т. А. Матиса, А. Б. Орлова и других исследователей: 1) ранее и яснее других мотивов познавательный интерес осознается учениками; 2) составляет основу мотивации учения; 3) доступен для наблюдения учителя, ввиду чего он легче поддается корректирующей работе.

Но самое главное, по словам В. Б. Бондаревского, это то, что «познавательный интерес побуждает школьников заниматься с увлечением не только на уроке или в процессе самостоятельной подготовки домашних заданий, но и учиться для познания нового знания как основы общественной деятельности человека» [1, с. 44]. Таким образом, сформированный познавательный интерес создает основу для развития функционально грамотной личности младшего школьника, умеющей решать не только учебные, но и жизненно необходимые задачи.

В качестве дополнительного тезиса можно, вслед за А. К. Марковой, Т. А. Матис и А. Б. Орловым, отметить, что «познавательный интерес является лишь одним из «звеньев» в системе учебной мотивации младшего школьника и не обособлен от других мотивов» [4, с. 81]. «Входя в общую систему мотивации, познавательный интерес оказывает влияние на интенсивность любой деятельности и личное отношение к ней каждого ученика», – отмечается в совместных исследованиях А. К. Марковой, Т. А. Матис и А. Б. Орлова [4, с. 81].

Г. И. Щукина к выделению уровней познавательного интереса подходит с позиций сформированности учебных умений обучающихся. Она выделяет три уровня развития познавательного интереса школьников: «репродуктивно-фактологический», «описательно-поисковый», «творчески познавательный» [9, с. 97].

Названные уровни автор характеризует следующим образом:
– на репродуктивно-фактологическом уровне у школьников проявляется непосредственный интерес к новым фактам, как правило, занимательного характера;
– на описательно-поисковом уровне выражен интерес к познанию свойств, признаков, предметов, явлений, событий;
– на творческом уровне интерес младших школьников направлен на выявление причинно-следственных связей, закономерностей отношений между изучаемыми объектами действительности, их проявления и т. п.

Все три ступени сформированности познавательного интереса в учебном процессе проявляются не изолированно друг от друга, но непосредственным образом сочетаются и дополняют друг друга, переходя от более низкой ступени развития (репродуктивно-фактологической) до более высокого, творчески преобразуемого уровня. При этом важно отметить, что уровни не сменяют друг друга последовательно, а сосуществуют; на каждой ступени возрастного развития ребенка отмечается свое соотношение этих уровней.

В исследованиях познавательного интереса, основанных на личностно-деятельностном походе, раскрываются наиболее значимые особенности этого психолого-педагогического явления, часть из которых ориентирована на идеи Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и других видных психологов. Основные из них должен иметь ввиду учитель, организуя работу по развитию познавательного интереса младших школьников:
– познавательный интерес присущ только человеку как индивиду, наделенному членораздельной речью и мышлением;
– познавательный интерес проявляется в различных сферах общественной деятельности человека;
– познавательный интерес формируется в социальной обстановке.

Последний тезис особенно созвучен с идеей Л. С. Выготского о том, что «интересы ребенка возникают из контакта с окружающим миром; особенное воздействие на их развитие оказывает влияние окружающих людей» [2, с. 123].

Учеными выделяются многие психолого-педагогические условия развития познавательного интереса у обучающихся, подчеркивается комплексный подход к их изучению. Основными из этих условий являются максимальная опора на активную мыслительно-интеллектуальную деятельность и творческий потенциал учащихся, ориентация на оптимальный уровень их личностного развития, эмоционально положительная атмосфера обучения, способствующая созданию ситуации успеха, овладение продуктивными формами и новыми способами самостоятельной работы, создание проблемных ситуаций и выбор оптимальных способов их решения, использование творческих практических заданий и другие.

Учебному предмету «Окружающий мир» в начальной школе отводится особое место как одному из самых интересных и многообразных учебных предметов. Именно эта школьная дисциплина, несмотря на сложность и разноаспектность изучения, позволяет формировать непосредственный интерес обучающихся к природе и человеку, к миру явлений реальной действительности, развивает любознательность учащихся начальных классов, их способность к нравственно-эстетическому восприятию и осмыслению мира живой и неживой природы. Задача учителя начальных классов – приобщить младших школьников к познанию окружающего мира во всем многообразии его отношений, сделать учебный предмет увлекательным для изучения.

Особую актуальность решение проблемы формирования познавательного интереса к учению вообще и к урокам окружающего мира, в том числе, приобретает в процессе использования мультимедийных технологий, ориентированных на самостоятельную поисковую деятельность школьников. Мультимедийные технологии способствуют развитию логических операций мышления, формированию рефлексивно-оценочных, поисковых, коммуникативных и презентационных умений обучающихся. Этот творческий процесс учебного взаимодействия учителя и ученика, в результате которого формируется активно-познавательная, исследовательская позиция, познавательная инициатива, самостоятельность и личностное мировоззрение младшего школьника, требует глубокого методического осмысления в современном образовательном процессе.

Необходимость дальнейшего изучения педагогических условий развития познавательного интереса младших школьников в начальном курсе окружающего мира на основе использования мультимедийных технологий
определило тему нашего исследования.

Предваряя содержание опытно-экспериментальной работы с младшими школьниками в условиях основного учебного времени, сформулировали гипотезу исследования: использование мультимедийных технологий будет способствовать развитию познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира, если учитель начальных классов:
– систематически организует изучение предмета на основе сочетания презентационного материала со словесными методами обучения;
– использует игровые методы и приемы, проблемные задачи и задания поисково-исследовательского характера, алгоритмизированные компьютерные задания, дидактические межпредметные игры, занимательный материал при подготовке уроков с мультимедийным сопровождением;
– вовлекает учащихся в подготовку к уроку и совместную рефлексивно-оценочную деятельность при выполнении обучающих, тренировочных и контролирующих компьютерных задач.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы были выявлены уровневые характеристики сформированности и характер познавательных интересов младших школьников относительно учебного предмета «Окружающий мир». Показатели обоих критериев указали на необходимость совершенствования работы педагога по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.

На формирующем этапе эксперимента использовался комплекс игровых методов и приемов, проблемных задач и заданий поисково-исследовательского характера, алгоритмизированных компьютерных упражнений, дидактические межпредметные игры, занимательный материал при подготовке уроков с мультимедийным сопровождением и т. д.

Работа по развитию познавательного интереса младших школьников на формирующем этапе эксперимента через уроки окружающего мира осуществлялась с соблюдением выделенных педагогических условий и использованием комплекса игровых методов и приемов, проблемных задач и заданий поисково-исследовательского характера, алгоритмизированных компьютерных упражнений, дидактические межпредметные игры, занимательный материал при подготовке уроков с мультимедийным сопровождением и т. д.

Все задания на основе мультимедиа давали возможность обратить внимание ребенка на ценность окружающей природы, неотъемлемой частью которой является он сам.

Ответ¬ственное отношение к окружающей социально-природной среде, интерес к природным изменениям формировались через систему научных и практических знаний по личным наблюдениям учащихся, при чтении учебной литературы и дополнительных справочно-познавательных источников, Интернет-материалов, через моральные ценно¬стные ориентации по отношению к природе, эмоциональное восприятие, поведение и деятельность обучающихся.

В процессе подготовки компьютерных заданий, в том числе с использованием интерактивной доски, большое внимание уделялось алгоритмическим предписаниям по организации действий школьников на основе инструктивных и справочных материалов.

При использовании в начальных классах мультимедийной аппаратуры учитель должен исходить из требований, предусматривающих соответствие используемых учебных программ и заданий возрастным и психофизиологическим особенностям обучающихся.

Одной из наиболее благоприятных тем, предоставляющих возможности в реализации поставленных задач компьютеризированного процесса обучения, является тема «Сезонные изменения погоды», информация по которой поступает к ученикам в течение всего года и актуализируется по четырем сезонам, месяцам, декадам, дням недели либо по сравнению дневных и ночных погодных изменений и т. п.

В процессе организации компьютерных уроков по этой теме в экспериментальном классе использовали доступный информационный ресурс «Оксфордская детская энциклопедия», а также привлекали наблюдения из собственного жизненного опыта учащихся по разным временам года. Такие сведения не только полезны, но и интересны детям, особенно в том случае, если они ведут электронный дневник наблюдений за природными явлениями.

В процессе учебной дискуссии по теме третьеклассникам был предложен заранее оформленный в виде памятки и представленный на рабочем поле интерактивной доски алгоритм работы с научно-учебным текстом: а) чтение текста «про себя», б) чтение текста вслух, в) выделение изучаемого термина- понятия (взаимосвязанных понятий), определение его сущностных характеристик, г) выделение базовых слов термина для его запоминания.

Эта работа вызывает интерес у учащихся, особенно если сопровождается сопроводительным иллюстрированным материалом в виде рисунков или анимации. С другой стороны, анимация может отвлекать учеников от смысла прочитанного, поэтому анимационные картинки обычно предлагали нарисовать или подобрать учащимся с использованием программы Paint. Такое задание после предварительного ознакомления на двух-трех уроках в дальнейшем предлагалось детям в качестве домашней работы, где они по предложенным схемам и алгоритмам могли «нарисовать» изучаемые объекты и отразить их свойства в своей иллюстрированной работе.

Решение проблемной задачи с целью ответа на вопрос «Почему так разнообразна погода на территории России?» осуществлялось на следующем уроке по результатам выполнения домашнего задания. Ученикам было предложено записать показатели погоды (из телеметеосводки) в Москве, в Санкт-Петербурге, в Ялте, в Красноярске, в Якутске и во Владивостоке, сравнить полученные результаты между собой и погодными условиями в городе Кызыле.

На последующем уроке окружающего мира была организована работа с «Общим интерфейсом программной таблицы «Сведения о погоде» (автор Б. Е. Сабыров), где представлены условные обозначения погодных явлений: температура воздуха, облачность, осадки, ветер и другие. С другой стороны, ученики усваивают новые информационные термины и понятия: электронная таблица, значение таблицы, данные, внесение и корректировка данных.

Организованная работа доказала правильность высказывания одного из ведущих методистов в области изучения предмета «Окружающий мир» — Н. В. Бизяевой о том, что развитие умения работать с компьютерной информацией, переводить информацию из словесно-вербальной формы в схематически-графическую и наоборот (читать схемы и таблицы) способствует развитию познавательного интереса и учебно-познавательной активности младших школьников, а значит, и более глубокому осознанию основных понятий в системе их взаимосвязей и существенных признаков, запоминанию соответствующих им растительностью и животным миром».

Работа с картой природных зон мира помогает школьникам найти правильное соотношение терминов при заполнении таблицы соотношения климатических поясов и природных зон. Ученики узнают новую информацию о четырех природных зонах (леса, степи, пустыни, тундра) и о том, что названия природных зон определяются по преобладающей в них растительности. Карта природных зон помогает выяснить: «Зоны сменяются от экватора к полюсам и соотносятся с климатическими поясами».

Большой интерес у учащихся вызывают конструктивные картинки, описанные Л. П. Федоренко относительно уроков русского языка, но адаптированные в процессе преподавания природоведческих тем на уроках окружающего мира в начальных классах методистом-практиком Л. А. Брук.

На наших уроках использовались следующие виды работ с картинками: 1) подпись названия природоведческих понятий; 2) составление коротких предложений по типу «Понятие (явление) + действие с этим понятием» (грамматически: подлежащее + сказуемое); 3) составление словосочетаний по типу «Понятие (явление живой или неживой природы) + признак предмета (явления)» (грамматически: определение + подлежащее). Дети задают вопросы к картинкам, затем придумывают небольшие связные рассказы –эссе природоведческого содержания: сезонные миниатюры, пейзажные зарисовки, этюды-иллюстрации.

Например, при изучении темы «Способы питания животных» под каждой из конструктивных картинок с фотографией животного, размещенных на рабочем столе компьютера, ученики подписывали, чем это животное питается: олень – кора, ветки, листья; ёж – насекомые, грибы; белки – орехи, жуки, мыши.

Обобщая изученные темы с помощью компьютерной графики и демонстрации слайдов с комментированием, учитель организует рефлексивно-аналитическую деятельность учащихся по системе природоведческих понятий с их подсистемами.

Учащиеся воспроизводят терминологические определения основных природоведческих понятий:
Природа – все, что нас окружает в действительность и не создано человеком.
Живая природа – все нас окружающее, не способное рождаться, дышать, питаться, расти, размножаться, умирать.

Каждая из подсистем живой (растения, животные и др.) и неживой (рельеф, полезные ископаемые и др.) природы также была представлена схематическими составляющими в соответствии с формируемыми понятиями при изучении окружающего мира и сопровождалась обучающими, тренировочными и контролирующими заданиями, требующими воспроизведение, логическое обоснование (объяснение, комментирование, постановка проблемы и др.) или практическое применение полученных знаний.

На контрольном этапе эксперимента была установлена эффективность использования процессе уроков окружающего мира комплекса вербально-презентационных (на основе мультимедиа-сопровождения) учебно-теоретических и практико-ориентированных материалов и названных в исследовательской гипотезе педагогических условий в развитии познавательного интереса младших школьников. Уровневые показатели учебно-познавательного интереса младших школьников в экспериментальном классе повысились, в том числе по отношению к уровню развития познавательных интересов учащихся контрольного класса.

Использование заданий с мультимедийным сопровождением способствовало в целом развитию интереса младших школьников к урокам окружающего мира, формировало наблюдательность, интерес к окружающей жизни.


Список литературы

  1. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя / В. Б Бондаревский. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.
  2. Выготский Л. С. Избранные педагогические исследования / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2011. – С. 118-184.
  3. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты / Г. М. Коджаспирова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. – 224 с.
  4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2009. – 192 с.
  5. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. – М.: Знание, 1997. – 148 с.
  6. Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 2: Русская школа. М.: Дрофа, 2015. – 447 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования // Завуч начальной школы. − 2011. − № 1. – С. 4-27.
  8. Шаповалова В.В. О познавательном интересе и приемах его активизации / В. В. Шаповалова // Начальная школа. – 2012. – № 7. – С. 26.
  9. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г. И. Щукина – М.: Просвещение, 1997. – 382 с.