УДК 339.5

ПРИНЦИП «ЕДИНОЕ ОКНО» КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО ПОСТА

№19,

Экономические науки

Ксалова Анжела Алиевна


Научный руководитель: Юсупова С.Я., доктор экономических наук, профессор


Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ; «ЕДИНОЕ ОКНО»; EFFICIENCY OF CUSTOMS ACTIVITY; CUSTOMS POST; INFORMATION TECHNOLOGY; «SINGLE WINDOW» MECHANISM..


Аннотация: В статье рассмотрены вопросы управления таможенным постом с помощью информационных технологий. Обоснована актуальность исследования, выявлены особенности различных видов информационных технологий в управлении таможенным постом. Рассмотрены новые направления развития управления таможенным постом на основе информационных технологий.

Современные реалии требуют как можно более полного внедрения информационных технологий во все сферы экономического и государственного управления. Это является необходимым фактором для развития производительных сил в стране, повышения качества жизни населения, увеличения эффективности предпринимательской деятельности и т.д. Так, в первом после инаугурации Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере» отмечено в качестве одной из первоочередных целей. Для ее выполнения предстоит решить задачу внедрения цифровых технологий и платформенных решений на всех уровнях взаимодействия государственных органов, населения и субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Таможенные органы России также расценивают использование информационных технологий в сфере их деятельности как первостепенную задачу совершенствования таможенных процессов и операций в рамках реформ, осуществляемых Федеральной таможенной службой РФ.

Для этого в деятельность российской таможни в последние годы активно и последовательно внедряются технологии «единого окна», «электронного декларирования», системы управления рисками, новые формы электронных платежей и т.п.

Принцип «единого окна» реализуется путем обеспечения однократного представления в таможенный орган перевозчиком, либо лицом, действующими от его имени, документов и сведений, необходимых для осуществления таможенного и иных видов государственного контроля (надзора), и информирования таможенными органами по итогам проведения такого контроля (надзора) о принятых решениях.

Такая система позволяет в разы сократить время таможенной обработки грузов, избавить все стороны от лишних, порой дублирующих друг друга, действий, повысить надежность и эффективность работы таможенных постов в глобальном масштабе.

Так, сегодня во всем мировом сообществе более 30 стран успешно внедрили и применяют механизм «Единого окна», получая при этом значительные выгоды благодаря сокращению административных барьеров и ресурсов, связанных с подготовкой, представлением и обработкой искомой официальной информации. [2]

Таможенный кодекс ЕАЭС наряду с приоритетным развитием электронного таможенного декларирования также подчеркивает необходимость скорейшего внедрения принципа «единого окна» в работе таможенных постов на территории всех стран-участниц.

Так, п. 2 ст. 80 Таможенного кодекса ЕАЭС содержит положение о том, что документы, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при их совершении, если сведения о таких документах и сведения из них могут быть получены таможенными органами из информационных систем, используемых таможенными органами, а также из информационных систем государственных органов, организаций государств-членов в рамках информационного взаимодействия.

Очевидно, что совершенствование деятельности таможенного поста на основе системы «единого окна» невозможно эффективно реализовать без параллельного внедрения электронного документооборота. Так, например, участники внешнеэкономической деятельности в России активно используют поручительство, оформляемое в электронном виде с применением электронных подписей при таможенном транзите товаров в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Количество таких поручительств, получаемых таможенными органами, достигает полумиллиона в год.

В рамках системы «единого окна» производится и электронное проведение таможенных платежей и сборов, осуществляемое при помощи специальных терминалов и платежных систем, работающих в режиме онлайн.
Очевидный плюс данной технологии – радиологический, экологический, санитарно-эпидемиологический контроль как таковые уже не проводятся непосредственно в процессе таможенного оформления, до электронного декларирования это представляла большую проблему как для самого таможенного поста, на котором надолго застревал груз, так и для предпринимателей, которые не могли получить ту или иную справку.

Таким образом, заметно снижаются издержки всех участников внешнеэкономической деятельности, а работа специалистов таможенных постов сводится к проверке, регистрации, определению формы таможенного контроля, работе с онлайн-базами и справочными материалами.

Система «Единое окно» требует от таможенного поста перехода на облачные технологии, централизацию функционала и снижения накладных расходов на содержание аппарата на местах.

Уже сегодня таможенные посты могут оформить декларацию за 30 минут, но и это время можно сократить вдвое, уверен первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслан Давыдов. [4]

Для России основная проблема — это автомобильные пункты пропуска. У нас их 172 из-за большой протяженности госграницы. Естественно, чтобы привести в порядок их все, нужны колоссальные вложения. Так, например, порт «Роттердам» в Нидерландах, в развитие его инфраструктуры в течение пяти лет было направлено 39 миллиардов евро. Теперь там работают только роботы под руководством двух сотрудников порта. Один его участок обрабатывает больше, чем порт Санкт-Петербурга целиком. Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» [2] предусматривает, что к 2024 году будут модернизированы 24 экспортно ориентированных пункта пропуска. Это поможет быстрее оформлять грузы в первую очередь малым предприятиям-экспортерам.

Прежде всего необходимо улучшать инфраструктуру тех таможенных постов, которые расположены вдоль главных транспортных коридоров: пояса Шелкового пути, коридора Север — Юг, на Дальнем Востоке, так как с китайской стороны они отлично обустроены, а с нашей — не до конца. Давыдов Р. отмечает так же, что пункты пропуска «Забайкальск» и «Кяхта» в Бурятии тоже требуют внимания к себе. На юге страны нужно модернизировать «Яраг-Казмаляр» на границе с Азербайджаном, и «Верхний Ларс» на границе с Грузией. На последнем, к слову, поток грузовых машин в пять-шесть раз превышает проектную мощность.[4]

Необходимо отметить, что «единое окно» – это не только имплементация передового мирового опыта, но и важный антикоррупционный шаг в работе таможенных как целостной и эффективной системы. Такой подход позволяет минимизировать человеческий фактор и организовать необходимые процедуры мониторинга, способствующие быстрому решению проблемных моментов. Механизм «единого окна» позволяет всем государственным органам, обеспечивающим контроль над перемещениями товаров на таможенной территории, работать в едином комплексе. Такая система стимулирует контролирующие органы к переходу на современный общемировой подход осуществления таможенного контроля. Ведь это открытое и прозрачное осуществление таможенных формальностей и других видов контроля без «ручного» вмешательства в эти процессы. При таких условиях любые злоупотребления не могут остаться незамеченными.

Можно смело называть повсеместный запуск «единого окна» большим шагом в эволюции таможенного дела. Уже сегодня преимуществами этой упрощенной системы пользуется около 80% бизнеса. И с каждым днем преимущества этого механизма таможенного оформления испытывает на себе все больше пользователей. «Единое окно» становится основным способом общения предприятий с контролирующими органами.


Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ, 14.05.2018, N 20, ст. 2817.
  2. «Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // Документ опубликован не был
  3. Шохин С.О. Электронная таможня — сегодня и завтра (правовые аспекты) // Таможенное дело. 2018. N 3. С. 16 — 19.
  4. http://www.tks.ru/reviews/2018/11/06/02