УДК 342.9

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ

№19,

Юридические науки

Тамулайтите Екатерина Евгеньевна


Научный руководитель: Русанова С.Ю., кандидат юридических наук, доцент.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ; ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ; ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА; ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ; ADMINISTRATIVE EXPULSION; ADMINISTRATIVE COERCION; FOREIGN CITIZENS; STATELESS PERSONS; APPLICATION PROCEDURE.


Аннотация: В настоящей статье были исследованы сущность и порядок применения такой меры административного принуждения, как административное выдворение. Были отмечены условия, при которых назначается административное выдворение, а также проанализированы материалы судебной практики в исследуемой сфере.

Административное выдворение является одной из мер административного принуждения, которая применяется за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации, в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства.

Среди иных мер административного принуждения административное выдворение признается более приоритетным. Оно считается наиболее эффективной мерой из числа тех, которые перечислены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [1] (далее – КоАП РФ). Административное выдворение способствует установлению миграционного порядка в государстве, выполняет профилактические функции в сфере совершения преступлений и административных правонарушений иностранными гражданами и лицами без гражданства [9, с. 22].

В соответствии с ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства состоит в принудительном и контролируемом перемещении таких граждан через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации установлен в ст. 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [2].

Сущность административного выдворения заключается в том, что оно применяется только специально уполномоченным государственным органом или должностным лицом, наделенным государством полномочиями по назначению наказаний, перечень которых установлен в самом КоАП РФ.

Административное выдворение характеризуется персонифицированностью, то есть назначается конкретному лицу, которое совершило деяние, определенное действующим законодательством как запрещенное [10, с. 46]. Граждане Российской Федерации не могут быть привлечены к данной мере административного принуждения.

Случаи применения административного выдворения к иностранным гражданам и лицам без гражданства предусмотрены в действующем законодательстве. К их числу относятся:
1. трудовая деятельность на территории Российской Федерации без специального на то разрешения;
2. нарушение правил пересечения Государственной границы РФ лицами или транспортными средствами, а также нарушение порядка следования от Государственной границы РФ до пункта пропуска через нее и в обратном направлении;
3. нарушение правил въезда на территорию Российской Федерации или же нарушение режима проживания или пребывания на ней;
4. иные виды правонарушений, предусмотренные КоАП РФ.

В научной литературе довольно часто высказывается мнение, в соответствии с которым административное выдворение должно осуществляться за счет иностранного гражданина или лица без гражданства, допустившего указанные выше нарушения. В том случае, если достаточная денежная сумма у него отсутствует, то административное выдворение должно быть осуществлено за счет пригласившей его стороны. Если же и у пригласившей его стороны не имеется на это денежных средств, или установить личность пригласившего невозможно, административное выдворение осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Сумма, выделенная из федерального бюджета для проведения процедуры административного выдворения, может быть потрачена на покупку билетов на определенный вид транспорта, подтверждающих право выдворяемого на проезд, а также на содержание этого лица, пока решение, принятое уполномоченным государственным органом или должностным лицом о выдворении, не будет приведено в исполнение [12, с. 142].

Действующее законодательство подробным образом регламентирует моменты, связанные с содержанием иностранных граждан и лиц без гражданства до исполнения судебного решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации. Содержание лиц, которым было назначено административное выдворение, осуществляется в специализированных помещениях органов внутренних дел или в специальном учреждении.

Действующие нормативно-правовые акты очень подробно регламентируют деятельность таких учреждений. Приказ Федеральной миграционной службы от 02 июня 2015 г. № 286 «О порядке посещения членами общественных наблюдательных комиссий специальных учреждений ФМС России и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных лиц и лиц без гражданства, подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» [3] члены общественных комиссий правомочны посещать специализированные учреждения только при предварительном согласовании с администрацией такого учреждения. В отмеченном приказе также освещены вопросы порядка дачи интервью, проведения фото- и видеосъемок с участием иностранных граждан или лиц без гражданства.

Цель административного выдворения – фактическое доставление иностранного гражданина или лица без гражданства за территорию Российской Федерации. Дополнительно выдворяемому устанавливается запрет на въезд на территорию Российской Федерации в дальнейшем на протяжении пяти лет независимо от того, имеются у него законные основания на въезд или нет. В отношении выдворяемого также предусматривается установление запрет на получение гражданства Российской Федерации или на реализацию предпринимательской деятельности на территории государства [11, с. 122].

Решение об административном выдворении принимается в судебном порядке. Если же иностранный гражданин или лицо без гражданства совершили административное правонарушение при въезде на территорию Российской Федерации, перечень которых установлен в КоАП РФ, то рассмотрение дела об этом административном правонарушении относится к компетенции должностных лиц органов исполнительной власти, обладающих специальными полномочиями.

В настоящее время в КоАП РФ предусмотрено 25 составов правонарушений, за совершение которых может быть назначено административное выдворение как дополнительное наказание, а по 14 составам правонарушений – как основное. Следовательно, намечается тенденция расширения законодательства об административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Согласно статистическим данным, приведенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 2017 год, в качестве дополнительного наказания административное выдворение было назначено более 142 тысяч раз, тогда как в качестве основного – всего 562 [7].

В судебной практике 2017 года особо ярко выделяется дело, вызвавшее общественный резонанс. Это дело об административном выдворении журналиста Х.Т. Нурматова, который нарушил миграционное законодательство. На основании постановления Басманного районного суда г. Москвы от 01 августа 2017 г. он был привлечен к административной ответственности согласно ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, наказание было назначено в виде штрафа в размере 5000 рублей и административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Резолютивная часть указанного постановления в дальнейшем была изменена решением судьи Московского городского суда от 07 августа 2017 года с отметкой на то, что исполнение постановления суда в части выдворения за пределы РФ приостановлено на все время разбирательства по жалобе, поданной Х.Т. Нурматовым в Европейский Суд по правам человека на основании того, что в государстве, куда постановлено выдворение, возможно его преследование, что может угрожать жизни и здоровью Х.Т. Нурматова [8]. На основании этого Европейский Суд по правам человека принял предварительную меру в виде запрета на его выдворение.

Заключенные Российской Федерацией международные соглашения являются основанием для отмены вынесенных постановлений по делам об административном выдворении.

Например, выдворение В.В. Ананьева было отменено вышестоящим судом на основании того, что на территории, куда должно быть осуществлено его выдворение, происходил вооруженный конфликт, а это свидетельствует о наличии угрозы его жизни и здоровью и нарушении ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [6].

Не редко происходит отмена назначенного выдворения и на основании нарушения ст. 8 Конвенции о защите прав и основных свобод. Анализ судебной практики показал, что часто отменяют судебные решения и назначении административного выдворения на основании жизненных ситуаций, но, однако влекущих нарушение международных обязательств Российской Федерации.

Например, по делу В. Лу было назначено дополнительное наказание в виде административного выдворения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ. Данное решение было отменено Верховным Судом РФ на основании ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Судебные инстанции, отменяя решения нижестоящих инстанций, применяют нормы международных актов, которые хоть и не составляют часть российского законодательства, но все же используются в нем. Но очевиден тот факт, что не каждый иностранный гражданин сумеет правильно реализовать предоставленное ему право на судебную защиту, а тем более обратиться в международные судебные инстанции [5].

Согласно указаниям Пленума Верховного Суда РФ от 17 июля 2015 года № 5-АД15-18 суды при назначении наказания в виде административного выдворения обязаны исходить из принципа соразмерности их назначения.

Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. № 4-П отмечено, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но … не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида и общего интереса, заключаемого в защите личности, общества и государства от административных правонарушений [4].

Итак, несмотря на принятые Российской Федерацией международные обязательства и позиции высших судебных инстанций, становится очевидным, что трудности их исполнения обусловлены тем, что дополнительное наказание назначается в обязательном порядке, а также суды лишены законодательных ориентиров внутреннего права для точной дифференциации возможного назначения административного выдворения.

Законодательные положения, содержащиеся в ст. 3.10 КоАП РФ, с обязательным учетом международного законодательства и судебной практики, должны быть скорректированы с указанием случаев, когда выдворение не может быть назначено, не учитывая случай, указанный в ч. 3 этой статьи, на основании которой не допустимо выдворение военнослужащего – иностранного гражданина.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. — № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. — № 30. – Ст. 3032.
  3. Приказ Федеральной миграционной службы от 02 июня 2015 г. № 286 «О порядке посещения членами общественных наблюдательных комиссий специальных учреждений ФМС России и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных лиц и лиц без гражданства, подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2015. — № 43.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко» // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2013. — № 4.
  5. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 5-АД14-19 // Текст постановления официально опубликован не был. – Электронный ресурс «Судебные и нормативные акты РФ».
  6. Постановление Верховного Суда РФ от 13 июня 2017 г. № 56-АД17-15 // Текст постановления официально опубликован не был. – Электронный ресурс «Судебные и нормативные акты РФ».
  7. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) // Бюллетень Верховного Суда РФ». — № 5, май, 2018 (начало); № 6, июнь, 2018 (окончание).
  8. Решение Московского городского суда от 7 августа 2017 г. № 321-4/17 // Электронный ресурс «Судебные и нормативные акты РФ».
  9. Князева И. Н., Устинова М. А. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: проблемы правоприменения // Правопорядок: история, теория, практика. – 2016. — № 3 (10). – С. 20-26.
  10. Панкова О. В. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства: вопросы правоприменения // Судья. – 2015. — № 11. – С. 44-49.
  11. Понежин М. Ю., Понежина Л. Ю. Некоторые вопросы удаления с территории Российской Федерации иностранных граждан // Юрист-Правовед. – 2017. — № 4 (83). – С. 120-127.
  12. Шурухнова Д. Н. Виды и правовые основания применения мер административного принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства // Вестник Московского университета МВД России. – 2016. — № 6. – С. 140-146.