УДК 34

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА

№19,

Юридические науки

Лысенко Александр Сергеевич
Мехрабов Расим Эхтибар оглы


Научный руководитель: Власов В.А., кандидат юридических наук, доцент.


Ключевые слова: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО; МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ; СТАДИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА; ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ; MUNICIPAL LAW; MUNICIPAL ORDER; STAGES OF MUNICIPAL ORDER; ECONOMIC BASIS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT.


Аннотация: В статье рассматриваются важные проблемы государственных закупок для муниципальных нужд в нынешней стадии развития. Государственные закупки осуществляются абсолютно на всех уровнях бюджета (федеральном, региональном и муниципальном), при этом число участников бюджетного процесса на различных уровнях неодинаково.

Деятельность по закупкам регламентирована Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок това­ров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ [1].

В соответствии с данным законом рынок государственных закупок делится на три уровня: федеральный, региональный, муниципальный (ч.7 ст.4), что связано с потребностью удовлетворения не только федеральных нужд, но и нужд субъектов РФ и муниципальных образований в товарах, работах и услугах [5].

Единые цели (удовлетворение потребностей органов власти и населения в определенного рода товарах, работах, услугах), вопросы (разумное расходование бюджетных средств) и метод размещения с помощью преимущественно открытых торгов делают закупки для муниципальных нужд разновидностью государственных закупок [6].

Стоит подчеркнуть, то что доля муниципальных закупок в системе государственного и муниципального заказа не прекращает расти.

Чтобы понять, что же такое «муниципальный заказ», следует обра­титься к определению «муниципальные нужды». Законодательно зафиксировано следующее: обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значе­ния и осуществления отдельных государственных полномочий, пере­данных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномо­чий муниципальных заказчиков.

Из этого следует, что «закупка товара, работы, услуги для обеспе­чения муниципальных нужд — это совокупность действий, осуществляемых в установленном Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд» [5].

Причиной разделения государственного и муниципального заказа выступают соответствующие формы собственности (ч. 2 ст. 8 Консти­туции РФ) [9]. В литературе в этой связи возникло определение пуб­личной собственности, которое является общим как для государст­венной, так и для муниципальной форм собственности.

Обобщая понятия, изложенные выше, сформулируем определение «муниципальный заказ»: это предоставляемый органами местного самоуправления и финансируемый из средств местного бюджета и внебюджетных фондов заказ на производство продукции, изготовление товаров, осуществление работ, оказание услуг, в которых заинтере­совано муниципальное образование. В практике муниципальным зака­зом именуют определенный список товаров, работ и услуг, которые закупаются муниципальными заказчиками.

Муниципальными заказчиками выступают органы местного самоуправления, все без исключения муниципальные учреждения и другие получатели средств из бюджета муниципального образования.

Любопытен аспект, учитывающий муниципальный заказ не только как способ удовлетворения муниципальных нужд, но и как значимый механизм помощи подавленных сфер экономики, содействующий формированию конкурентной борьбы. Помимо этого муниципальный заказ гарантирует значительную устойчивость, обеспечивает реализа­цию продукции, способен быть значимым компонентом антикризисной политики страны [7].

Муниципальный заказ считается «методом непосредственного регулирования хозяйственных взаимосвязей» [6]. В финансовой дея­тельности муниципальный заказ играет несколько основных ролей: воспроизводственную, роль ценового регулятора, стимулирующую, социальную, инновационную.

Воспроизводственная роль муниципального заказа состоит в удовлетворении потребностей муниципалитета в товарах, работах и услугах, требуемых для оперативного исполнения функций, возложен­ных на органы местного самоуправления.

Роль ценового регулятора состоит в том, что муниципальный заказ дает возможность оказывать непрямое влияние на динамику формиро­вания цен по конкретным видам товаров, работ и услуг.

Стимулирующая роль муниципального заказа состоит в обеспече­нии расширения способностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов. Увеличение видов муниципальных закупок пробуждает рост общего спроса на товары местных производителей и положительно сказывается на отраслевой и региональной структуре экономики. Применяя муниципальный заказ как механизм регулиро­вания и программирования экономики, науки и техники, правительство привлекает и возможности индивидуального предпринимательства к обеспечению стабильности финансового развития, решению важных общественно — экономических вопросов. В данном случае под воз­действием влияния системы муниципальных заказов на экономику по­мимо побудительного эффекта проявляется и синергетический эффект.

Социальная роль муниципального заказа основывается на том, что он содействует осуществлению общественно — экономической поли­тики страны, в том числе вовлечению социально чувствительных слоев населения в трудовой процесс. В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок» [1] преимущества при осуществлении закупок предоставляются органам и предприятиям уголовно-исполнительной системы, учреждениям инвалидов, субъек­там малого и среднего бизнеса, социально ориентированным некоммер­ческим организациям (СОНКО).

Муниципальные заказчики в ходе планирования и реализации муниципальных закупок обязаны отдавать приоритет принципиально новым либо товарам, работам, услугам с новыми потребительскими качествами. В этом и состоит инновационная роль муниципального заказа [4].

Важным документом, стабилизирующим экономические, правовые и организационно-технические взаимоотношения товаропроизводителя (поставщика) и потребителя (покупателя), выступает муниципальный контракт.

В соответствии с нормативно-правовыми актами Министерства экономического развития Российской Федерации (представительный орган, исполняющий нормативное регулирование в области размеще­ния публичных заказов) «закупками товаров, работ, услуг для госу­дарственных и муниципальных нужд» нередко называется размещение государственных и муниципальных заказов. Использование такой терминологии подразумевает приобретение либо получение товаров, работ, услуг за счет бюджетных и внебюджетных средств финансиро­вания вне зависимости от того, кто именно их реализовывает: основные распорядители либо получатели бюджетных средств [1].

Формирование процедуры и реализации муниципального заказа можно продемонстрировать в четырех стадиях:

— Формирование потребностей в образовании различных видах продукции, в пределах плановых средств местного бюджета. Разделение бюджета муниципального образования на весь грядущий год на основе заказов.

— Объединение в ведомственные заказы, учреждений бюджетной сферы, которые проводятся на основе голосования и утверждения плана муниципального заказа.

— Заказчиком муниципального заказа и организатором конкурсов и способов размещения по каждой продукции, устанавливаются способы, которые координируют закупки для муниципальных нужд. Такими способами будут являться как: открытый или закрытый конкурс, биржевые торги, электронный аукцион и т.д.

— Учет и контроль в течение года процедур муниципального заказа, а также использование средств местного бюджета, к концу года должен быть утвержден план муниципального заказа[6].

Организация муниципального и государственного заказа создается через определенные правила. Размещение муниципального заказа должно реализоваться в пределах установленного тендера. Задача данного тендера заключается в поиске поставщика, а также в поиске максимально выгодного и надежного работника. Также размещение на муниципальном сайте происходит вне зависимости от суммы, на которую он рассчитан. Причем формированием данного заказа может заниматься как сам государственный заказчик, так и специальные люди. Все требования муниципального заказа формируются с конкурсной документацией, которая соответствует всем требованиям. Как только муниципальный заказ сформирован, он размещается в реестре на сайте муниципальных заказов. Главной целью данного конкурса, является создание таких, условий как экономия средств бюджета, свободная конкуренция, прозрачность сделок. Само размещение муниципального заказа производится открыто, чтобы осуществить, закрытый тендер нужны будут основания такие как: соблюдение государственной безопасности или очень сжатые сроки.

После появления в интернете опубликованного заказа заказчик обязан сообщить об этом прессе, если заказчик не уведомил прессу, то такой тендер может считаться недействительным.

Муниципальный заказ реализуется посредством муниципальных закупок. Муниципальные закупки — это процедура прямой реализации муниципального заказа органами местного само­управления на конкурентном рынке. Значимость закупочной работы на местном уровне определена ежегодным динамическим повышением части муниципальных закупок на рынке муници­пального заказа.

В Красноярске системой и управлением закупок занимается уполномоченный орган администрации муниципального образования город Красноярск. Это органы местного самоуправления.

Рассчитаем показатели эффективности системы муниципальных закупок г.Красноярска в 2016-2018 гг. в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели эффективности системы муниципальных закупок в г.Красноярске [7]

 

Показатель Область применения 2016 год 2017 год 2018 год Допустимые значения показателя
Среднее количество поставщиков, участвующих в одном конкурсе Показывает степень конкурентности при проведении закупок 2,08 2,75 2,19 Минимально допустимый – 2 Оптимально – 4-6
Доля открытых конкурсов в общей стоимости закупок Характеризует структуру системы закупок 8% 9,5% 11,5% Оптимально– 10%
Доля закупок у единственного источника в общей стоимости закупок характеризует структуру системы закупок Характеризует структуру системы закупок 24% 22% 28% Приемлемо – 35%
Доля закупок способом запроса котировок в общей стоимости закупок характеризует структуру системы закупок Характеризует структуру системы закупок 32% 41% 44% Приемлемо – 45%
Среднее количество обжалований на один конкурс Показывает степень конфликтности при проведении закупок 0 0 0 Приемлемо – не более 0,05

Проанализировав систему муниципальных закупок, можно сделать вывод о ее неэффективности, так как величина показателей не соответствует минимально допустимому уровню. Основным методом проведения закупок является электронный аукцион, а доля закупок у единственного поставщика, способом запроса котировок, проведением открытых конкурсов в общей стоимости закупок составляет в среднем от 1 до 12 %, что говорит о низком уровне конкуренции.

Проблемой частой отмены муниципального заказа является неправильно проведенный конкурс, который в отличие от электронного аукциона будет являться ошибочным.

Также неверно выбранный способ закупки влечет потерю определенного круга потенциальных покупателей. Вдобавок к этому является грубым нарушением честность конкуренции в процессе муниципального заказа.

Обширная разносторонняя практика закупок складывается из специфики деятельности каждого из заказчиков, приобретаемый опыт требует обсуждения, накопления и передачи. Необходимо проведение семинаров для заказчиков с целью: обмена мнениями, опытом, обучения, формирования единых подходов и методов в сфере закупок. Следствие — повышение конкуренции за счет лучшего информирования потенциальных участников и создания необходимых условий для заявления на определение поставщика (исполнителя, подрядчика) большего количества участников. Повысить эффективность также поможет создание, ведение и обновление справочной базы потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для ее использования при проработке рынка. Результатом послужит лучшая проработка рыночной ситуации, привлечение большего количества участников. Еще одним способом повышения уровня конкуренции и эффективности в муниципальных закупках является понижение доли закупок, осуществляемых не конкурентным способом.

Результат — прямая экономия от применения конкурентного метода закупки.

Таким образом, можно сделать вывод, что муниципальный заказ представляет собой заказ со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (с изм. от 21.07.2014) «О защите конкуренции» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  4. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  5. Малинин С.Н. Особенности законодательного определения государственного и муниципального заказа //В сборнике: Актуальные проблемы предварительного расследования сборник тезисов и статей Международной научно-практической конференции. — 2018. — С.187-190.
  6. Пузикова Е.А. Формирование и размещение заказов как основание для заключения государственных (муниципальных контрактов) //Вестник современных исследований. — 2018. — № 9.4 (24). — С. 434-437.