УДК 37

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ КАК УСЛОВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№19,

Педагогические науки

Кунчун Елена Кызыл-ооловна


Научный руководитель: Федорова Т.А., кандидат педагогических наук, доцент.


Ключевые слова: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ; ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ; УРОКИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА; ENVIRONMENTAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN; THE USE OF SPORTS MINUTES WITH ENVIRONMENTAL CONTENT; LESSONS OF THE WORLD.


Аннотация: В статье рассмотрены педагогические условия экологического образования младших школьников посредством использования физкультурных минуток на уроках окружающего мира: подбор комплекса физкультурных минуток, участие школьников в создании физкультурных минуток, освоение имеющихся и подготовка новых методических рекомендаций по использованию физкультурных минуток на уроках окружающего мира.
Владение учителем современными материалами по проведению физкультурных минуток способствует повышению уровня экологического образования младших школьников.

Экологическое образование школьников является приоритетным направлением в современном образовании. Это обусловлено сложившейся экологической ситуацией на нашей планете. По мнению С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина, «экологический кризис на планете в конце концов «победит» не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования» [1].

Цель исследования состоит в обосновании возможности использования физкультурных минуток на уроках окружающего мира как условия экологического образования младших школьников.

Актуальность исследования состоит в применении альтернативных средств в процессе экологического образования младших школьников.

Предметом исследования являются физкультурные минутки на уроках окружающего мира как условия экологического образования младших школьников.

Одна из задач исследования состояла в подборе комплекса физкультурных минуток экологического содержания и различных видов творческих экологических заданий на их основе. Оценка эффективности этого комплекса в экологическом образовании младших школьников осуществлялась в процессе проведения опытно-экспериментальной работы в школе.

Методологической основой решения выше сформулированных задач явились идеи Е. Н. Дзятковской, А. Н. Захлебного, Н. И. Цветковой о сущности формирования экологической познавательно-образовательной модели у обучающихся. Также мы использовали идеи С. Д. Дерябо, В. А. Игнатовой, Л. В. Моисеевой, И. В. Цветковой, В. Я. Ясвина о показателях и критериях экологической диагностики младших школьников.

Под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. В процессе экологического образования выделяют такие линии развития школьников, как личностная, ценностная, творческая.

Первоочередной задачей экологического образования является задача воспитания экологически грамотной личности, способной к осмыслению собственно культурных, речекультурных, морально-этических, нравственно-эстетических и этикетно-поведенческих категорий, норм и правил.

В воспитании экологически образованной личности необходимо отметить формирование системы элементарных научных экологических понятий и, главное, понимание ребенком самоценности окружающей природы, неотъемлемой частью которой является он сам.

Для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости используется гимнастика. Гимнастика − это система специально подобранных физических упражнений, методических приемов.

Основными задачами гимнастики являются:
1. «Гармоническое развитие форм тела и функций организма человека, направленное на всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, обеспечивающее творческое долголетие.
2. Формирование жизненно важных двигательных умений, навыков и вооружение специальными знаниями.
3. Воспитание моральных, волевых и эстетических качеств» [2].

Гимнастика имеет большое оздоровительно-гигиеническое значение. Умственное и физическое образование тесно связаны между собой и должны составлять нераздельную задачу школы. Общеразвивающие упражнения способствуют разносторонней физической подготовке, расширению функциональных возможностей организма и сохранению правильной осанки. Упражнения оказывают воздействие на отдельные группы мышц и весь двигательный аппарат в целом.

Одним из видов общеразвивающих упражнений в гимнастике являются физкультурные минутки, или физминутки. Физминутки выполняются на уроках русского языка, чтения, математики и окружающего мира, когда школьники долгое время находятся в статических позах. В процессе использования физкультурных минуток реализуется системно-деятельностный подход, который отражается как в содержании физминуток, так и в организации их использования.

Что касается использования физминуток на уроках окружающего мира, то в их содержании отражаются экологические понятия. Содержание физминуток необходимо подбирать соответственно программе по окружающему миру.

Физические упражнения, выполняемые при проведении физминуток, направлены на тренировку как крупных мышц туловища, так и мелких мышц кисти и пальцев рук. Они позволяют снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма, связанные с воздействием статической нагрузки.

Некоторые педагоги считают, что физкультминутки отнимают часть времени урока, не способствуя оптимизации учебного процесса. В большинстве исследований отмечается, что использование физминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физической паузы становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Оздоровительные минутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Систематическое использование физминуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.

В научной литературе установлены положительные аспекты проведения физминуток на уроке: участие всех учащихся без исключения, возможность расслабиться психически и физически после долгого сидения и интенсивной учебной деятельности, повышение работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, отсутствие нужды в спортивном оборудовании.
Упражнения во время проведения физминуток можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволит развивать одновременно как интеллектуальную сферу ребенка, так и его двигательную активность.

Упражнения, которые используются на уроках, целесообразно делать сюжетными, давать им названия. Это способствует развитию интереса учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность и интерес к изучаемым дисциплинам и окружающей жизни.

Еще одним достоинством выступает возможность продолжения образования. На уроках естествознания продолжается обогащение экологического образования, на уроках математики – математического образования, на уроках русского языка – лингвистического.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы выявили уровень сформированности экологической культуры младших школьников. Для этого использовали следующие методики по исследованию компонентов экологической познавательно-образовательной модели у младших школьников: анкету выявления уровней сформированности экологической культуры «Экологическое сознание» (автор: Л. В. Моисеева); диагностическую методику мотивации взаимодействия с природой «Альтернатива» (авторы: С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин).

На формирующем этапе эксперимента использовался комплекс физкультурных минуток, подобранных и составленных нами на основе анализа научной литературы.

Экологическое образование учащихся экспериментального класса осуществлялось с соблюдением выделенных педагогических условий и использованием комплекса физкультурных минуток с экологическим содержанием в течение учебного года.

Физминутки с экологическим содержанием дали возможность обратить внимание ребенка на ценность окружающей природы, неотъемлемой частью которой является он сам.

Физкультурные минутки, несмотря на их краткость, способствовали выработке у школьников моральных ценностных ориентаций по отношению к природе. Ответственное отношение к окружающей социально-природной среде формировалось нами через систему научных и практических знаний, моральные ценностные ориентации по отношению к природе, поведение и деятельность.

На формирующем этапе мы использовали методику проведения физкультурных минуток, освещенную в практико-ориентированных научно-методических публикациях Э. А. Игнатовой, В. Г. Мартыновой, Г. Б. Цыденовой и других педагогов-дидактов [2, 3, 4].

В методических работах представлены разные наборы физминуток с экологической направленностью. Их использование требует дополнительной работы. В целях предупреждения однообразия и монотонности физминутки были систематизированы, уточнено их назначение, подобраны разные виды.

Во время проведения физминуток обеспечивался отдых центральной нервной системы, скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Физминутки производили универсальный профилактический эффект, поскольку они включали упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Нами включались физминутки на отдых мелких мышц руки, органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку. Их выполнение позволило активизировать внимание учащихся, повысить способность к восприятию учебного материала. При проведении физминуток нами использовались специальные наборы из 3-5 упражнений.

При составлении комплекса физкультурных минуток за основу взята классификация физкультминуток с позиции тренируемого органа человека: упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; гимнастика для улучшения слуха; упражнения, корректирующие осанку; дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию.

Нами было определено примерное содержание комплекса физминуток: ходьба на месте с движениями рук, упражнения в потягивании, подскоки или бег на месте, наклоны или повороты туловища, приседания, выпады вперед-назад, в стороны, разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу. Физминутки для глаз представлены в виде мультимедийных презентаций. Они сохраняют зрение, способствуют развитию прослеживающей функции глаз. Дети слушают музыку и следят за движением объектов.

С целью формирования экологического сознания и поведения школьникам предлагалось самим поучаствовать в создании физкультурных минуток. При этом использовались такие приемы:
1. Создание физминуток по опорным словам или игровым ситуациям. Используется экологическое буриме. Главное требование к будущему стихотворению – здравый смысл и юмор.
Например, задаются пары слов: зайка – стайка, ёлка – иголка, т. п.
2. Сочинение экологических «рифмовок». Экологические «рифмовки», найденные в Интернете, вызвали живой интерес, так что у многих появилось желание самим сочинить стихи и заниматься физкультурой

«Зайчиков и ёжиков,
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте,
Охраняйте их!» [5].

3. Подбор стихотворений детских поэтов для экологических физминуток позволил повысить ценностные ориентации по отношению к природе. Интерес вызвал подбор физминуток антиэкологического содержания. Эти стихи дети воспринимали с юмором. Физминутки не носили характер назидательности, но их содержание ясно указывало, как не надо поступать.
4. Просмотр иллюстрированных экологических физминуток с комментированной презентацией вызвал большой интерес и желание выполнять все упражнения. Главным в отношении экологического содержания этих физминуток была наглядность, способствующая появлению положительных эмоций.

Физминуткам удобно давать названия, соответственно содержанию текста. В данном исследовании текст содержит экологические ситуации.

Так, С. М. Залуцкая предлагает физминутки с названиями: аист, бабочка, щеночек, белки, боровик, весенний дождь, ветер, зайчик, грибок, дождик, кошка, кузнечики, лягушка, листики, листопад, на лугу, на лужайке. В содержании упоминаются объекты живой и неживой природы [6].

Приведем названия упражнений для развития мышц кисти: «Птичка», «Мишка», «Снежинки», «Зайчик», «Лесная история», «Солнышко», «Моем ручки», «Волны», «Ребро, ладонь, кулак», «Семья», «Апельсин» [7].

Упражнения на релаксацию носят названия: «Поза покоя», «Штанга», «Любопытная Варвара», «Раскачивающееся дерево», «Кулачки», «Кораблик». Мы использовали экологические физкультурные минутки по темам «Осень», «Зима», «Прогулки и путешествия», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Ягоды и грибы», «Растения», «Вода, реки, моря», «Деревья», «Земноводные», «Насекомые», «Природные явления». Экологическое образование осуществлялось через использование физкультминуток на уроках окружающего мира по направлениям: научные и практические знания, ценностные ориентации, поведение и деятельность.

На контрольном этапе эксперимента была установлена эффективность использования комплекса физкультурных минуток и названных педагогических условий в экологическом образовании младших школьников. Уровень сформированности экологической культуры младших школьников в экспериментальном классе повысился, в том числе по отношению к уровню экологического развития учащихся контрольного класса.

Использование физкультурных минуток способствовало в целом развитию интереса учащихся к урокам окружающего мира, формировало наблюдательность, интерес к окружающей жизни.


Список литературы

  1. Дерябо С. Д. Экологическая психология и педагогика / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  2. Игнатова Э. А. Организация физкультурных минуток, динамических пауз в начальной школе / Э. А. Игнатова. – URL: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/ (дата обращения 25.03.2019).
  3. Мартынова В. Г. Физкультурные минутки в начальной школе / В. Г. Мартынова. – URL: https://www.metod-kopilka.ru/fizkulturnye_ minutki (дата обращения 20.03.2019).
  4. Цыденова Г. Б. Даст здоровья за минутку добрая физкультминутка / Г. Б. Цыденова. – URL: https://infourok.ru/sbornik-fizkultminutok (дата обращения 22.03.2019).
  5. Соколова Т. В. Экологические рифмовки / Т. В. Соколова. – URL: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/ (дата обращения 17.03.2019).
  6. Залуцкая С. М. Физкультминутки (с экологической направленностью) / С. М. Залуцкая. – URL: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/fizkultura/ (дата обращения 19.03.2019).
  7. Федотова Н. Н. Физкультурные минутки на уроках в начальной школе: Учебно-методическое пособие / Н. Н. Федотова. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/ (дата обращения 18.03.2019).