УДК 34

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

№19,

Юридические науки

Иванов Андрей Александрович


Ключевые слова: ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; ШТАБНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ; СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД; INTERNAL AFFAIRS AGENCIES; HEADQUARTERS; SOVIET PERIOD.


Аннотация: В данной статье проанализирован процесс управления органов внутренних дел в советский период посредствам штабных подразделений, определены основные этапы совершенствования выполняемых ими функций и задач, изменений, происходивших в их структуре и деятельности.

Процесс управления Органов внутренних дел (далее – ОВД) является единой системой взаимосвязанных действий, выполняемых в определенной последовательности, которые являются элементами или этапами процесса управления. Этот процесс непосредственно определяет динамику реализации управленческих целей через систему действий, операций, которые изменяются, развиваются и совершенствуются. В нем отражены цели и связанные с ними задачи и функции ОВД. Он характеризуется непрерывностью, цикличностью, осуществляется одновременно в разных направлениях.

Необходимо согласиться с мнением А.М. Бандуркой, согласно которому, «анализ содержания, психологического и организационного аспектов этого явления доказывает, что процесс управления – это деятельность объединенных в определенную организационную структуру субъектов (руководителей, специалистов), которая направлена на решение практических проблем и достижение поставленных перед системой управления целей путем реализации необходимых видов деятельности, основанных на соответствующих принципах и методах» [1, с. 138].

Ведущее место в организации управления всеми структурными подразделениями занимают штабные подразделения ОВД. Однако, в отличие от воинских формирований, организация работы штабов в правоохранительных органах имеет свою специфику [2; 3].

Как правило, деятельность штаба в ОВД определяется как система мероприятий, осуществляемых штаб – подразделениями, которые обеспечивают мониторинг оперативной обстановки, сбор, обработку и изучение информации, подготовку проектов управленческих решений, организационное сопровождение реализации решений и контроль за их надлежащим исполнением для наиболее эффективной организации управления, оказание практической и методической помощи службам и подразделениям ОВД. Иными словами, под подразделениями штаба понимаются специализированные органы внутреннего управления, призванные обеспечить организационную надежность и эффективность всех звеньев системы МВД [4, с. 1].

Объективная необходимость существования штабных служб в аппарате управления была обусловлена развитием и усложнением соответствующих функций. «Если в небольших организациях и на ранних этапах развития государства и общества власть концентрировалась в руках одного лица, то в дальнейшем возникла необходимость централизации управленческих функций в руках группы специалистов, объединенных в штабные подразделения»[5, с.297].

Такая потребность была вызвана тем, что: во–первых, отраслевые руководители уже не могли обеспечить квалифицированное решение управленческих задач; во–вторых, усложнение системы управления требовало привлечения специалистов различных отраслей знаний (экономистов, социологов, юристов и др.); в–третьих, квалифицированное решение целого ряда управленческих задач требовало их централизации (перспективное планирование, информационно–аналитическая работа, использование оргтехники и т.п.).

Итак, «штабная функция является объективной необходимой категорией сферы управления. Ее осуществление всегда направлено на обеспечение наиболее эффективного функционирования основных служб и всей системы в целом» [6; 7].

Содержание штабной функции в сфере государственного управления он видел в выработке стратегии, решении вопросов организационного характера, анализе результатов работы, учете и контроле, инструктаже личного состава и координации его деятельности.

Создание штабов в ОВД – это естественный результат их развития, обусловленный объективными потребностями в постоянном повышении уровня эффективности. За весь период существования штаб прошел многие этапы организационного становления, его структура, формы и методы работы были усовершенствованы, права и обязанности расширены или, наоборот, сузились, функции усложнились [8, с. 19].

Штаб концентрирует и анализирует всю информацию, прогнозирует развитие оперативной обстановки и на этой объективной основе, осуществляется долгосрочное и текущее планирование работы. Организационно–штатные сотрудники занимаются размещением сил и средств с учетом развития оперативной обстановки и достигнутого уровня производительности труда. «Штаб – орган, который инспектирует. Он может объективно оценить работу, потому что независим и подчинен руководству» [9, с. 96].

В этот период времени в сложной работе штабных аппаратов отчетливо выделяется три основных направления деятельности: информационно–аналитическая работа; контрольно–инспекционная; организационно–методическая работа.

Кроме того, сотрудники штабных подразделений ОВД отвечают за организационное обеспечение взаимодействия отраслевых служб в решении вопросов, требующих комплексного использования сил и средств (охрана общественного порядка при массовых мероприятиях в чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях, организация крупномасштабных операций по розыску преступников и др.).

Сотрудниками подразделений организована работа по обобщению и внедрению передового опыта, осуществляемая совместно с отраслевыми службами контроля за проведением экспериментов, созданию базовых органов для апробации новых форм и методов работы. Они способствовали развитию и формированию новых связей штаб–подразделений по вертикали и горизонтали. Эти отношения носили преимущественно организационный, координационный, консультативный и надзорный характер.

Ключевым направлением работы штабов был также управление дежурными подразделениями, организационное обеспечение взаимодействия отраслевых служб при решении вопросов, требующих комплексного использования сил и средств, разработка организационных мероприятий, направленных на повышение уровня управления городских органов внутренних дел.

В крупных городских и районных отделах внутренних дел штабные функции осуществляли оперативные части, имеющие в своем составе дежурную службу, информационно–аналитическую и учетно–справочную группы.


Список литературы

  1. Бандурка А.М. Управление в органах внутренних дел Украины: учебник. – Харьков: Ун–т внутр. дел, 1999. – 350 с.
  2. Буткевич С.А. Принципы деятельности войск национальной гвардии России: оценка проблемных моментов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2016. – № 4 (36). – С.64–69.
  3. Буткевич С.А. Деятельность органов охраны правопорядка в особых условиях (научно–методологическое исследование) // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности: материалы Междунар. науч.–практ. конф. Краснодар: Издательский Дом – Юг, 2017. – С.115–120.
  4. Афанасьев Д.В. Административно–правовой статус штабных подразделений органов внутренних дел России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. – 24с.
  5. Савочкина Д.О. Роль и значение штабных подразделений органов внутренних дел в советский период // Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы Материалы Всероссийской научно–практической конференции. – 2017. – С. 295–300.
  6. Буткевич С.А. Обеспечение общественной безопасности при проведении футбольных матчей (по материалам Украины) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2015. – № 4 (32). – С.85–90.
  7. Буткевич С.А. Организационно–правовые аспекты охраны общественного порядка (по материалам Республики Крым) // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2015. – № 1. – С.87–95.
  8. Кулик Г.П. Теория и практика работы штабов в органах внутренних дел Российской Федерации: организационно–правовое исследование: дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2001. – 221с.
  9. Петков С.В. Штабная работа в органах внутренних дел МВД // Актуальные проблемы современной науки в исследованиях молодых ученых. – 2004. – Вып. 6. – С. 33–40.