ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В СЕДЬМОМ И ВОСЬМОМ МИКРОРАЙОНАХ ГОРОДА АБАКАНА

№5,

Сельскохозяйственные науки

Чиркова Виктория Игоревна


Ключевые слова: ГОРОД АБАКАН; ГЕОЭКОЛОГИЯ; СТРОИТЕЛЬСТВО; ВЗВЕШЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА; ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ; THE TOWN OF ABAKAN; ECOLOGY; HOUSING CONSTRUCTION; SUSPENDED SUBSTANCES; GREEN SPACES.


Аннотация: В данной статье рассматривается проблема воздействия жилищного строительства в г. Абакане на окружающую природную среду, путем определения интенсивности транспортного потока и содержания твердых частиц в снежном покрове.

В настоящее время, на территории города Абакана очень актуально создание жилых зданий. Это объясняется тем, что каждый год увеличивается численность населения (2015 г. – 176,212 тыс. чел., 2016 г. – 179,163 тыс. чел., 2017 г. – 181,228 тыс. чел.) и, следовательно, число граждан, нуждающихся в жилье становится все больше. Однако не маловажным фактором является состояние окружающей природной среды, а именно атмосферного воздуха и древесно-кустарниковой растительности.

Город Абакан – столица Республики Хакасия, расположен в месте слияния рек Енисей и Абакан. Площадь города составляет 112,38 км2 и по состоянию на 01.01.2017 год в нем проживает 181,228 тыс. чел [1]. С 2012 года отмечается положительная динамика введения жилья для горожан. При этом удельный вес общей площади индивидуальных жилых домов растет и в 2014 году составил 36,9% в общем объеме жилья.

Для того, чтобы дать геоэкологическую характеристику во время и после строительства жилых зданий, нами были исследованы новые жилые участки четвертого микрорайона г. Абакана. Первый, площадь участка 25,08 га – в пределах пр. Дружбы народов – ул. Торосова – ул. Лермонтова; второй – ограничивают пр. Дружбы народов – ул. Торосова – Северный проезд (площадь равна 52,2 га).

Поэтому нами были использованы общепризнанные методы:
1. Теоретический – анализ научно-методической информации, нормативно – правовой базы;
2. Картографический – картометрия, для определения площади, конфигурации территории;
3. Метод полевых наблюдений – проводился с целью получения объективной и достоверной информации о количестве и видовом составе растительности на территории исследования, о загрязнении снежного покрова, интенсивности автотранспорта и шумового загрязнения.
4. Камеральный – использовали расчетные методики по шумовому загрязнению и количеству загрязняющих веществ в снеге.

Жилая застройка на данных участках представлена 5-ти и 9-ти этажными кирпичными и панельными зданиями с высокой степенью благоустройства инфраструктурной обеспеченности.

На сегодняшний день жилое строительство динамично развивается на 1 участке, поэтому здесь выражены существенные изменения окружающей среды, а именно рельефа (котлованы под фундамент, проложенные траншеи под коммуникации, искусственные насыпи) и почвенного-растительного покрова (снятие верхнего слоя почвы, отсутствие растительности). Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1. 1200-03 максимальный уровень шума у проезжей части во время строительства зданий и сооружений не должен превышать 60-70 дБ, а в пределах первого участка он превышает ПДУ на 6 дБ. Уровень шумового загрязнения определяли расчетным методом по интенсивности автотранспорта.

В общей структуре преобладает легковой транспорт, доля грузового и автобусного транспорта в совокупности составляет лишь 1,7%, но доля грузового транспорта будет больше на 1 участке. Средняя интенсивность автотранспорта колеблется в интервале от 483 авт./час до 496 авт./час.

Для определения количества привнесенных твердых частиц была использована методика содержания твердых частиц в снежном покрове. Для забора проб были выбраны три точки в восьмом микрорайоне и две точки в седьмом микрорайоне города Абакана.


Рис. 1 Количество твердых частиц в снеге, мг/л

В результате проведенного анализа, мы выявили, что наибольшее количество твердых частиц (138 мг/л) отмечено в точке 1 восьмого микрорайона (рис. 1). Это связано с тем, что вблизи забора снега осуществлялось строительство девятиэтажных жилых зданий. Также здесь проходит автодорога, на которой преобладает легковой и грузовой (вследствие строительства) вид транспорта.

Наименьшее количество (70 мг/л) выделено в точке забора 1 восьмого микрорайона (рис. 1). Это обусловлено отсутствием вблизи строительных работ, крупных торговых центров и сильного потока транспорта, так как здесь располагается жилой сектор.

В седьмом микрорайоне, где строительство закончено, защиту от воздействия автотранспорта осуществляют зеленые насаждения, которые представлены отдельно стоящими деревьями (кленом ясенелистным, мелколиственным вязом и др.). Высота кроны деревьев колеблется от 3 до 5 метров. Расстояние между насаждениями 3,5 метра. Кроны развиты равномерно, с незначительными механическими повреждениями стволов, следовательно, экологическое состояние удовлетворительное. А в пределах участка 1 зеленые насаждения отсутствуют на сегодняшний день, хотя место под них отведено.

Таким образом, на начальных этапах возведения подземной и надземной части здания интенсивное воздействие оказывается на состояние атмосферного воздуха и почвенно-растительного покрова. Строительство сопровождается интенсивностью грузового транспорта, что приводит к повышению шумового загрязнения и большого содержания твердых частиц в снежном покрове. Состояние почвенно-растительного покрова (газоны, зеленые насаждения) определяется на стадии завершения строительства, что характерно для седьмого микрорайона, а на начальных этапах возведения зданий наблюдается высокое содержание твердых частиц в атмосфере, отсутствие растительности, изменение и деформация почвенного покрова, что характерно для восьмого микрорайона.


Список литературы

  1. Генеральный план города Абакана до 2035 года. [Электронный ресурс]: http://мэрия.абакан.рф/assets/files/post2014/genplanabakana.doc