УДК 070.470

ПРОДВИЖЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ИМИДЖА МАЛЫХ ГОРОДОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЕЛАБУГИ)

№19,

Филологические науки

Салахутдинова Алсу Фанусовна


Ключевые слова: ЖУРНАЛИСТИКА; КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ; «МАЛЫЕ ГОРОДА»; ТУРИЗМ; ЕЛАБУГА; JOURNALISM; CULTURAL VALUES; «SMALL CITIES»; TOURISM; ELABUGA.


Аннотация: Статья посвящена исследованию процесса продвижения культурных ценностей имиджа г. Елабуга в сфере туризма в крупнейших федеральных и региональных СМИ. Определяются особенности подачи медиаматериалов, их проблематика, жанровое своеобразие.

Имидж является важным элементом взаимодействия в системе публичных коммуникаций. Под имиджем в большинстве исследований понимается целенаправленно формируемый образ, направленный на создание благоприятного впечатления. Особенность заключается в том, что данное понятие используется не только по отношению к отдельным личностям или компаниям [1]. Трендом последнего времени становится его использование и в вопросе продвижения географических образований: регионов и городов, что особенно актуально для представленного исследования. Городской имидж – это конструкция, которая формируется на основе сведений, распространяемых о нем, определенной статистической информации в виде рейтингов и индексов. Начиная с XXI в., вопросы городских имиджевых характеристик рассматриваются в контексте культурных аспектов развития современного социума [2]. Выявлено, что городской имидж можно определить как совокупность представлений о территории, причем эмоциональных и рациональных представлений, направленных на формирование массового и индивидуального сознания. Источники такой информации – различны, но, несомненно, что основным транслятором таких представлений являются именно масс-медиа.

Анализировалось, как подается информация о продвижении культурных ценностей г. Елабуга на примере трех крупных общенациональных изданий: «Московский комсомолец», «Российская газета», «Комсомольская правда», а также в региональных общественно-политических, деловых и вузовских СМИ: деловой электронной газеты Татарстана «Бизнес ONLINE», газеты «Республика Татарстан», издания «UNIвести».

Выявлены отличительные особенности отражения культурных ценностей Елабуги. Среди тем, освещаемых в газете «Московский комсомолец», следует выделить: обсуждение по строительству и реконструкции городских парковых зон, фестивалей и выставок, образования (создание новых школ, полилингвальные школы, школы для инженеров), вопросы религиозного характера. Анализ показывает, что достаточно ярко издание освещает тему парков города. В газете показано, что уникальность города должна поддерживаться оригинальными мероприятиями: религиозными событиями, ярмарками, фестивалями, спортивными мероприятиями. В издании уделяется внимание вопросам религии, образования. Среди освещаемых тем: 1) создание полилингвальной школы на трех языках, которую построят к 2022 году [3]; 2) строительство новой школы для инженеров, ИТ-центра для детей 7 – 15 лет, цифровой мастерской для обучения программистов и знатоков цифровых систем [4]. Оба указанных объединяет жанровая специфика: заметка. Приводятся цитаты и указания на информацию от должностных лиц, цифры и факты официальной информации.

Учитывая специфику газеты «Московский комсомолец» можно вести речь о тяготении к развлекательной информации, реализации рекреативных функций журналистики. Примером может служить материал о голосовании, проведенном Национальным парком «Нижняя Кама», с целью определить имена двух орланов-белохвостов, самых крупных пернатых представителей фауны республики, которые поселились в заповеднике [5].

В издании «Российская газета» в 2018 году «елабужская тема» представлена в аспекте освещения вопросов туризма, изобразительного искусства. Также были материалы, посвященные мероприятиям в рамках Года Льва Толстого. Один из ярких материалов – «Татарстану передали картины белорусского художника». Событийной основой для построения данного информационного материала стало открытие в Казани выставки картин «Народные забавы и игры» [6]. Одним из ключевых событий выставки стала передача Татарстану полотен кисти белорусского художника Владимира Чернышева. Хотя картины займут место в коллекции музея имени Янки Купалы в селе Печищи Верхнеуслонского района РТ, авторы подчеркивают, что художник Владимир Чернышев жил в Елабуге, где «неоднократно посещал Татарстан, бывал в Елабуге и создал ряд живописных полотен различной направленности» [6]. И здесь мы видим упоминание о Елабуге как о центре изобразительного искусства, отношение к которому имеют многие именитые художники. Жанр – заметка.

В материалах издания «Российская газета», посвященных туризму, Елабуга представлена в качестве одного из центров для путешествий и отдыха. Характерные особенности построения таких материалов содержат описание культурных мест города, а также статистики посещений туристами, что служит ярким подтверждением популярности Елабуги среди туристов. По жанровой специфике – это, в основном, заметки, корреспонденции, отчеты.

Газета «Комсомольская правда», освещая елабужские события, уделяет внимание международному сотрудничеству, внедрению новых технологий, инвестиционной, социально-культурной и эстетической привлекательности городской территории. Например, публикации «Елабуга вошла в число «Умных городов России» сообщается, что она названа в качестве «пилотного города», где планируется реализация комплекса мероприятий в рамках указанного федерального проекта [7]. В материале подчеркивается: «Умный город – это не только городская среда. Это комплексное применение современных решений и в ЖКХ, и в обеспечении безопасности в городе, и в транспортной инфраструктуре. В настоящее время мы планируем начать внедрение ряда передовых технологий и решений в нескольких регионах». Как видим, речь об инновациях в городской инфраструктуре, улучшении жизни горожан. Несомненно, что такого рода технические решения также позитивно влияют на облик Елабуги, ее восприятие как местными жителями, так и гостями, туристами.

Сообщается, что «города Татарстана, в частности Казань, Болгар и Елабуга, могут стать объектами ЮНЕСКО. Речь идет о городах республики, находящихся на пути прохождения исторических северных коридоров Великого Шелкового пути» [8]. Налицо благоприятный подтекст информации, имеющей важное международное значение, признание Елабуги как одного из значимых центров культурной направленности. Несомненно, что материалы подобного рода являются одним из «локомотивов» продвижения имиджа города в культурологическом аспекте.

В газете «Комсомольская правда» можно увидеть более широкую жанровую палитру освещаемых событий (заметки, корреспонденции, отчеты, интервью), что объясняется спецификой издания, его форматом как газеты «выходного дня», реализации медийных функций развлечения и отдыха.

Начнем анализ с деловой электронной газеты Татарстана «Бизнес ONLINE». Отметим, что, хотя продвижение имиджа Елабуги осуществляется в контексте тем инновационного развития города как «особой экономической зоны» (пример тому – достаточно обширный массив информации о производственном комплексе компании «Соллерс»), тем не менее, достаточно разнообразный и обширный материал представлен и в контексте культурологический проблематики. Исследование выявило, что публикации распределяются на материалы с положительной и отрицательной окраской.

Характеризуя проблемно-тематическую направленность, следует выделить, что достаточно активно освещается краеведческая, музейная деятельность. Выставки, экспозиции, симпозиумы, конференции – все основные события культурной жизни оказываются в центре внимания издания.

Анализ контента газеты «Республика Татарстан» выявил, что приоритетными темами являются вопросы межкультурного сотрудничества Елабуги с другими городами и регионами (например, «Елабуга и Сарапул стали городами-побратимами»), вопросы состояния объектов культурного наследия в городе («Елабуга: контрасты старого города»). Достаточно активно представлена музейная тема, события культурной жизни города отражаются широко и разнообразно.

Сами по себе жанровые формы в данном издании отличает больший объем, расширенная структура, развернутая аргументация.

Вопросы межкультурного обмена – также приоритетны для издания. Так, сообщается, что Елабуга и Сарапул стали городами-побратимами [9]. Музейная тема достаточно ярко представлена на страницах газеты. Сообщается об открытии новых музеев: таких, как, например, Музей современного этноискусства и Зал истории советского быта [10]. Заметные события культурной жизни города также находят отражения в газете «Республика Татарстан». Это Спасская ярмарка, Международный арт-симпозиум по современному искусству и другие.

Проведем анализ контента газеты «UNIвести» на предмет исследуемой проблематики. Это издание Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета. Выходит раз в месяц, иногда – реже, т.к. номера группируются с учетом специальных выпусков. Основные приоритеты информационной политики издания по итогам анализа выстраиваются вокруг следующих тематических направлений: научная, образовательная, издательская деятельность (конференции, издание пособий и др.), «стахеевская» и «цветаевская» темы. Минувший 2018 год прошел под эгидой «Года Льва Толстого», и заметная часть материалов посвящена данной теме. Анализ газеты показывает, что Елабуга – это не только научные конференции и симпозиумы. Это еще и «литературный» город, имеющий все соответствующие атрибуты: мероприятия, известные имена, «восходящие звезды» в лице начинающих авторов. И эти темы также находят отражение, приковывают читательский интерес.

Таким образом, материалы исследованных изданий содержат разнообразную информацию, показывая, что Елабуга с ее богатым историческим, культурным и природным наследием обладает уникальными ресурсами для реализации значимых проектов. Город имеет свое неповторимое лицо, обладает уникальным историко-культурным наследием, своеобразной архитектурой. Мы видим, что Елабуга как «малый город» динамично развивается. Город сохраняет свое историческое и этнографическое своеобразие. Проанализированные издания показывают, что Елабуга имеет богатое историческое наследие и в ней располагаются достопримечательности мирового уровня. Выделяются эксклюзивные музейные экспозиции и интерактивные программы. Город располагает ресурсами для разнообразных видов отдыха; в нем развита индустрия гостеприимства и другие сферы.

Федеральные СМИ достаточно активно освещают вопросы туризма и изобразительного искусства (в частности, газеты «Московский комсомолец» и «Российская газета»). Газета «Комсомольская правда», освещая имидж Елабуги, уделяет внимание международному сотрудничеству, внедрению новых технологий, инвестиционной, социально-культурной и эстетической привлекательности городской территории.

Анализ деловой электронной газеты Татарстана «Бизнес ONLINE» показывает, что продвижение имиджа Елабуги в осуществляется в контексте тем инновационного развития города как «особой экономической зоны». Имеет место интерес к городскому туризму; активно освещается краеведческая, музейная деятельность. Для газеты «Республика Татарстан» выявил, что приоритетными являются вопросы межкультурного сотрудничества Елабуги с другими городами и регионами состояния объектов культурного наследия. Достаточно активно представлена музейная тема, события культурной жизни города отражаются широко и разнообразно. Для издания «UNIвести» приоритетны вопросы межкультурного обмена. Минувший 2018 год прошел под эгидой «Года Льва Толстого», и заметная часть материалов посвящена данной теме. Также газета освещает новости, связанные с участием в различных проектах.


Список литературы

  1. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов: издание второе, исправленное. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер. – 2000 – 624 с.
  2. Бикен Н.С., Смбатян С.Л. Особенности формирования имиджа территории // КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-imidzha-territorii (дата размещения: 31.03.2019).
  3. Создание в Татарстане полилингвальных школ одобрил Путин // https://kazan.mk.ru/social/2019/04/01/sozdanie-v-tatarstane-polilingvalnykh-shkol-odobril-putin.html (дата обращения: 14.05.2019).
  4. В Елабуге новая школа будет выпускать по 100 будущих инженеров в год // https://kazan.mk.ru/social/2019/03/22/v-elabuge-novaya-shkola-budet-vypuskat-po-100-budushhikh-inzhenerov-v-god.html (дата обращения: 15.05.2019).
  5. Гендиректор ЮНЕСКО поддержала создание в РТ полилингвальных школ Двух самых крупных птиц в Татарстане назвали Зевс и Гера // https://kazan.mk.ru/social/2019/03/15/dvukh-samykh-krupnykh-ptic-v-tatarstane-nazvali-zevs-i-gera.html (дата обращения: 15.05.2019).
  6. Тарасов С. Татарстану передали картины белорусского художника // https://rg.ru/2018/09/19/reg-pfo/tatarstanu-peredali-kartiny-belorusskogo-hudozhnika.html (дата обращения: 13.05.2019).
  7. Крупский В. Елабуга вошла в число «Умных городов» России // https://www.kazan.kp.ru/online/news/3079090/ (дата обращения: 14.05.2019).
  8. Коновалова Д. Казань, Болгар и Елабуга могут стать объектами ЮНЕСКО // https://www.kazan.kp.ru/online/news/2818427/ (дата обращения: 13.05.2019).
  9. Елабуга соберет живописцев из многих стран // http://rt-online.ru/elabuga-soberet-zhivopistsev-iz-mnogih-stran/ (дата обращения: 16.05.2019).