УДК 372.893

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОБЛЕМНО-ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

№19,

Педагогические науки

Суслова Анастасия Анатольевна


Научный руководитель: Галлямова З.В., кандидат исторических наук, доцент.


Ключевые слова: ПРОБЛЕМНО-ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ; МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1933 ГГ.; Ф.Д. РУЗВЕЛЬТ; «НОВЫЙ КУРС»; PROBLEM-INTERACTIVE TEACHING; METHODS OF TEACHING HISTORY; THE WORLD ECONOMIC CRISIS OF 1929-1933; F. D. ROOSEVELT; «NEW COURSE».


Аннотация: В статье представлена авторская методическая разработка урока всеобщей истории на тему «Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта» с использованием проблемно-интерактивного метода обучения.

Тема урока: Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма проведения урока: проблемный урок.

Формы организации учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедиа доска, презентация, выполненная педагогом, раздаточный материал (лист с домашним заданием, чистый желтый лист А6 для отзывов, карточки Plickers), видеоматериалы «Великая депрессия | Телеканал «История», Леонид Млечин «Вспомнить все» и «Война приходит с Востока. 2-я серия «Если бы Рузвельт проиграл».

Планируемые результаты.

Предметные — обучающиеся смогут разъяснить роль США в мировой экономике 1920-х гг. и обратить внимание на участие американского финансового капитала в восстановлении экономики европейских стран после Первой мировой войны (план Ч. Дауэса); они смогут установить, что 1920-е гг. для экономики США были периодом процветания и стабилизации; обучающиеся смогут указать причины кризиса 1929 г. и его последствия для американского общества и мирового экономического хозяйства; охарактеризовать основные мероприятия «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, отметив социальную направленность политики правительства США, объяснить теоретические основы «Нового курса».

Метапредметные — обучающиеся научатся работе с текстом (выделение главного, отбор материала для решения поставленных задач), анализу и обобщению, умению делать выводы, объяснять по схеме, как функционировала система международных финансовых расчётов; высказывать своё мнение «Почему американцы трижды избирали Рузвельта президентом США?».
Личностные — обучающиеся смогут дать оценку деятельности Ф. Д. Рузвельта как инициатора новой экономической стратегии.

Цель: подвести к пониманию предпосылок, содержания и последствий мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и политики «нового курса» Ф.Д. Рузвельта.

Задачи:

Образовательные — объяснить суть «нового курса»; проанализировать изменения в социально-экономической и политической сферах США в период «нового курса»; определить его значение и последствия;
Развивающая – способствовать развитию логического мышления, памяти, умения правильно извлекать информацию из источника.
Воспитательная — способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Основные понятия: великая депрессия, «чёрная пятница», «Новый курс», трудовые лагеря, государственное регулирование экономики.

Основные персоналии: Франклин Делано Рузвельт.

Ход урока.

I стадия: вызов.

1. Организационный этап. Приветствие учащихся. Раздача материала для работы. Мотивация учащихся к учебной деятельности, включение в учебную деятельность.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Анастасия Анатольевна и сегодня я проведу для вас не совсем обычный, занимательный урок истории. Ваша задача внимательно слушать и активно участвовать в беседе со мной. Сейчас я раздам вам разноцветные карточки (учитель раздал). Ваша задача сформировать 4 группы так, чтобы в каждой группе не было карточек одинакового цвета. (Учащиеся рассаживаются по группам).

2. Мотивационно-целевой этап. Для того, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся и вовлечь их в темп урока, учитель предлагает ученикам следующее:
Хорошо, в конце урока каждой группа получит соответствующую оценку своей работы на уроке. Посмотрите на слайд и путём ассоциаций попытайтесь назвать тему сегодняшнего урока. (Следуют различные предложения, учитель направляет мыслительную деятельность учащихся в нужное русло. Ученики называют тему: Мировой экономический кризис. На слайде также указаны даты: 1929-1933). Обратите внимание на даты. К ним мы ещё вернёмся.

Учитель задаёт ученикам наводящие вопросы: 1. Что такое КРИЗИС в вашем понимании? (Ответы учеников: «когда чего-то не хватает», «повышение цен»). 2. Что такое ЭКОНОМИЧЕСКИЙ кризис? (Ответы учеников: «связан с экономикой страны», «нехватка денег и ресурсов»). 3. Что такое МИРОВОЙ экономический кризис? (Ответы учеников: «распространён по всей планете», «задействованы многие страны»).

Учитель: Таким образом, вы выделили почти все особенности мирового экономического кризиса, которые были характерны и для кризиса 1929 г.

Учитель: Взгляните на следующий слайд и скажите кризис на примере какой страны мы сегодня будем изучать? (Ответ учеников: США). Как вы думаете кто здесь изображён? (Ответы учеников: президент США, Рузвельт). Правильно. Его политику реформ по выводу страны из кризиса назовут «новым курсом». Я просила запомнить вас даты, посчитайте, сколько лет длился кризис? (Ответ учеников: 5 лет).

3. Актуализация знаний.
Учитель: Давайте подумаем, исходя из названной вами темы, что мы сегодня должны изучить на уроке. Мировой экономический кризис не возникает просто так, к нему должно что-то привести, то есть что нам нужно выяснить? (Ответ учеников: причины). Дальше нам нужно посмотреть, что происходило в США за 5 лет кризиса, то есть какое положение мы рассмотрим? (Ответ учеников: внутреннее). Затем нужно рассмотреть, как США выходили из кризиса, то есть рассмотреть что? (Ответы учеников: реформы, «новый курс»). И последнее что мы сделаем в самом конце? (Ответ учеников: подведём итоги). Верно. И ответим на вопрос: «Действительно ли реформы помогли выйти из кризиса»? Ответ на этот вопрос и будет целью нашего урока.

Итак, давайте выясним, что происходило в мире до 1929 года и почему эти события привели к кризису? Скажите мне, что происходило в мире в 1914-1918 гг.? (Ответ учеников: «Первая мировая война»). Вспомните, какие страны вышли победителями из войны, а какие проигравшими? (Ответы учеников: проигравшие: Россия, Германия и др., выигравшие: США, Англия, Франция и др.). Как Первая мировая война отразилась на экономическом состоянии европейских стран и США. Какое влияние она оказала на роль США в мировой политике? (Ответы учеников: европейские страны очень сильно пострадали от войны, так как на их территории велись боевые действия, США не пострадали в войне, стали крупным кредитором).

II стадия: осмысление содержания.

4. Открытие нового знания.
Учитель сообщает классу, что одними из самых острых вопросов послевоенного развития Европы были экономическая разруха, духовный кризис, вопрос о выплате репараций Германией, угроза новых революционных потрясений. Роль европейского «спасителя» взяли на себя США. В 1924 г. был предложен план Ч. Дауэса по решению проблемы выплаты репараций. Учитель предлагает обучающимся проанализировать схему «Решение проблемы репараций по плану Ч. Дауэса» и организовывает обсуждение по следующим вопросам:
— Каким образом Ч. Дауэс предлагал решить существующие проблемы? (Ответ учеников: > США предоставляют Германии кредит > Германия восстанавливает экономику и выплачивает репарации > происходит восстановление экономики Франции и Великобритании союзники выплачивают долги США > стабилизация положения в Европе и США.
— К каким последствиям приведёт претворение в жизнь плана Ч. Дауэса? (Ответ учеников: Америка процветала, европейские страны попадали в зависимость от неё).

Ответы учащихся можно оформляются в виде выводов.

Далее учитель сообщает классу, что время 1918-1929 годов – это время, когда даже обычный рабочий мог купить себе автомобиль. Это время джаза, кино, Чаплина, Дисней и Голливуда. Отсюда возникает следующий вопрос.

Постановка проблемы:
Почему самая процветающая страна в мире стала очагом самого разрушительного кризиса? Для того, чтобы ответить на этот вопрос учитель знакомит учащихся с информацией о начале экономического кризиса в США и его последствиями.
Новый президент Г. Гувер в 1929 г. вступая в должность думал, что процветание США продолжится и дальше, но этого не произошло. 24 октября происходит крах нью-йоркской фондовой биржи. Очень многие американцы вкладывали свои деньги в ценные бумаги. Чуть ли не вся страна играла на бирже, постоянно следя за тем, как растёт курс этих бумаг. Но курс стал очень завышен, рынок ценных бумаг «перегрелся» и произошло катастрофическое падение цен, «крах Уолл-Стрит». Люди стали массово продавать свои акции и забирать деньги из банка. Рухнула банковская система. Но гораздо страшнее был возникший уровень безработицы, спад промышленного производства, фермеры были вынуждены продавать свою продукцию за бесценок (слайд с точной статистикой). Появились кладбища машин, останавливались заводы и фабрики. Были снесены домны, затоплены рудники, сожжены посевы, вырублены плодовые деревья, убивали скот, зерно пускали на топливо.
Таким образом, мировой экономический кризис привёл к невероятному спаду общего производства в Америке. Гувер отрицал тот факт, что в обществе есть кризис, который, в свою очередь, всё больше усугублялся. Популярность Гувера падает до нуля и в 1933 г. новым президентом избирается Ф.Д. Рузвельт. С первых же дней он начинает борьбу с кризисом, которую назовут «новым курсом».

Затем учитель подводит учащихся к следующему пункту плана урока «Новый курс: основные направления», сообщая о том, что экономический кризис имел серьёзные политические последствия: было подорвано доверие к свободному рынку, к демократии. Кризис показал, что стабилизация экономики и решение социально-политических проблем без вмешательства государства невозможно.

Учитель: Отсюда возникает вопрос: (постановка проблемы) Могло ли государство вывести страну из кризиса, не вмешиваясь при этом в рыночную экономику? (Учитель раздаёт учащимся тексты, которые содержат определённую информацию): Давайте проанализируем основные положения «нового курса» и ответим на этот вопрос. Каждая из четырёх групп будет рассматривать одно направление (I группа «Банковская система», II Группа «Восстановление промышленности», III группа «Сельское хозяйство», IV группа «Социальная сфера»). Каждой группе нужно прочитать текст и записать принятые меры и итоги по определенному направлению. Затем группы будут представлять результаты и обсуждать их с другими группами.
Учащиеся представили результаты, обсудили их с классом. После завершения групповой работы учитель задаёт следующие вопросы: В интересах каких слоёв населения проводил политику Рузвельт? (Ответы учеников: бедных, средних, рабочих). Если учесть, что скоро президентский срок Рузвельта подойдёт к концу, как вы думаете, помимо прочих причин, для чего он выбрал именно названные вами слои населения? (Ответы учеников: этих людей было большинство и все они проголосуют за Рузвельта на выборах).

5. Закрепление изученной темы.

Учитель предлагает учащимся посмотреть видеофрагмент, посмотрев который учащиеся наглядно зафиксируют события периода кризиса и реформ Рузвельта. Во время просмотра подумайте, что понималось под государственным регулированием рыночной экономики?

После просмотра видео, учитель снова задаёт этот вопрос. Ответ учеников: в США принимались законы, которые напрямую предполагали вмешательство государства в рыночную экономику. Работу давало государство. Государство ограничивало крупных промышленников и давало права трудящимся.

Учитель задаёт следующие вопросы: Сколько раз избирался Рузвельт? (Ответ учеников: 4 раза). Как вы думаете, каким он был человеком? Какие качества были ему присущи? (Ответы учеников: смелость, упорство, лидерство, ум, хитрость и т.д.). А теперь сопоставьте ваши предположения со следующей информацией, которую вы получите из следующего видеофрагмента, посвященного личности Рузвельта.

После завершения просмотра учитель задаёт риторический вопрос: Ожидали ли вы того, что президент США, который находился у власти 12 лет, был инвалидом?

6. Подведение итогов.

Учитель: И в завершении давайте ответим на главный вопрос урока, который мы поставили в самом начале занятия: «Действительно ли реформы Рузвельта помогли вывести страну из кризиса?» (Единогласный ответ учеников: да). Таким образом, мы выяснили, что реформы Рузвельта по выводу страны из кризиса были успешны настолько, что американцы избирали его на пост президента ещё три раза.

Затем учитель предлагает ученикам провести интерактивный контрольный тест при помощи программы Plickers: Возьмите в руки карточки. На экране будет появляться вопрос с четырьмя вариантами ответа (А, Б, С, Д). Если, например, вы считаете, что правильный ответ «А», то буква «А» на вашей карточке должна оказаться наверху. Программа считает ваш ответ, и он появиться на экране. (Учащиеся отвечают на 5 вопросов).
Позже учитель проверит результаты теста и поставит соответствующие оценки.

7. Применение нового знания.

Учитель: Посмотрите на лист с домашним заданием. Вам дано два альтернативных задания, выбираете одно и выполняете его на обратной стороне листа.

III Рефлексия.

1. Рефлексия.
Учитель просит оставить анонимные отзывы о проведённом уроке на жёлтых листах. Отзыв должен был содержать оценку своей личной работы, насколько комфортной была обстановка, что нового удалось узнать, понравился ли такой вид работы на уроке.

Преподаватель после урока осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке и выставляет оценки за тест.


Список литературы

  1. https://www.youtube.com/watch?v=qceWx5cjDVg&t=2357s (дата обращения 1.04.2019 г.)
  2. https://www.youtube.com/watch?v=T_7MPTRT7Eg&t=382s (дата обращения 1.04.2019 г.)
  3. Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. XX – начало XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Н.В. Загладин. – 2-е изд. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 272 с.: ил. – (Инновационная школа).
  4. Квитка А. В. Технология проблемного обучения на уроках истории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 606–610 с.
  5. Кульневич СВ. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. / Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С, 2006. — 175 с.
  6. Ташбулатова В.В. Новый курс Рузвельта. Значение для экономики США // Аллея науки. — 2018. — Т. 4. — № 5 (21). — С. 587-590.
  7. Усанов П.В. Новый курс Ф. Рузвельта: ревизия политики и ее результатов // Экономическая политика. — 2018. — Т. 13. — № 5. — С. 176-199.