УДК 349.412.22 / 342.951:351.82

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА САМОВОЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

№19,

Юридические науки

Разнобарская Екатерина Валерьевна
Синицкая Диана Сергеевна


Научный руководитель: Власов В.А., к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса СибЮИ ФСКН России, доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ.


Ключевые слова: САМОВОЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА; ПРАВОНАРУШЕНИЕ; ЗЕМЕЛЬНОЕ ВЛАДЕНИЕ; КВАЛИФИКАЦИЯ; ПРИЗНАКИ; УЧАСТОК; UNAUTHORIZED OCCUPATION OF LAND; OFFENSE; LAND OWNERSHIP; QUALIFICATION; SIGNS; PLOT.


Аннотация: Проведя исследования правовых норм действующего российского законодательства, автор рассмотрел определение понятия факта самовольного занятия земельного участка. Автор в своей научной статье выделяет основную проблему: квалификация самовольного занятия земельного участка, как проблему КоАП РФ. Особое внимание уделяется вопросу порядка назначения наказания за самовольное занятие земли.

Земля — важная составная часть природных ресурсов, она относится к жизнеобеспечивающей сфере государственной системы, её роль как основы жизнедеятельности трудно переоценить, именно из-за этого отношения, связанные с землепользованием, имеют важную роль для всех отраслей права и административное право не исключение. Однако на сегодняшний день институт административно-правовой ответственности за земельные правонарушения имеет ряд проблем и недоработок, примером этого служит такая актуальная проблема как самовольное занятие земельного участка.

Самовольное занятие земельных участков представляет собой одно из самых распространенных земельных правонарушений. Данное деяние принято квалифицировать, как административное правонарушение, следовательно, самовольное занятие земельных участков является не только проблемой ЗК РФ, но и КоАП РФ.

Проблема самовольного занятия земельных территорий затрагивалась в трудах таких ученых, как: В.К. Мозолин, М.Т. Трофимов, К.Г. Устин, Е.А. Суханов, Д.А. Грачев, М.Д. Соломинский, С.И. Сухомлинский, В.А. Рыбаков, Н.Д. Егоров, А.П. Сергеев, Т.К. Лощинский, С.Е. Липницкий, А.М. Фомина, А.А. Алексеев, М.Ю. Морозов, А.Н. Морозова, А.В. Сердюк.

Основной проблемой, существующей в области КоАП РФ, является квалификация самовольного занятия земельных участков, а также назначение административной ответственности за совершенное правонарушение.

Объектом выступают общественные отношения, которые возникают в области использования земель и их охраны.

Цель: рассмотреть самовольное занятие земельных участков, как актуальную проблему КоАП РФ.

В соответствии с поставленной целью целесообразно разработать ряд следующих задач:
1. Определить проблемы квалификации самовольного захвата земельных участков;
2. Рассмотреть понятие самовольного занятия земельных участков;
3. Определить виды наказаний, которые предусмотрены за совершение самовольного захвата земельных участков и порядок их наложения.

Проблема самовольного занятия земельных участков заключается в том, что граждане, не обладающие знаниями своих законных прав и обязанностей, могут нарушать закон или лишиться своего имущества. Такое часто происходит в сфере земельных отношений, а особенно в случае самовольного занятия земельного участка. Самовольное занятие земельного участка – одно из наиболее распространённых административных правонарушений в области земельных отношений, которое заключается в использовании кем-либо земель без права собственности на них.

К проблемам квалификации самовольного занятия земельного участка относятся следующие:
1. определение предмета административного правонарушения;
2. установление сроков давности привлечения к ответственности, что обусловлено затруднениями в определении момента совершения рассматриваемого административного правонарушения, связанного с понятием длящегося деяния;
3. установление последствий самовольного занятия земельного участка при продолжении противоправного поведения.

Квалификация административного правонарушения представляет собой долгий и сложный процесс, включающий в себя следующие этапы:
1. определение, а также анализ признаков совершенного правонарушения;
2. анализ конструкции состава совершенного противоправного деяния, предусматривающего административную ответственность;
3. сравнительный анализ результатов оценки признаков деяния и состава правонарушения.

Все вышеизложенное в полной мере относится к проблематике квалификации самовольного занятия земельного участка. Проведя анализ судебной практики, можно говорить о том, что самовольное занятие земельного участка представляет собой незаконное пользование чужой землей с учетом отсутствия воли собственника земли. Данный вид правонарушения является особым видом посягательства на земельные правоотношения, установленные законом, которое наносит вред не только владельцам земельных участков, но и экономике государства в целом.

Для того чтобы грамотно квалифицировать признак самовольного занятия земельного участка необходимо иметь конкретное представление о правомерных основаниях использования земельного участка. Согласно ст.40,41 и 43 ЗК РФ, а также ст. 262, 264 ГК РФ, правом пользования земельного участка могут обладать такие лица как:
1. землепользователь;
2. землевладелец;
3. арендатор;
4. обладатель сервитутов (лицо, имеющее право ограниченного пользования чужим земельным владением).

Основной проблемой в вопросе квалификации самовольного занятия земельного участка является вопрос о том, что данное деяние рассматривают, как длящиеся правонарушение. Так, обращаясь к судебной практике, решение ВС Чувашской республики основывается на том, что правонарушение в области занятия земельных владений, не является длящимся, так как оно считается совершенным с того момента, когда был осуществлен занятие земли, т.е. является однократным во времени деянием.

Теперь стоит рассмотреть сам состав правонарушения, предусмотренного статьёй 7.1 КоАП РФ. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в области использования земель и охраны собственности, предметом-земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Самовольное занятие земельного участка — простой формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях, выражающихся в таких формах как: размещение на земельном участке строений, его огораживание, принятие иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников или контролирующих лиц и т.п. Объективная сторона — деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности. Субъективная сторона — умышленная вина, а субъекты подразделяются в статье на общие и специальные.

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает ответственность за совершение самовольного захвата земельных участков, которая содержится в ст. 7.1 КоАП. Данная статья устанавливает следующие виды наказаний:
1. Административный штраф в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка;
2. От 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка;
3. От 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка.

Штрафы налагаются за следующие виды правонарушений:
1. самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
2. самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
3. самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд;
4. самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом, а равно самовольный обмен земельного участка, участка недр, участка лесного фонда, участка леса, не входящего в лесной фонд, или водного объекта.

Если рассматривать общий механизм применения административной ответственности в области занятия земельных участков, то нужно отметить следующее: когда государственный орган, имеющий компетентность обнаруживает факт правового нарушения, правонарушителю предоставляется определенный срок с целью добровольного исправления сложившейся ситуации. Под «исправлением ситуации» подразумевается прекращение какой-либо деятельности на самовольно захваченном земельном участке: перенос ограждений, сноска сооружений и т.д. В том случае, если в установленный срок правонарушитель не исполнил предписание, то на него в законном порядке налагается штраф в полном размере. Следует также отметить, что в некоторых обстоятельствах порядок наложения административной ответственности может быть несколько изменен, но в большинстве случаев государственные органы действуют именно так.

Таким образом, на основе вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что самовольное занятие земельных участков представляет собой одну из актуальных на сегодняшний день проблем административного законодательства. Это выражается в возрастающем количестве судебных споров, относящихся к самовольному занятию земли. Например, обращение в Казанский суд, которое заключалось в обвинении местного частного предприятия в использовании муниципальных территорий для своих целей (платная стоянка для клиентов). Суд признал вину обвиняемой стороны, так как последняя не смогла предоставить документов, которые бы подтверждали право пользоваться территорией, которая не принадлежала им по праву. Все попытки предприятия были отклонены арбитражным судом, и обвиненной стороне пришлось понести административное наказание в виде штрафа. И таких дел в настоящее время действительно много, это и подтверждает, что проблема, затронутая в данном исследовании по-настоящему актуальна и интересна.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. – 2014.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 № 136-ФЗ //Российская газета. – 2001.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 30.12.2001 N 195-ФЗ.
  4. Постановление Верховного Суда РФ от 17.03.2016 N 302-АД15-19013 по делу N А10-2170/2015.
  5. Бигаева Г. Какие требования необходимо соблюдать, чтобы ввести самовольную постройку в гражданский оборот // Жилищное право. 2015. N 4. С. 43 – 50.
  6. Воронов Е.Н. Проблемы исполнения судебных решений о сносе самовольных построек/ Воронов Е.Н.//Исполнительное право. — 2015. — № 1.- С. 33 — 38.
  7. Измайлов О.В. Ответственность за нарушение земельного законодательства: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1973. С. 7.