ЭКСТРЕМИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

№5,

Юридические науки

Черников Дмитрий Николаевич


Ключевые слова: ЭКСТРЕМИЗМ; ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА; ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ; EXTREMISM; EXTREMIST ACTIVITIES; PREVENTION OF EXTREMISM; COUNTERING EXTREMISM.


Аннотация: Статья посвящена общему анализу подходов к определению экстремизма и его форм. Особое внимание уделено мерам противодействия экстремистской деятельности с учетом ее отечественной специфики.

Этимология слова «экстремизм» восходит к латинскому языку и в дословном переводе означает «чрезмерный», «крайний». Экстремизм представляет собой феномен, свойственный любой исторической эпохе. Он является непременным спутником видимых деформаций образа и условий жизни граждан и государства в целом и порождает весьма существенные экономические, политические и моральные потери общества [1, с. 3].

Современное отечественное понимание экстремизма состоит в приверженности отдельных субъектов и их групп (организаций) крайним взглядам и методам действий (преимущественно в политике). Вместе с тем, следует отметить, что единого, общемирового определения понятия «экстремизм» до сегодняшнего дня не существует.

В ряду политических экстремистских проявлений, в первую очередь, традиционно выделяют следующие:
— провокация беспорядков;
— ведение партизанской войны;
— террористические акции.

Радикальным образом настроенные сторонники экстремизма чаще всего вообще отрицают какие-либо переговоры, компромиссы и соглашения.

Распространению экстремизма способствую следующие факторы:
— существенное падение уровня жизни большей части населения государства;
— социально-экономические кризисы;
— тоталитаризм, сопряженный с подавлением всякой оппозиции и преследованием инакомыслящих;
— внешняя интервенция.

Статистика преступлений экстремистского характера, совершенных на территории нашей страны, красноречиво свидетельствует о неуклонном росте их количества. Так, по данным МВД России, за период с начала 2013 г. по июль 2016 гг. включительно зарегистрировано 4157 преступлений экстремистской направленности, а в первой половине 2016 г. – 1465 таких преступлений, почти столько же, что за весь 2015 год (1538) [2, с. 21].

Экстремизм в Российской Федерации обладает определенной спецификой. Экономическая неразвитость нашего государства препятствует бурному развитию так называемого «экономического экстремизма», однако предоставляет широкие возможности для экстремизма национального. По мнению М.Б. Смоленского, в России нет столь сильного распространения религиозного экстремизма, однако его проявления в активной форме на Северном Кавказе мы наблюдаем в попытках внедрения ваххабизма, в центральных регионах России нередки проявления экстремизма ксенофобского толка, питательной средой для которого выступает этнорассовая нетерпимость [3, с. 39].

В нашей стране экстремизм является одним из факторов дестабилизации обстановки, создающих угрозу территориальной целостности государства и конституционному правопорядку.

Организационно-правовые основы противодействия экстремизму, закрепленные в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» [4], способствовали формированию общегосударственной системы противодействия этому деструктивному явлению, существенная роль в которой отведена не только федеральным органам исполнительной власти, но и региональным властям, в том числе и органам местного самоуправления.

Ведущим направлением противодействия экстремистской деятельности являются меры профилактики, которые носят превентивный характер и нацелены на выявление и дальнейшее устранение условий и причин, порождающих экстремистскую деятельность.

В целях профилактики религиозно-политического экстремизма необходимо уделять пристальное внимание вопросам сохранения межнационального мира и согласия народов, проживающих в Российской Федерации, а также жестко пресекать проявления экстремизма и терроризма, поскольку сегодня мы видим многочисленные попытки запрещенных в России террористических организаций расширить свою зону влияния далеко за пределы Ближнего Востока. Наиболее рискогенной группой в этих условиях является молодежь, что обусловлено социально-экономическими, этнорелигиозными факторами; общим снижением образовательного и культурного уровня молодых людей, используемых экстремистски настроенными радикальными, политическими и религиозными силами [5, с. 70].

Сказанное в первую очередь относится к участившимся случаям распространения экстремистских материалов в сети Интернет. Используя возможности «всемирной паутины» и компьютерной коммуникации, идеологи экстремистских движений и групп активно воздействуют на неокрепшее сознание, неустоявшуюся систему социокультурных координат российской молодежи. Следует согласиться с К.А. Евстафеевой, утверждающей, что в условиях глобализации и информатизации социума, когда барьеры контроля и управления информационными потоками практически сняты, а национальные границы государств нивелированы, главным образом, в коммуникативном аспекте, молодежные экстремистские движения получили дополнительные помогающие условия для воздействия на сознание и поведение молодежи [6, с. 61].

Не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин, проводя в декабре 2016 года в Кремле заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека, особо подчеркнул: «Социальные сети все чаще и чаще используются для экстремистской деятельности, и у государства возникает естественное законное желание этому противостоять» [7].

Исследователи данной проблемы отмечают, что для противодействия преступлениям экстремистской направленности подобного рода важен мониторинг информации в сети. Очевидно, что проведение постоянного анализа сети позволит своевременно выявлять и блокировать запрещенный контент. Кроме того, необходимо более активно подключать к процессу выявления запрещенной информации в сети общественность [8, с. 170].

Безусловно, основную ответственность в сфере организации противодействия экстремизму несет государство, хотя определенную роль в этом процессе играют и различные неправительственные организации, религиозные объединения, социальные общности. Как отмечают Д.Ш. Пирбудагова и З.М. Мусалова, повысить эффективность борьбы с экстремизмом возможно лишь посредством взаимодействия органов всех уровней публичной власти. Однако отсутствие системности в законодательном закреплении полномочий региональных и местных органов в сфере противодействия экстремизму, размытые формулировки, отсутствие конкретного перечня мер, допустимых к принятию органами местного самоуправления и органами субъектов значительно снижают её [9, с. 69].

По мнению автора настоящей статьи, данный нормативный пробел должен быть устранен в кратчайшие сроки и с учетом современных достижений законодательной технологии [10, с. 9]. При возникновении правотворческих ошибок, которые могут повлиять на качество правового регулирования в анализируемой области и привести к ущербности нормативных правовых актов, а также способствовать нарушению прав и законных интересов граждан и государства, необходимо использовать механизм принудительного правотворчества [11, с. 32].

В заключение следует акцентировать внимание на том, что любые меры, направленные на противодействие экстремизму, будут успешными лишь в том случае, если они реализуются в комплексе и имеют не ситуативный, разовый характер, а проводятся на постоянной основе.


Список литературы

  1. Ревина В.В. Экстремизм в российском уголовном праве: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Российский университет дружбы народов (РУДН). Москва, 2010. – 25 с.
  2. Юнусова А.Б. Женщины в экстремистских сообществах // Научный журнал. 2017. №1(14). С. 21-25.
  3. Смоленский М.Б. Коррупция, терроризм, экстремизм, незаконная миграция и экономическая нестабильность: угрозы национальной безопасности, их социальная составляющая и роль правовой культуры и образования таможенных органов в противодействии им // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. №1(80). С. 36-41.
  4. Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 20.02.2017).
  5. Азизова В.Т. Теоретико-правовые основы профилактики экстремистской деятельности как направления противодействия экстремизму в РФ // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. 2016. Том. 31. Вып. 4. С. 69-77.
  6. Евстафеева К.А. Особенности распространения материалов экстремистского характера в сети «Интернет» как проблема современного общества // Научные исследования. 2017. №1(12). С. 61-63.
  7. Заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Официальный сайт Президента Российской Федерации / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53440 (дата обращения: 20.02.2017).
  8. Кузьмичёва Е.Д., Климова А.Ю. Совершенствование мер борьбы с преступлениями экстремистского характера в сети «Интернет» // Успехи современной науки и образования. 2017. Том 3. №1. С. 170-172.
  9. Пирбудагова Д.Ш., Мусалова З.М. Проблемы взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере противодействия экстремизму // Юридический вестник ДГУ. 2016. №3. С. 66-70.
  10. Маремкулов А.Н. К вопросу соблюдения законодательной технологии в законодательных актах субъектов Российской Федерации (на примере Кабардино-Балкарской Республики) // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. 2016. №7. С. 9-13.
  11. Маремкулов А.Н. К вопросу изучения принудительного правотворчества как способа устранения правотворческих ошибок // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. №3. С. 32-35.