УДК 373.291

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№19,

Педагогические науки

Ерашова Анастасия Викторовна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., канд. пед. наук, доцент, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ; ПЕДАГОГ; ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; РАЗВИТИЕ РЕЧИ; THE STYLE OF COMMUNICATION; TEACHER; PRESCHOOL CHILDREN; SPEECH DEVELOPMENT.


Аннотация: В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделено «Речевое развитие» как основная образовательная область. Речь является базой для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста становится одной из важных проблем в работе педагога детского образовательного учреждения. Основными достижениями развития детей младшего возраста являются: овладение телом и речью, а также развитие объективной деятельности. Среди важных особенностей общения ребенка дошкольного возраста можно выделить главную особенность — ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это связано с изменением формы общения со взрослыми. Посредством общения со взрослыми в предметной деятельности создается основа для овладения значениями слов, связывания их с образами предметов и явлений. Растущий интерес ребенка к предметам, свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно контактировать со взрослым. Но он может обратиться к нему только в овладении речевым общением. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно с помощью языка. Язык — «важнейшее средство человеческого общения». В процессе обучения и социального воспитания ребенка, независимо от какой-либо дидактической или лично развивающейся цели, всегда возникает система взаимодействия взрослого и ребенка, основанная на определенном уровне взаимного восприятия и построения отношений, где стиль Педагогическое общение играет важную роль.

Сегодня продуктивно организованный процесс педагогического общения обеспечивается для учебной деятельности. Превратите их в процесс взаимодействия, передав их вместе. В этом случае педагогическое общение формирует целостную социально-психологическую структуру педагогического действия.

Обязательным условием полноценного развития ребенка является общение со взрослым. Проблема общения ребенка со взрослыми посвящена изучению многих психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготский, Ю.Л. Коломенский Т.А. Маркова, Л. А. Пеньевской, Р.И. Жуковский и другие.

Образование, по сути, представляет собой коммуникативный процесс, основанный на общении: посредством общения учитель организует поведение и деятельность учащихся, оценивает их работу и действия, предоставляет информацию о текущих событиях, делает соответствующий опыт плохого поведения, помогает преодолевать трудности и проигрывать не верь в их навыки. С ребенком разговаривать сложнее, чем со взрослым. Для этого вы должны уметь правильно воспринимать внешние проявления его противоречивого внутреннего мира и учитывать возможный эмоциональный отклик на адресованное ему слово. Сообщение не только устное. Взгляд, жест, поза, даже молчание — это тоже ответ или звонок партнеру.

Общение — это процесс развития и формирования отношений между субъектами, активно участвующими в диалоге. Речь педагога является наиболее важным средством, с помощью которого он может вовлечь учащихся в их образ мышления. Педагогическое общение направлено не только на само взаимодействие и на студентов для их личностного развития, но и на то, что является основополагающим для самой системы образования — на организацию образовательного процесса и развитие компетенций на этой основе. Образовательное общение — взаимодействие, сотрудничество преподавателей и студентов. Это личное и социально ориентированное взаимодействие.

Педагогическое общение направлено не только на само взаимодействие и на студентов для их личностного развития, но и на то, что является основополагающим для самой системы образования — на организацию образовательного процесса и развитие компетенций на этой основе.

Образовательная ценность общения заключается не только в том, что он расширяет общее представление о человеке и способствует развитию психических образований, необходимых для успешного выполнения материальной деятельности. Педагогическая ценность общения заключается также и в том, что оно является предпосылкой формирования общего интеллекта человека и, прежде всего, многих его перцептивных, памяти и психических характеристик.

Индивидуальная самобытность учителя, его уникальность определяют стилистические особенности деятельности, которые связаны с определенными способами реализации. Каждый учитель стремится максимизировать свои индивидуальные качества, которые обеспечивают успех его или ее деятельности, и преодолевать качества, которые препятствуют этому успеху.

Педагогическое общение происходит в разных формах, в основном в зависимости от индивидуальных качеств учителя и его представлений о его собственной роли в этом процессе. В психолого-педагогической литературе эта проблема обычно рассматривается в контексте стиля педагогической деятельности. Существуют разные классификации педагогических стилей, основанные на разных причинах. Например, в отличие друг от друга выделяются регламентированные и импровизационные стили педагогического взаимодействия, которые также можно рассматривать как стили педагогического общения (В.С. Грехнев).

Стиль педагогического общения — это устойчивое единство методов и средств деятельности учителя и учеников, их профессионального взаимодействия.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

Существует несколько критериев классификации образовательных стилей. По характеру предлагаемых образовательных целей можно выделить проективный и ситуационный стили. Представители проективного стиля имеют четкое представление о целях деятельности, предвидят трудности и стараются их предотвратить, четко планируют свою повседневную деятельность. Учителя, ориентированные на ситуацию, не знают, как предвидеть трудности. Они не теряются при планировании своей повседневной деятельности.

Стиль образовательной деятельности, отражающий ее специфику, включает в себя: стиль управления, стиль саморегуляции, стиль общения, когнитивный стиль учителя. На стиль педагогической деятельности влияют три основных фактора: индивидуальные психологические характеристики объекта деятельности (учителя), характеристики самой деятельности, характеристики учащихся: возраст, пол, статус, уровень знаний и т. Д. (В.С. Грехнев). Стиль общения В.А. Кан-Калик определяет, насколько индивидуальным и педагогическим является социально-психологическое взаимодействие учителя и ученика.

Существует также традиционное подразделение стилей по критерию роли участников педагогического процесса. Стили педагогической деятельности рассматриваются в соответствии с выделенными в социальной психологии стилями руководства (авторитарный, демократический, попустительский).

Стили общения, выявленные в ходе исследования, подтвердили принятие их многоуровневой и многокомпонентной структуры. Различия в стиле проявляются в том, как поставлены цели педагогического общения (организационные и дидактические цели преобладают в «организационном» стиле, дидактические и дидактические в «развивающем» стиле). Стиль развития (оценка, контроль и стимулирование), при выборе операций (в «организационном» стиле доминируют прямые линии).

Стиль образовательного общения напрямую влияет на взаимодействие воспитанников детского сада. Поэтому дети среди воспитателей с разными формами образовательного общения характеризуются разными проявлениями реакции на разочарование.

Педагогическое общение, таким образом, является особым общением, специфика которого обусловлена различными социальными и функциональными позициями субъектов этого общения. Стиль педагогического общения проявляет особенности коммуникативных навыков учителя, установленный характер взаимоотношений между ним и учениками, творческую индивидуальность учителя и индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и образовательную культуру педагога и его профессионализм.


Список литературы

  1. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009.
  2. Токпаева М. А. Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 110-112.