УДК 37

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№19,

Педагогические науки

Шарова Влада Витальевна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., ассистент, б/с, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС; ДЕТИ; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ИГРА; РАЗВИТИЕ РЕЧИ; LEXICON; CHILDREN OF PRESCHOOL AGE; GAME; SPEECH DEVELOPMENT.


Аннотация: В статье рассматривается процесс обогащения словаря дошкольников, а также влияние игры как одного из основных средств формирования и развития словаря детей.

Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас, который отражает уровень развитие интеллекта человека.

Развитие речи напрямую зависит от восприятия ребенком окружающего мира, познавательной деятельности, накопление представлений, интеллектуальное развитие, формирование его характера эмоций, у личности в целом. В работе воспитателя это основная роль за все время пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Игровая деятельность способствует развитию ребенка; через игру он познаёт мир, готовится к взрослой жизни, выражая свои желания, представления, чувства. Игра- основа творческого развития дошкольника, в ней он находит выражение своих потребностей к любознательности, самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, подражая им.

Словарная работа — целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая усвоение ребенком новых слов.

Сегодня выделяют четыре основные задачи работы в детском саду по развитию речи:

Обогащение словаря за счет новых слов, которые были неизвестны ребенку.

Закрепление и уточнение уже знакомых ребенку слов.

Активизация словаря. Ведь в работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно закреплено и воспроизведено ими в речи.

Устранение нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. Воспитатель добивается при помощи специальных приемов, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и часто использовали в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову.

Цель данной работы — изучить влияние игровой деятельности на формирования словаря детей дошкольного возраста с помощью упражнений и дидактических игр.

Объект исследования — формирование словаря детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования — игровая деятельность как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: при проведении в условиях ДОУ планомерной и целенаправленной работы по формированию и развитию словаря детей будет эффективным, если:

— будет выявлен уровень развития словаря дошкольников.
— использовать специальные игры и упражнения, направленные на обогащение словаря детей.
— создать развивающую среду, способствующую речевому развитию дошкольников.

Исходя, из поставленной цели перед нами ставятся следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы.
  2. В беседе с воспитателями в дошкольном образовательном учреждении выявить, насколько актуальна проблема формирования словаря дошкольников для их повседневной практики.
  3. Выявить показатели и критерии сформированности словаря детей дошкольного возраста.
  4. Провести работу по обогащению словаря детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности.

Чтобы изучить изначальный уровень сформированности словаря у детей дошкольного возраста провели диагностику 20 детей средней группы.

Для диагностики словаря у этих детей были применены рекомендации и методика Ушаковой О.С., Струниной Е.М., для установления уровня развития речи ребенка.

Перед занятиями с детьми был установлен определенный эмоциональный контакт, для установления взаимопонимания взрослого и ребенка. После завтрака проводила диагностику с каждым ребенком индивидуально. Для диагностики выбраны хорошо знакомые детям материалы, рисунки. В доброжелательной обстановке каждый ребенок получал задание и давал на него ответы. В случае затруднение выполнения задания ребенку оказывалась необходимая помощь.

Методика исследования по Ушаковой, Струниной, результаты которых подразделяется на три уровня словарного развития детей средней группы.

В результате этого обследования были определены следующие особенности сформированности словаря детей:

Диаграмма 1.

Изначальный уровень словарного запаса детей.

 


Рис.1. Результаты исследования по выявлению изначального уровня развития речи.

По результатам проведенной диагностики было выявлено, что основная масса детей с работой справилась 13 человек, имеющие средний уровень развития речи, что составляет 65%.

Отлично справились с заданиями 4 человека, имеющие высокий уровень развития словарного запаса 15%.

У 20 % детей выполнение заданий вызвало большие затруднения.

Полученные нами данные говорят о необходимости более серьезной работы по обогащению и активизации словаря детей. Дошкольники испытывают затруднения при употреблении некоторых обобщающих слов, затрудняются в назывании части предметов, испытывает определенные трудности при построении предложений. Словарь некоторых детей беден и однообразен, многие затрудняются в подборе синонимов и антонимов к словам.

Это обусловило проведение мероприятий, направленных на создание эффективных педагогических условий развития словарного запаса через дидактическую игру.

В рамках формирующего этапа мы подключили к работе воспитателей с детьми, проводили дидактические игры во время занятий, в самостоятельной деятельности, дети расширяли свои знания об окружающем их мире, что привело хотя и не к значительному, но улучшению словарного.

Кроме того, были даны методические рекомендации родителям по активизации и расширению словарного запаса детей.

Цель формирующего этапа эксперимента: апробирование разработанной методики игр для обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Содержание работы строилось на основе данных, полученных в результате констатирующего эксперимента об уровне усвоения дошкольниками лексики природоведческого содержания:

— частота употребления слов в речи детей;
— тематический принцип;
— доступность слова детям.

Работа по обогащению словаря проводилась на основе игрового опыта детей с учетом особенностей развития представлений и понятий. Дети овладевали способностью выделять характерные признаки предметов и явлений, обобщать, выстраивать логические цепочки.

С целью обогащения словаря детей решались следующие задачи:

— активизировать имеющийся у ребенка словарь. Обогащать словарь путем расширения, анализируя знакомые предметы, объекты, явления природы и выделяя их свойствам в игровой деятельности;
— учить опираться на разные признаки предметов для классификации.

Работа по обогащению словаря органично включена в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения. Мы старались не оставлять без внимания и руководства все виды деятельности, имеющие место в дошкольном образовательном учреждении (игровая, учебная, трудовая, бытовая).

Таблица.1

Перспективный план проекта по развитию речи детей с помощью игр в условиях ДОУ

Дата

Название

Цель

Первая неделя Дидактическая игра «Найди ошибку» Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

 

«Магазин – Супермаркет»

Предварительная работа:

Беседы с детьми «Какие магазины бывают и что в них можно купить?» «Кто работает в магазине?», «Правила работы с кассой». Д/и «Магазин»

Цель: Закрепление словаря детей по теме «Овощи»

посредством сюжетно- ролевой игры.

 

Занятие «Соберем урожай» в средней группе. Цель:активизация активного словаря по темам «овощи»,»фрукты»
Дидактическая игра «Магазин» в средней группе Цель: Закреплять умение понимать и использовать в речи обобщающие слова: продукты, фрукты, овощи, ягоды.
Словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Цель игры: учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать воображение, сообразительность.

 

Дидактическая игра «Овощи и Фрукты» Цель: Закрепить названия овощей и фруктов. Обогащать и развивать словарный запас. Учить правильно называть названия фруктов и овощей.
Вторая неделя Занятие в средней группе «В мире диких животных».

 

Цель: дать детям представление о диких животных, об их образе жизни, питании и жилищах. Расширять словарный запас детей за счет имен существительных ( повадки, дупло, гнездо, берлога, логово, нора).
Дидактическая игра «Бабочка и гриб»

 

Цель: изменение глагола с помощью приставки.

 

  Кто в домике живет?

Цель игры: закрепить знания о животных, умение правильно произносить звуки.

  Дидактическая игра «В зоопарке».

Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным.
  Занятие в средней группе «Спешим на помощь лесным жителям».

Цель:Расширять словарный запас детей за счет имен существительных (повадки, дупло, гнездо, берлога, логово, нора).
  Словесная игра «Кто больше действий назовёт».

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

 

 

Диаграмма 2.

Контрольный этап.


Рис.2. Результаты исследования по «Диагностике уровня развития речи детей» у детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента.

Таким образом, по результатам исследования на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод, проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с различными видами игр дает положительный результат.

Диаграмма 3.


Сравнительная диаграмма (констатирующий и контрольный этап)

Результаты нашего исследования позволяют сказать о том, что если использовать в процессе обучения дидактические игры и упражнения, направленные на расширение словарного запаса детей-дошкольников, то речь детей станет красочнее, разнообразнее.

За время пребывания в детском саду, особого улучшения замечено не было, однако работа по расширению словарного запаса детей в МБДОУ №11 будет продолжаться, и мы надеемся на более положительный результат.


Список литературы

  1. Волосовец Т.С. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей ФГОС ДО 15г. — М. 2015.- 54 c.
  2. Карикова Ю.И. Особенности работы по речевому развитию дошкольников/ О.А. Скрябина, Ю.И. Карикова.- Рязань.: Нооосфера,2015.-289 с.
  3. Левшина Н.И.Современне подходы к методике развития речи дошкольников//Фундаментальные исследования.-М.:2015.-40 с.
  4. Невская В.П. Речевые игры и упражнения: пособие для учителей и логопедов, воспитателей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2017. -64 с.
  5. Рыбакова Е.В. Речевое развитие детей: отечественный и зарубежный опыт. — М.: ТЦ Сфера, 2017 -140 с.