УДК 37

ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

№19,

Педагогические науки

Стахеева Екатерина Ивановна


Ключевые слова: ТРУД; ВОСПИТАНИЕ; ПРОФЕССИЯ; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; WORK; EDUCATION; PROFESSION; ACTIVITY.


Аннотация: Трудовая деятельность является важнейшим фактором воспитания личности. Труд – это основной источник материального и духовного богатства общества, фундамент гармоничного личностного развития. Перестройка системы образования потребовала от школы более эффективного решения задач трудового воспитания. В современной образовательной системе России всё чаще поднимается вопрос о необходимости трудового воспитание детей.

Самым благоприятным периодом для воспитания ценностного отношения к труду отношения к труду является младший школьный возраст. В этом возрасте в процессе обучения трудовым навыкам у младших школьников развиваются многие жизненно важные качества личности, развиваются такие качества, как ответственность, самостоятельность, креативность. Так как трудовая деятельность младших школьников имеет свои особенности, учителям начальных классов необходимо систематически и целенаправленно, совместно с родителями осуществлять это обучение. Этот процесс должен быть реализован не только в ходе учебной деятельности, но и во внеклассной работе. Именно этим обусловлена проблема нашего исследования.

ЦЕЛЬ исследования: изучить и научно обосновать педагогические условия эффективного воспитание у младших школьников ценностного отношения к труду во внеклассной работе.

ОБЪЕКТ исследования: процесс воспитания у младших школьников ценностного отношения к труду во внеклассной работе.

ПРЕДМЕТ исследования: пути и средства воспитания у младших школьников ценностного отношения к труду во внеклассной работе.

ГИПОТЕЗА исследования: воспитание у младших школьников ценностного отношения к труду во внеклассной работе будет более эффективно, если это процесс систематический и обеспечивается включением младших школьников в практическую деятельность в образовательно-воспитательном процессе.

ЗАДАЧИ исследования:
1. Определить содержание воспитания у младших школьников ценностного отношения к труду
2. Раскрыть цели и задачи трудового воспитания.
3. Выявить формы и методы воспитания
4. Выявить практические пути и средства, способствующие воспитанию ценностного отношения к труду у младших школьников.

МЕТОДЫ исследования: изучение литературы по проблеме исследования; анализ практического опыта по проблеме; педагогический исследование; педагогическое наблюдение; беседа, тестирование; количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы.

Деятельность лежит в основе воспитания трудолюбия, а трудолюбивый человек обязательно дисциплинирован.

Показатели трудолюбия младших школьников следующие: отношение к труду людей и людям труда; ответственное отношение к учению; бережное отношение к результатам труда людей; доброта и отзывчивость; знания и представления о труде учащихся; активность и старательность в труде.

Базой исследования послужило МБОУ «Лубянская средняя школа» Кукмарского муниципального района Республики Татарстан. Нами были обследованы 22 младших школьника, учеников 3 «А» класса, в возрасте 9-10 лет. Использовались такие методы, как наблюдение, тестирование (тест «Уровень воспитанности» (Н.П.Капустина и М.И.Шиловой)).

Для решения задач трудового воспитания младших школьников в условиях нами разработана Программа внеклассной работы по воспитанию ценностного отношения к труду. Цель трудового воспитания младших школьников — воспитание у детей трудолюбия, ответственности, коллективизма интереса к труду, дисциплинированности, потребности в оказании помощи.

План работы предусматривает ознакомление с основными профессиями. Можно использовать такую форму, как библиотечные уроки или обсуждение художественных произведений, разгадывание загадок и т.д.

Например, выполняя задание: «Кто это?», используются произведения Б. Заходера, Д. Родари и т.д.:
Мастер, мастер, помоги – прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди – мы пойдём сегодня в гости!
(Сапожник. Б. Заходер)

Младшие школьники и сами могут попытаться составить предложения, характеризующие ту или иную профессию.

Когда предложения будут составлены учитель в беседе узнаёт, что знают младшие школьники о той или иной профессии.

Блок «Семья и школа – навстречу друг другу» предусматривает совместные встречи «дети-родители-школа-специалисты». Формы проведения таких встреч – собрания, дискуссии, беседы, праздники. Праздник труда проводится с целью ведения плановой, систематичной работы по формированию у младших школьников правильных представлений о труде родителей, его общественной значимости.

В ходе включения младших школьников в совместную трудовую деятельность в процессе обучения и во внеклассной работе происходит формирование отношения младших школьников к труду и людям труда. Совместная деятельность позволяет решать многие задачи. Среди них: высокие ценностные ориентации, овладение приёмами организации работы, социальная защищённость каждого члена группы, создание демократической системы, а всё это формирует положительное отношение младших школьников к труду.

Таким образом, наша гипотеза, что воспитание у младших школьников ценностного отношения к труду во внеклассной работе будет более эффективно, если это будет процесс систематический и будет обеспечиваться включением младших школьников в практическую деятельность в образовательно-воспитательном процессе, нашла свое подтверждение.


Список литературы

  1. Аникина О. Н., Зорина О. М., Сергеева Е. Е. Внеурочная деятельность как фактор развития воспитательного пространства школы // Пермский педагогический журнал. №7, 2015. – с.139-142.
  2. Белоусова С.С. Воспитание ценностного отношения к труду детей в детском саду / Сборник статей международной научно-практической конференции «Исследование различных направлений развития психологии и педагогики», 2017. – с. 73-76.
  3. Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983 г. – 207 с.
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. – М.: Просвещение, 2014.
  5. Дмитриева Н.А. Психолого – педагогические условия формирования зоны ближайшего интеллектуального развития первоклассников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2007. С. 15 — 19.