УДК 342.951

О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

№19,

Юридические науки

Кабиров Ильназ Энгелович


Научный руководитель: Галиакберова Е.С., старший преподаватель


Ключевые слова: МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ; ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ; ПУБЛИЧНЫЕ УСЛУГИ; ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ; ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН; MUNICIPAL SERVICES; PUBLIC CONTROL; PUBLIC SERVICES; PROVISION OF SERVICES; RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS.


Аннотация: Данная статья посвящена исследованию общественного контроля, осуществляемого в области предоставления государственных и муниципальных услуг населению Данный контроль необходим для того, чтобы разрешать большое количество задач, которые касаются как вопросов реализации прав и свобод граждан, так и вопросов относительно эффективности работы всего государственного аппарата. В частности, в статье предложено разграничить предмет, объем и уровень общественного контроля осуществляемого в области предоставления услуг населению. Основной акцент сделан на некую противоречивость и разобщенность современного законодательства.

Государственная (муниципальная) услуга представляет собой услугу, которая традиционно оказывается со стороны органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в ситуациях, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В качестве основных потребителей данных услуг выступают как физические, так и юридические лица. Исключение составляют государственные органы, а также их территориальные органы.

Общественный контроль, осуществляемый в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, включает в себя определенную деятельность со стороны, которая традиционно реализуется для того, чтобы вести наблюдение за непосредственной работой следующих органов:
— органов государственной власти;
— органов местного самоуправления;
— государственных и муниципальных организаций, а также прочих органов и организаций [6, с. 12].

Главными целями осуществления общественного контроля за предоставлением государственных и муниципальных услуг населению являются следующие:
• непосредственное увеличение степени доверия граждан к работе данных органов;
• оказание содействия относительно того, чтобы предупредить и решить появления социальных конфликтов;
• осуществление гражданских инициатив, которые нацелены на то, чтобы защищать права и свободы человека;
• обеспечение открытости работы органов власти, а также государственных (муниципальных) организаций;
• становление в обществе нетерпимости к проявлению коррупционного поведения;
• увеличение эффективности деятельности органов государственных (муниципальных) организаций.

Необходимо отметить, что главными принципами оказания государственных и муниципальных услуг населению являются следующие:
• законность;
• заявительный характер;
• открытость предоставляемых услуг;
• возможность получения услуги в электронном виде.

Важно отметить, что в федеральном законе от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2] и от 21.06.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [1] нет положений, которые напрямую говорят о непосредственной реализации общественного контроля в области оказания государственных и муниципальных услуг населению.

Однако, несмотря на это, данным отношениям функционирования публичной власти в первую очередь необходим тщательный контроль.

Так, нужно разделение предмета, объема и уровня осуществления общественного контроля в области оказания населению публичных услуг при учете следующих аспектов:
• общественный контроль должен являться достаточно интенсивным и обширным. В первую очередь в общественных сферах, которые напрямую взаимодействуют с осуществлением прав и свобод граждан, а также удовлетворением частных интересов;
• в случае осуществления общественного контроля в области оказания услуг нельзя повторять или подменять государственный контроль. Необходимо сделать так, чтобы у него было свое функциональное и целевое назначение;
• основная деятельность общественного контроля не должна быть ограниченной лишь установлением найденных нарушений. В данный контроль должно входить создание предложений, направленных на то, чтобы модернизировать уровень качества в интересах всего населения.

В ситуации производности осуществляемых населению услуг публичного характера от одноименных прав и свобод граждан, режим, а также прочие условия осуществления данных услуг должны оказывать положительное влияние на воплощение такого рода прав и свобод [5, с. 3].

Важно отметить, что данный вывод ни в теории, ни на практике не смог найти своего воплощения. Еще до того, как был принят ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» были высказаны самые различные мнения относительно правовой специфики данных услуг, но такого рода исследований было недостаточно, и они имели в основном умозрительный характер [2]. Существующее положение с осознанием и нормативным закреплением предоставления государственных и муниципальных услуг населения является примером того, что нормативное правовое регулирование как бы «опережает» юридическую мысль.

Правовое регулирование следует своим путем, при этом давая науке определенную возможность на то, чтобы заполнить существующую «пустоту», при этом оказывая поддержку избранной модели.

Так, во время возникновения административных регламентов федеральных органов, которые занимаются осуществлением государственных и муниципальных услуг, отмечается некое смешение понятий «государственная функция», а также «государственная услуга».

Не смог внести предельной ясности в понятие «государственная услуга» и ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2].

В соответствии с данным законом, государственная услуга подразумевает под собой осуществление деятельности по реализации назначения определенного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления, которая осуществляется согласно с запросами от заявителей в рамках, определенных нормативными правовыми актами РФ прав органов, которые занимаются оказанием государственных и муниципальных услуг.

Такого рода теоретическая неопределенность термина государственной услуги в свою очередь вызывает некую двойственность в сфере правового регулирования.

Вследствие этого достаточно сложно бывает определить, почему большое количество учетных, регистрационные и контрольные обязанности государственных органов называют услугами.

Конечно, публичный характер, который имеют государственные и муниципальные услуги, в свою очередь накладывает определенный отпечаток на привычное понимание услуги в качестве «действия, которое приносит только пользу» и отличается от частноправовой модели услуг, определенной Гражданским кодексом РФ [3, с. 142].

В итоге того, при выявлении в качестве услуги определенного действия государственной или муниципальной структуры на законодательном уровне нужно брать во внимание то, что данная деятельность преследует следующую цель: «приобретением несением благ, которые будут являться выгодными только им, а не обществу в общем» [4, с. 112].

Таким образом, государственные, а также муниципальные услуги должны иметь в основном только общественный характер.

Для увеличения действенности общественного контроля необходимы детальные законодательные гарантии, в соответствии с которыми мнение общественных контролеров сможет подлежать как обязательному рассмотрению определенными властными структурами, так и взяв во внимание их в своей непосредственной деятельности.

Среди существующих сегодня институтов гражданского общества, которые на законодательном уровне смогут разрешить данные сложности в сфере оказания публичных услуг населению, выделяются лишь общественные палаты федерального, регионального и муниципальных уровней. Они смогут организовать данную многосложную деятельность.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства. – 2014. – №6.
  2. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства. – 2010. – №1.
  3. Винокурцева Е.А. Мониторинг предоставления государственных и муниципальных услуг // Актуальные вопросы экономики и управления. – 2017. – №2. – С. 142-144.
  4. Макарейко Н.В. Административное право. Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. – М.: Юрайт, 2016. – 336 c.
  5. Путило Н.В. Публичные услуги: Между доктринальным пониманием и практикой нормативного закрепления // Журнал российского права. – 2007. – № 6. – С. 3-10.
  6. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Конституционное и муниципальное право. – 2004. – № 10. – С. 12-16.