УДК 35

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ВОЛГОГРАДСКОГО РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

№19,

Экономические науки

Харланова Екатерина Владимировна


Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС; ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ; РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ; EDUCATION; EDUCATIONAL COMPLEX; VOLGOGRAD REGION; DEVELOPMENT OF EDUCATION SYSTEM.


Аннотация: В данной статье автор рассматривает структуру и основные особенности образовательного комплекса Волгоградской области, современные проблемы в области образования, а также всевозможные переходы российского образования к инновационному развитию. Наиболее перспективным направлением такого перехода является идея непрерывного образования. Дается анализ формирования образовательных комплексов, как наиболее подходящая форма для реализации непрерывного образования.

Приоритетной задачей развития российской экономики современного этапа выступает разработка и внедрение инноваций.

В этом процессе колоссальную роль играет система подготовки квалифицированных кадров.

Высокая квалификация в современном обществе предполагает инновационную ориентацию, творческое мышление, умение не только аккумулировать, но и генерировать новые знания. Это, в свою очередь, требует пересмотра ряда существующих принципов образования: образовательный процесс теперь должен быть направлен не столько на передачу и усвоение готовых знаний, сколько на формирование у учеников компетенций самостоятельного мышления, самообучения, мотивации к постоянному профессиональному росту. Для этого подготовка специалистов должна предполагать не только аудиторные занятия, но и научную, проективную, инновационную работу [2; 145]. В этой связи особое внимание уделяется развитию так называемых образовательных комплексов.

Образовательный комплекс – территориально объединенная сеть образовательных и научных учреждений, органов управления и производственных организаций, объединенных определенным профилем деятельности и призванных обеспечить конкурентоспособность и высокий уровень социально – экономического развития Волгоградского региона [2].

К основным целям создания образовательных комплексов является: повышения качества образования, улучшения адаптации выпускников к социальным и экономическим требованиям рынка труда, повышения роли университетов [3].

Концепция непрерывного образования как фактора инновационного развития имеет свое экономическое обоснование. Теория человеческого капитала представляется наиболее приемлемой для обоснования экономической целесообразности непрерывного образования в форме создания образовательных комплексов.

Эта концепция рассматривает связь между инвестициями в человека и доходами, получаемыми обществом от этих инвестиций. Человеческий капитал состоит из знаний, умений, способностей, которые человек может использовать для производства товаров и услуг в течение определенного времени [3]. Человеческий капитал условно подразделяется на общий и специальный. Специальный человеческий капитал представлен узкими практическими навыками. Общий человеческий капитал содержит универсальные знания, применимые в любой сфере деятельности [3]. Для работодателя наиболее ценен специальный человеческий капитал, в него он готов инвестировать. Общий человеческий капитал требует инвестиций от самого человека или от государства, общества.

Развитие Волгоградского региона общероссийской тенденции ориентации на инновационный путь. Образовательная реформа находится на стадии формирования региональных образовательных комплексов. Для Волгоградской области характерно несколько конкурентных преимуществ, необходимых для создания образовательного кластера: предоставление налоговых льгот и пониженных налоговых ставок по банковскому кредиту, высокий промышленных потенциал, выгодное географическое положение.

В Волгоградском регионе системы образования имеет достаточно разветвленную структур. В 2018 году в Волгоградской области функционировали:
— 753 общеобразовательных организации, в том числе 706 муниципальных общеобразовательных организаций,
— 14 частных общеобразовательных организаций,
— 33 государственных общеобразовательных организации.

Общее количество обучающихся составляло 254710 человек.

Особенностью социально-экономической и демографической ситуации Волгоградской области является преимущественное наличие в образовательной структуре сельских школ. Сельские школы составляют
в целом по региону около 57 % (429), из них более половины — 278 -малокомплектные. Вместе с тем, доля численности обучающихся в сельских школах составляет чуть более 21 % (54346 чел.).

В качестве участников регионального образовательного кластера в Волгоградском регионе могут быть: Администрация Волгоградской области, учреждения среднего профессионального образования, государственные и негосударственные учреждения высшего профессионального образования, финансовые учреждения, центр занятости [4].

К региональному образовательному комплексу можно отнести первый в Волгоградском регионе многопрофильный опорный университет, образованный путем слияния Волгоградского технического университета и Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. В данном случае произошла интеграция различных профилей. Целью такого объединения является повышение качества высшего образования. Волгоградская область располагает высококвалифицированной рабочей силой, эффективной региональной системой высшего и среднего специального образования (университетские структуры и колледжи).

Опираясь на прочную базу, а также на действенные программы в профильных областях, регион хорошо оснащен для осуществления подготовки и переподготовки рабочей силы на всех уровнях. Однако, в последнее время имеется проблема нехватки квалифицированных работников по определенным специальностям.

Реализация инновационных проектов позволит в несколько раз сократить материалоемкость и энергоемкость производств, существенно увеличить производительность общественного труда. Возможен быстрый рост в химии и нефтехимии, обрабатывающей промышленности. Потенциал машиностроительного комплекса может быть восстановлен и превзойден в условиях растущей экономики. Значительные резервы для роста имеют строительный и агропромышленный комплексы.

После укрепления материальной базы и определенной переориентации образовательный комплекс Волгоградской области способен обеспечить потребности развивающейся экономики в квалифицированных кадрах.

Также в Волгоградской области ведется работа по созданию отраслевого регионального центра подготовки кадров для организации оборонно-промышленного комплекса [5]. Потенциальными участниками Волгоградского регионального образовательного кластера могут быть Администрация Волгоградской области; учреждения среднего профессионального образования; государственные и негосударственные учреждения высшего профессионального образования; предприятия различных отраслей и сектора экономики региона; индивидуальные слушатели; общественные организации; региональные объединения работодателей; финансовые учреждения; торгово-промышленная палата; центр занятости населения [5].

Несмотря на все перспективы развития образовательных комплексов, при столкновении с практикой могут возникать проблемы:

Во-первых, непрерывное образование может быть экономически целесообразным, если доход человека после очередного обучения будет значительно превышать инвестиции в это обучение.

Во-вторых, непрерывное образование предполагает единый профиль, а потребности и интересы человека со временем могут меняться, что затруднит продолжение образования в пределах данного комплекса.

В третьих, создание образовательных комплексов предполагает объединение нескольких организаций, а любое объединение влечет сокращение штатного состава и ростом безработицы.


Список литературы

  1. Волгоградская область: потенциал импортозамещения. − Электрон. текстовые дан. − Режим доступа: http:// mcx.ru/news/news/show/33071.174.htm (дата обращения 18.04.2016).
  2. В Волгограде создан первый многопрофильный опорный университет. − Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://academica.ru/novosti/Novosti-obrazovanija/776381-v-volgograde-sozdan-pervyj-mnogoprofilnyjopornyj-universitet/ (дата обращения 18.04.2016).
  3. Ильив О.Н. Образовательный комплекс как объект общественно географического исследования // Географический вестник. 2014. № 2 (29). С. 15-21.
  4. Попкова Е.Г. Образовательный кластер на пути модернизации системы высшего образования в соответствии с европейскими стандартами // Маркетинговое агентство «Марка» Волгоград. URL: http://www.marka-volga.ru/klastery/237-obrazovatelnyj-klaster-na-puti-modernizatsii-sistemyvysshego-obrazovaniya-v-sootvetstvii-s-evropejskimi-standartami.html
  5. Региональный Фонд «Аграрный университетский комплекс». − Электрон. текстовые дан. − Режим доступа: http://www.volgau.com (дата обращения 18.04.2019).