УДК 330

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

№19,

Экономические науки

Гордеев Кирилл Сергеевич
Жидков Алексей Андреевич


Ключевые слова: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО; МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС; ЭКОНОМИКА; ГОСУДАРСТВО; ПРЕДПРИЯТИЯ; ENTREPRENEURSHIP; SMALL AND MEDIUM BUSINESS; ECONOMY; STATE; ENTERPRISES.


Аннотация: На сегодняшний день в условиях расцвета рыночной экономики стало довольно часто встречаться такое явление как малый и средний бизнес. Говоря о предпринимательстве в целом сейчас это одна из наиболее перспективных сфер, которая гарантирует стабильность как социальную, так и экономическую. Не только людям, которые непосредственно заняты в ней, но и государству в целом. Поэтому в развитии данного направления заинтересованы практически все. Но существует ряд проблем, с которыми сталкивается на сегодняшний день предпринимательство, которые нуждаются в немедленном решении. Об этом и пойдет речь в данной статье.

На сегодняшний день Россия стремительно идет по пути развития как политического, социального так и экономического. Поэтому с развитием рыночной системы экономики также активно развивается и предпринимательство в Российской Федерации. По статистике в России насчитывается уже свыше 4,5 миллионов предпринимателей и более 1 миллиона предприятий. То есть в данной сфере занят почти каждый пятый трудоспособный гражданин РФ.

В последнее время сфера малого и среднего бизнеса становится все более и более приоритетным для различных групп населения, так как позволяет всем занятым в той сфере самореализоваться, трудоустроиться и получить стабильный доход. Но также эта сфера одна из самых рискованных. Проанализировав данный сектор и все что с ним связано, можно сказать, что в России еще не сформированы все условия для полного и безопасного функционирования этого механизма.

На данный момент не проведены теоретические разработки, стандарты и методологическая база в сфере малого и среднего предпринимательства. Что в последствие ведет к резкому уменьшению результативности всех проводимых преобразований и ведет к снижению конкурентоспособности не только отдельно взятых предприятий, но и России в целом.

Существует большое количество актуальных вопросов, которые связаны с развитием предпринимательства, прогнозирование перспектив развития, оценки его состояния. В своих трудах возможности малого и среднего бизнеса анализировали С.А. Ситарян, Д.А. Спицын, М.А. Толстобров, Л.И. Якобсон, Г.Г. Фетисов, Е.М. Примаков и другие.

Исходя из исследования, в котором были выявлены основные препятствия в развитии предпринимательства в Российской Федерации, около половины опрошенных заявили, что в качестве одной из наиболее существенных проблем выступает высокая налоговая нагрузка на предпринимателей (49%), ограниченность финансовых средств (48%) и нестабильность законодательной базы (47%). Также развитию малого и среднего бизнеса в России на данный момент мешают такие факторы как: коррупция в органах власти и управления (36%), высокая ставка арендной платы (31%), проверки контрольно-надзорных органов (27%), трудности с кредитованием предпринимательской деятельности.

Но несмотря ни на что малому и среднему предпринимательству уделяется особое внимание со стороны правительства. Например, был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Говоря о понятии малого и среднего бизнеса на сегодняшний день, то можно прийти к выводу, что малый и средний бизнес – это определенные предприятия, которые внесены в Единый государственный реестр юридических лиц и физические лица, которые занимаются непосредственно предпринимательской деятельностью и внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Особенностями малого и среднего предпринимательства можно назвать:
1) большие риски конкурентной борьбе;
2) очень большая интенсивность труда;
3) сравнительно небольшая рентабельность;
4) некоторая сложность с внедрением каких-либо инноваций.

Данные особенности ведут к частой замене прежних, ликвидированных предприятий на новые в секторе экономики малого бизнеса вследствие частых банкротств. Но несмотря на это большое количество предприятий малого бизнеса в России, как правило, либо растет, либо остается в таком же состоянии, так как на месте прежних ликвидированных предприятий образовываются новые предприятия.

Подводя итоги спектр проблем, с которыми сталкиваются предприниматели обширен. Это и несовершенства и недостатки системы налогообложения и государственных органов власти, повышение общего уровня цен, проблемы с поиском квалифицированных и компетентных кадров, нулевая или низкая прибыльность инвестиций и производства, высокие цены на сырье, материалы и аренду производственных площадок, коррупция и т.п. Весомость перечисленных проблем с каждым годом усиливается непрерывно повышающимися требованиями к росту результативности деятельности предприятий.


Список литературы

  1. Андреева И. О критериях выделения малого и среднего бизнес / И. Андреева, К. Павлов. — Общество и экономика. № 7. 2007.
  2. Беспалов М.В. Особенности формирования и развития малого и среднего российского инновационного предпринимательства / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 3. С. 14-19
  3. Беспалов М.В. Особенности функционирования и развития российских предпринимательских структур в современных социально-экономических условиях / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 2. С. 35-45
  4. Беспалов М.В. Предпринимательство России: перспективы и направления развития / М.В. Беспалов; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов, 2010.
  5. Лапуста М. Г. Малое предпринимательство: Учебник / М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин. — М.: ИНФРА-М. 2002. — 272с.
  6. Лебедева Л. Малый и средний бизнес: критерии и оценки: / Л. Лебедева, Е. Емельянов. Человек и труд. 2006.
  7. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: Учебное пособие / С.И. Мазоль. Минск. Книжный Дом. 2004. — 272с.