УДК 378

АНАЛИЗ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

№19,

Юридические науки

Гордеев Кирилл Сергеевич
Жидков Алексей Андреевич


Научный руководитель: Михайлов М.С., кандидат педагогических наук.


Ключевые слова: ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; РОСОБРНАДЗОР; ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ; ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ; ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ; НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ; LICENSING; EDUCATIONAL ACTIVITIES; ROSOBRNADZOR; EXECUTIVE BODIES OF STATE POWER OF SUBJECTS; SCHEDULED INSPECTIONS; UNSCHEDULED INSPECTIONS; NIZHNY NOVGOROD REGION.


Аннотация: В данной статье проводится характеристика особенностей лицензирования образовательной дельности. Также в статье приведен порядок проведения лицензии, основания для проведения государственных проверок, а также выделены грубые нарушения требований законодательства, за которые образовательные организации чаще всего лишались лицензии. Был проанализирован реестр государственных лицензий на осуществление образовательной деятельности Нижегородской области и прослежена динамика исключения из реестра государственных лицензий образовательных организаций с 2014 по 2017 год.

Одновременно с ростом количества образовательных услуг, осуществляется также и рост их качества. А государство в роли координатора и руководителя данным процессом осуществляет контроль в данной сфере, чтобы поддерживать рост в данном направлении. Одним из рычагов государственного контроля в развитии образования является лицензирование.

Лицензирование и государственная аккредитация вузов в России регулируются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (далее — Закон № 273-ФЗ), Положением о лицензировании образовательной деятельности, утверждённым Постановлением Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности» от 28.10.2013 № 966 (ред. от 03.12.2015); Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утверждённым Постановлением Правительства РФ «О государственной аккредитации образовательной деятельности» от 18.11.2013 № 1039 (ред. от 09.09.2015), и другими нормативными актами. Лицензирование и аккредитация направлены на обеспечение государственной политики в области образования. В соответствии с Законом № 273-ФЗ лицензирование осуществляется Рособрнадзором или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6-7 Закона № 273-ФЗ.

Именно Рособрнадзор выполняет функции по контролю и надзору в области образования и науки. Вместе с тем функции обеспечения законности, защиты прав граждан возложены и на органы прокуратуры. Проанализировав образовательное законодательство, можно сделать вывод о том, что на федеральном уровне издаётся очень много подзаконных актов, преимущественно приказов Минобрнауки России, при этом наблюдается тенденция к значительному увеличению числа этих документов-инструкций. Данный факт говорит о наличии недостатков, расплывчатости предписаний в законодательных актах, которые активно компенсируются инструктивными документами.

Лицензирование — это сложный институт административного процессуального права. Образовательная организация проходит лицензирование образовательной деятельности в обязательном порядке. Образовательная деятельность, осуществляемая учреждением без наличия соответствующей лицензии, является незаконной и подлежит прекращению. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам, уровням образования, профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), подвидам дополнительного образования. Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно. Существуют определённые требования и условия при осуществлении образовательной деятельности, которые регулярно исследуются в материалах правоприменительной практики.

Следует отметить, что в известном смысле политика государственного лицензирования образовательных программ и аккредитации не лишена логики только в том случае, если речь идет не о государственном образовательном учреждении. Министерские же требования к государственному образовательному учреждению по обеспечению всех регламентов образовательного процесса, таких как количество учебных и производственных площадей, материально-техническое обеспечение, кадровый состав и т. д., это требования государства к самому себе. Основная трудность, которую испытывают государственные вузы при реализации образовательных программ, связана с государственным финансированием потребностей учебной, научно-исследовательской деятельности и академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава. Эта трудность, как правило, не может быть устранена самим вузом самостоятельно без учредителя-государства. Другое дело, если речь идет о частных вузах, выдающих дипломы об образовании государственного образца. Для них процедуры лицензирования в том виде, в каком они существуют в настоящее время, представляются в значительной мере оправданными. Однако и в этом случае они должны быть дифференцированы относительно отраслей знаний (вида направления подготовки). Не могут быть одинаковыми требования, предъявляемые к организации учебного процесса при подготовке инженера и, например, психолога.

Контроль над сферой образования осуществляется посредством проверок со стороны государства соответствующим органом, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или другим уполномоченным органом исполнительной власти, для выявления нарушений требований законодательства. Основаниями для проведения проверок служат:
— Истечение срока исполнения организацией предписания об устранении выявленного нарушения;
— Поступление жалоб касательно действия или бездействия организации, которые связаны с невыполнением обязательных требований.

О проведении внеплановой проверки организацию должны предупредить не менее чем за 24 часа до начала проверки. В случае с плановой проверкой организация предупреждается не менее чем за 5 дней до ее начала.

Плановая проверка проводится с учетом плана-графика надзора, который зависит от:
— Времени проведения последней проверки образовательной организации,
— Поручений органов государственной власти,
— Выявленных нарушений за последние 5 лет.
В ходе проверки комиссия во главе с председателем:
— Запрашивают у должностных лиц образовательной организации, работников документацию и иные материалы, а также проводят рассмотрение указанных материалов;
— Проводят беседы с персоналом образовательной организации, обучающимися, воспитанниками, их родителями или законными представителями по вопросам, касающимися проверки.

Надзор и контроль осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти, для вузов – это осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Указанные процедуры проводятся посредством плановых и внеплановых проверок. По их результатам в случае обнаружения нарушений ответственным должностным лицам (ректору, проректору) выдается предписание и возбуждается дело об административном правонарушении.

К грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся следующие:
1. Отсутствие у вуза оснащенных зданий, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты физической культуры, питания и медицинского обслуживания), необходимых для осуществления образовательной деятельности по лицензированным программам в соответствии с установленными нормами.
2. Отсутствие учебно-методической документации по реализуемым программам, соответствующей установленным требованиям.
3. Отсутствие в штате вуза педагогических работников соответствующего базового образования и качественного состава.

Материалы проверки направляются в правоохранительные органы РФ, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Счетную палату РФ и органы государственной власти РФ.

С момента введения в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, изменилась система лицензирования. Были проведены плановые проверки всех образовательных организаций России, в результате которых с 2014 года из реестра лицензий были исключены многие образовательные учреждения. По ряду причин, это было и несоответствие требованиям, нарушение законодательства и реорганизация образовательного учреждения. Как, например, филиал Ягубовской средней общеобразовательной школы Муниципальное образовательное учреждение Большеякшенская основная общеобразовательная школа, которая была реорганизована приказом Министерства образования Нижегородской области от 10.06.2016 № 2454. Но также и были случаи, связанные с присоединением к другой образовательной организации. Так в 2015 году ГБОУ СПО «Нижегородский экономико-правовой колледж» присоединился к ГПОУ «Нижегородский Губернский колледж». Так же были зафиксированы случаи присоединения ВУЗа к другому ВУЗу, имеющему большее материальное обеспечение, например, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара» был присоединен к ННГУ им. Лобачевского и теперь является его филиалом.

Так же присутствует такая форма реорганизации как слияние, то есть объединение двух и более образовательных организаций в одно более крупное образовательное учреждение, которое встречается, судя по статистике, чаще всего в дополнительном образовании. Например, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Сеченовская музыкальная школа» и МБУ ДО «Сеченовская детская художественная школа» приказом МОНО № 1883 реорганизованы в форме слияния (вновь созданное — МБУ ДО «Сеченовская ДШИ»)

Проведя анализ данных Управления по контролю и надзору в сфере образования Нижегородской области можно составить следующую динамику исключения из реестра лицензий на осуществление образовательных организаций, реализовывавших программы разного уровня образования, то есть основного общего, среднего профессионально, высшего и дополнительного образования.

Судя по данной статистике, наблюдается уменьшение исключения из реестра лицензий образовательных организаций. Также можно сказать, что самое большое количество образовательных организаций в Нижегородской области, исключенных из реестра лицензий, было зафиксировано в 2015 году.

Итак, тот факт, что, судя по динамике, в последнее время все реже исключаются из реестра лицензий образовательные организации, говорит о том, что в данный момент данная сфера образования обладает наибольшей стабильностью, чем ранее, что говорит о прогрессе в государственном управлении и в образовании в целом.


Список литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 30.12.2015). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
  2. О лицензировании образовательной деятельности (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»): постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 03.12.2015). — URL: http://base.garant.ru/70488492
  3. О государственной аккредитации образовательной деятельности (вместе с «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности»): постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 (ред. от 09.09.2015). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154680
  4. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 30.12.2015).
  5. Медведев Д. Н. Анализ европейских систем оценки качества образования // Гаудеамус. 2011. № 1 (17). 259 с.
  6. Степанов. В. И. Проблемы обеспечения качества высшего образования в рамках Болонского процесса // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 6. С. 167с.
  7. Спектор Е. И. Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юстицинформ, 2013. 200 с.