УДК 378.014.15

ВИДЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РОССИИ И ИХ НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

№19,

Педагогические науки

Мусаева Лейла Икметовна


Научный руководитель: Иваненко И.А., профессор, доктор педагогических наук, доцент.


Ключевые слова: КВАЛИФИКАЦИЯ; ПРЕСТУПЛЕНИЯ; ЭЛЕМЕНТЫ КВАЛИФИКАЦИИ; СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ; ПРИЗНАКИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ; QUALIFICATION; CRIME; ELEMENTS OF SKILL; ELEMENTS OF CRIME; ELEMENTS OF CRIMES.


Аннотация: В статье рассматриваются виды учебных заведений высшего образования в Российской Федерации, их научный потенциал проблемы./div>


Высшее учебное заведение – «образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования» — такое определение дает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Среди задач высших образовательных учреждений, можно отметить следующие:
— Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников с высшим образованием и другие;
— Развитие науки путем научных исследований и искусств путем творческой деятельности обучающихся и научно-педагогических работников;
— Удовлетворение личностных потребностей в культурном, интеллектуальном и нравственном развитии, в получении высшего или послевузовского профессионального образования;
— Формирование гражданской позиции и способности у учащихся к труду и жизни в современных условиях;
— Приумножение научных, культурных и нравственных ценностей общества и их сохранение;
— Повышение образовательного и культурного уровня населения.

В России существует несколько видов высших образовательных учреждений, в которых можно получить высшее профессиональное образование, имеющие определенный аккредитационный статус.

Ведущее образовательное учреждение на территории федерального округа – федеральный университет – центр науки, фундаментальных и прикладных исследований по основным научным направлениям. Он решает разные задачи, которые заключаются в: реализации инновационных образовательных программ и системной модернизации высшего и послевузовского профессионального образования; подготовке и повышении квалификации кадров; осуществлении фундаментальных и прикладных научных исследований по различным наукам; интеграции науки, образования и производства и тому подобное.

В настоящее время выделяется восемь федеральных университетов – Дальневосточный, Казанский, Северный, Северо-Восточный, Сибирский, Уральский, Южный и Балтийский.

Университет – образовательное заведение с широким выбором учебных программ в самых разнообразных областях науки (не менее семи специальностей). Он выполняет практически те же задачи, что и федеральный университет – составляет образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому выбору направлений подготовки, ведет подготовку и повышение квалификации работников, является центром научной и методической деятельности и т.д.

Стоит отдельно выделить еще одно высшее учебное заведение – Национальный исследовательский институт (НИУ), который так же эффективно осуществляет образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции образования и науки. Звание НИУ присуждается на конкурсной основе на срок, составляющий десять лет.

Академия – высшее образовательное учреждение, задачей которого выступает подготовка специалистов определенного направления деятельности (искусство, финансы, сельское хозяйство и т.д.). Она включает аспирантуру и иногда докторантуру. У академии, как и у университета, есть возможность открывать свои представительства и филиалы в других городах.

Можно выделить следующие цели и задачи академии:
1) Реализация учебных программ высшего и послевузовского профессионального образования;
2) Повышение квалификации работников для определенного научно-педагогического направления;
3) Проведение фундаментальных и прикладных исследований в области науки или культуры;
4) Выполнение функций ведущего научного и методического центра в области своей деятельности и т.д.

Базовая единица в системе высшего образования – институт. Это высшее учебное заведение так же занимается подготовкой специалистов для работы в определенном направлении профессиональной деятельности. Институт может, как являться самостоятельным лицом, так и входить в состав университета или академии в виде структурного подразделения, при этом требования к образовательным программам у них почти не отличаются (по некоторым параметрам могут упрощаться). Можно отметить основные задачи института такие, как: выполнение образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; подготовка и повышение квалификации работников в конкретной сфере профессиональной деятельности; фундаментальные и прикладные научные исследования и т.д.

Статус организационно-правовой формы высшего образовательного учреждения определяется в зависимости от его вида и наличия или отсутствия государственной аккредитации. Он включается в наименование учебного заведения.

Наука высших образовательных учреждений в большей мере определяет качество подготовки специалистов высшей квалификации и поэтому проблема развития научного потенциала вуза требует немалого внимания, так же, как сбалансированность и наличие ресурсов для научной деятельности, и достаточность уровня их развития.

Существуют проблемы, затронувшие все компоненты научного потенциала российских высших учебных заведений:
— Недостаточная мобильность кадров, загруженность преподавателей обучением студентов, низкая востребованность научного потенциала преподавателей, падение престижности научного труда для молодых и энергичных людей;
— Низкое финансирование научного труда, слабый материально-технический уровень обеспечения;
— Упущения в нормативно-правовой базе, отсутствие контроля;
— Недостаточное взаимодействие высших заведений с предприятиями;
— Неэффективное использование результатов научных исследований в реальной хозяйственной деятельности и др.

Все эти проблемы ухудшают и замедляют научное развитие, что является ключевым элементом научного потенциала страны.

В целом мировая практика показывает, что в последние десять лет увеличивается вклад в экономический рост и развитие инноваций. Государственное финансирование технологически развитых стран активнее направляется на исследования вузов конкретных социально-экономических целей, проектов и программ и увеличивается контрактное финансирование.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2019. – № 13. – ст. 69 – 72.
  2. Пугачёва Н. Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // Социосфера. 2011. №1. — С. 42-46.
  3. Владыка М.В. Инновационный потенциал вузов как актор конкурентности экономического развития // Научные ведомости, 2009, №7 (62).