УДК 339.926

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ

№19,

Экономические науки

Танчик Дарья Евгеньевна


Ключевые слова: ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА; ТАМОЖНЯ ФИНЛЯНДИИ; ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; «ЗЕЛЕНЫЙ КОРИДОР»; НАПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА; РЕЗУЛЬТАТЫ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА; THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE; THE CUSTOMS OF FINLAND; FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY; INTERACTION BETWEEN CUSTOMS ADMINISTRATIONS; CUSTOMS AUTHORITIES; THE «GREEN CHANNEL»; DIRECTIONS OF CUSTOMS COOPERATION; RESULTS OF CUSTOMS COOPERATION.


Аннотация: В статье представлены механизм и уровни взаимодействия таможенных служб России и Финляндии, рассмотрены основные направления и результаты таможенного сотрудничества, а также проводимые мероприятия по устранению проблемных аспектов взаимодействия.

Межгосударственное взаимодействие России и Финляндии является ярком примером регионального сотрудничества. Отношения между странами формировались на протяжении многих лет и в настоящее время носят многоплановый характер.

Постоянно укрепляется договорно-правовая база двустороннего сотрудничества. В настоящее время между Россией и Финляндией действует около 90 межгосударственных и межправительственных документов, регламентирующих практически все сферы двустороннего взаимодействия.

Важной основой двусторонних отношений традиционно является взаимодействие в торгово-экономической области.

По данным таможенной статистики внешней торговли за 2018 г., на долю Финляндии приходится 2,14 % внешнеторгового оборота России. В табл.1 представлены стоимостные объемы товарооборота между Россией и Финляндией.

Таблица 1

Динамика стоимостных объемов товарооборота между Россией и Финляндией за 2017-2018 гг.

Год Экспорт Импорт Товарооборот
объем

экспорта, млрд. долл. США

темп
прироста, %
объем
импорта, млрд. долл. США
темп
прироста, %
объем, млрд. долл. США темп
прироста,
%
2017 8,64 3,70 12,34
2018 11,37 31,60 3,38 -8,56 14,75 19,57

Торгово-экономическое сотрудничество России и Финляндии носит взаимовыгодный характер. По итогам 2018 года внешнеторговый оборот России и Финляндии составил 14 752 156 383 долл. США, увеличившись на 19,57% (2 414 435 819 долл. США) по сравнению с 2017 годом.

Экспорт России в Финляндию в 2018 году составил 11 372 605 390 долл. США, увеличившись на 31,60% (2 730 866 731 долл. США) по сравнению с 2017 годом.

Импорт России из Финляндии в 2018 году составил 3 379 550 993 долл. США, снижение произошло на 8,56% (316 430 912 долл. США) по сравнению с 2017 годом.

Товарная структура внешней торговли между Россией и Финляндией является достаточно консервативной.

Как видно из рис. 1 в 2018 г. в экспорте преобладают товары группы 25-27 (минеральные продукты). Их доля составила 78 %.


Рис.1. Товарная структура экспорта России в Финляндию в 2018 г.

Структуру экспорта формируют металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) — 14,12% от всего объема экспорта России в Финляндию, продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28-40) — 13,44%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия (коды ТН ВЭД 44-49) — 5,05%, машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84-90) — 2,02% соответственно.

Рост экспорта России в Финляндию в 2018 году по сравнению с аналогичным периодом 2017 года произошел практически по всем позициям товарной структуры.

В структуре импорта России из Финляндии в 2018 году основная доля поставок пришлась на следующие группы товаров (рис.2).


Рис.2. Товарная структура импорта в Россию из Финляндии в 2018 г.

Как видно из рис.2 в импорте преобладают машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84-90) и составляют 46,42% от всего стоимостного объема импорта России из Финляндии в 2018 г. Продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28-40) составляет 18,95%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия (коды ТН ВЭД 44-49) — 15,13%, металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) — 6,49%, минеральные продукты (коды ТН ВЭД 25-27) — 6,01%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (коды ТН ВЭД 01-24) — 3,29% соответственно.

Анализ данных таможенной статистики показывает, что объемы торговли между Россией и Финляндией увеличиваются, и для обеспечения дальнейшего роста товарооборота между странами необходимо постоянное взаимодействие государств и уполномоченных ведомств в торгово-экономической сфере. Следовательно, особое внимание должно уделяться взаимодействию таможенных служб России и Финляндии с целью совершенствования таможенных операций и сокращении времени таможенного контроля при внешнеторговых поставках.

Значительная роль в координации двустороннего практического взаимодействия в торгово-экономической сфере принадлежит российско-финляндской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству (далее – МПК).

В рамках Межправительственной Российско-Финляндской комиссии по экономическому сотрудничеству созданы и функционируют группа по предпринимательству (малые и средние предприятия), Межправительственная Российско-Финляндская комиссия по приграничному сотрудничеству, а также 15 специализированных рабочих, в том числе Российско-Финляндская постоянная межведомственная рабочая группа по сотрудничеству в таможенных делах (создана 28 апреля 1994 г.).

В настоящий момент сопредседателями рабочей группы являются первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее – ФТС России) Р.В. Давыдов и заместитель генерального директора Таможни Финляндии Я. Сакса. Ответственным секретарем рабочей группы является заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России.

По регламенту заседания Рабочей группы проводятся два раз в год. В 2018 году они прошли 11 января в г. Светлогорске (Россия) и 4-5 сентября в г. Мариехамне (Финляндия).

Сотрудничество между таможенными службами России и Финляндии является активным и осуществляется как на центральном, так и на региональном и приграничном уровнях.

На российско-финляндском участке границы функционируют 17 пунктов пропуска, вследствие чего приграничное сотрудничество таможен России и Финляндии является важным фактором стабильной работы пунктов пропуска и обеспечения роста товарооборота между странами.

В рамках приграничного сотрудничества таможенных ведомств России и Финляндии ежегодно проводятся переговоры руководителей таможенных служб, мероприятия на региональном и приграничном уровнях, в числе которых регулярные встречи начальников таможен и таможенных постов, совещания с пограничными службами и железными дорогами двух стран, а также семинары с участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД). В 2018 году прошло более 30 таких мероприятий.

Важным аспектом приграничного взаимодействия стало обеспечение стабильного пересечения границы для более 30 тысяч болельщиков, следующих на чемпионат мира по футболу FIFA 2018, а также оперативное решение вопросов, с вязанных с бесперебойным пересечением границы участниками ВЭД.

Ключевым ориентиром ФТС России в реализации сотрудничества со странами дальнего зарубежья является проектная деятельность. Основная цель таможенных проектов на этом треке – упрощение перемещения товаров по стратегическим экономическим и транспортным коридорам.

Двумя основными проектами, над которыми ФТС России и таможня Финляндии ведут активную работу, являются:

— проект «Новый зеленый коридор»;
— проект по упрощению таможенных процедур в отношении товаров, перемещаемых по железной дороге между Финляндией и Китаем через территорию России.

Проект «Новый зеленый коридор» предусматривает упрощение прохождения таможенных формальностей добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности. В целях его организации 19 сентября 2017 года в г. Хельсинки подписан двусторонний Меморандум о взаимопонимании в области обмена информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых в рамках международной торговли.

В связи с существующими в Европейском союзе ограничениями на обмен информацией таможенными службами России и Финляндии предусмотрена нетрадиционная технология информационного взаимодействия с помощью сервисов доверенной третьей стороны. Она заключается в том, что сведения из одобренных Таможней Финляндии документов на товары будут поступать в ФТС России от участников ВЭД через информационного интегратора – российское юридическое лицо, имеющее соответствующую аккредитацию, которое будет подтверждать неизменность передаваемых данных. Иными словами, уполномоченные экономические операторы (далее – УЭО) и другие компании низкого уровня риска, соответствующие согласованным критериям, на добровольной основе передают выпущенную Таможней Финляндии экспортную декларацию компании, выбранной в качестве доверенной третьей стороны. Эта компания проверяет полученную информацию, заверяет ее и направляет в ФТС России.

В настоящее время основные усилия сосредоточены на работе с деловыми кругами России и Финляндии в целях их привлечения к участию в проекте и его скорейшего запуска.

В 2018 году в рамках запуска проекта «Новый зеленый коридор» сторонами была утверждена технология информационного взаимодействия, а также проведена работа с представителями бизнес-сообщества для их привлечения к участию в данном проекте.

После согласования состава передаваемой информации между ФТС России и Таможней Финляндии в начале 2018 г. финляндская сторона предложила ряду компаний принять участие в пилотном проекте. В результате ФТС России и Таможней Финляндии были одобрены две компании с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства (ООО «Валио» и АО «Килто-Клей»), однако впоследствии данные организации отказались участвовать в «Новом зеленом коридоре» в связи с предполагаемыми финансовыми издержками, вызванными необходимостью использования услуги доверенной третьей стороны для передачи предварительной информации в ФТС России. В целях повышения привлекательности проекта для бизнес-сообщества в настоящее время ФТС России прорабатывается вопрос о его расширении на компании со средним уровнем риска.

Продолжается работа по созданию договорно-правовой базы проекта по упрощению таможенных процедур при транзите финляндских товаров в Китай через территорию России по железной дороге. С связи с чем планируется организовать проект по упрощению транзита товаров по железной дороге в четырехстороннем формате с участием таможенных служб России, Финляндии, Казахстана и Китая.

Базовым принципом данной инициативы призвана стать технология взаимного признания результатов таможенного контроля. Она заключается в том, что таможенный контроль проводится только один раз в стране отправления и в дальнейшем информация о его результатах передается в таможенные службы других стран на пути следования груза. Для передачи информации между Финляндией и Россией, по аналогии с «Новым зеленым коридором» было предложено использовать сервис доверенной третьей стороны.

На сегодняшний день утверждена технология информационного взаимодействия на участке маршрута «Россия — Финляндия» с помощью железных дорог двух стран (ОАО «РЖД» и «VP-Group»). Кроме того, с финляндской, китайской и казахстанской сторонами принципиально согласован проект соответствующего меморандума. После обобщения всех поправок и согласования с Министерством иностранных дел России этот документ будет направлен на окончательное согласование в таможенные службы Финляндии, Казахстана и Китая.

Также, большое внимание уделяется обмену информацией, полученной в результате использования инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). С января 2017 года (время запуска проекта) по конец июня 2018 года российские и финляндские сопредельные таможенные органы обменялись более 4,5 тыс. снимками ИДК.

Продолжаются регулярное (раз в 2 года) сопоставление данных таможенной статистики. В ноябре 2017 года установлено, что расхождения в данных статистики России и Финляндии о взаимной торговле за 2016 год составили 760,3 млн. долларов США (23,5%) в сторону превышения данных Финляндии. На основе произведенного анализа было отмечено, что расхождения в данных объясняются объективными причинами – различной методикой учета экспорта товаров.

В сфере подготовки и переподготовки таможенных кадров налажен контакт между руководством Российской таможенной академии и Таможенной школы Таможни Финляндии. Прорабатываются вопросы обмена опытом в сфере методик преподавания и повышения квалификации должностных лиц таможенных служб, а также взаимного обмена профессорско-преподавательскими кадрами.

Сохраняется интенсивный уровень взаимодействия в целях предотвращения незаконного перемещения через российско-финляндскую границу ядерных материалов и радиоактивных веществ, в рамках которого действует профильная рабочая группа и регулярно проводятся совместные учения российских и финляндских таможенников. Особое внимание уделяется мерам по контролю физических лиц с повышенным уровнем ионизирующего излучения, прошедших лечение в онкологическом центре в г. Хельсинки. Кроме того, налажен обмен документами (уведомлениями) в случаях возврата выявленных радиационно-опасных объектов, товарах и транспортных средствах с ионизирующим излучением.

Учитывая значительное расширение договорно-правовой базы взаимодействия ФТС России и Таможни Финляндии с момента заключения в 1994 году межправительственного соглашения о сотрудничеству в таможенных делах, в 2015-2017 гг. была проведена инвентаризация двусторонних документов. По итогам стороны денонсировали 5 документов, 7 соглашений были признаны утратившими силу и 6 документов – с истекшим сроком действия.

В рамках проведенной работы было принято решение о необходимости пересмотра Протокола о применении метода контролируемой поставки к незаконным перевозкам товаров повышенного риска от 2 апреля 1994 г. года в связи с изменениями действующей нормативной правовой базы. Протокол содержал устаревшие контактные данные правоохранительных подразделений таможенных служб двух стран.

По итогам длительных обсуждений в течении 2015-2017 гг. (в рамках Рабочей группы по координации деятельности таможенных органов России и Финляндии по борьбе с таможенными правонарушениями) российская и финляндская стороны подготовили текст нового Протокола, который после проведения процедуры внутригосударственного согласования был одобрен к подписанию Правительством РФ (распоряжение №595-р от 05.04.2018) и подписан руководством таможенных служб России и Финляндии. Данный документ расширяет возможности правоохранительных органов таможен России и Финляндии по борьбе с ввозом наркотиков и других незаконных перевозок товаров повышенного риска.

Финляндская сторона регулярно отвечает на запросы ФТС России о подтверждении таможенной стоимости.

По итогам 2017 г.: направлено 16 запросов и получено 47 ответов, в том числе на обращения, направленные в предыдущие годы.

По итогам 2018 г.: направлено 14 запросов и 15 ответов, в том числе на обращения, направленные в предыдущие годы; удалось выявить ущерб бюджету Российской Федерации на сумму 2 369 618,85 руб.

Среди проблемных вопросов двустороннего сотрудничества можно выделить следующие.

  1. Обмен снимками ИДК не показывает практической эффективности. До сих пор не выявлено ни одного таможенного правонарушения, а также не удалось добиться ускорения таможенного контроля на границе из-за низкого качества получаемых изображений. Нынешний формат снимков «JPEG», согласованный в регламенте информационного взаимодействия, не позволяет провести полноценный анализ.

Для решения данной проблемы ведется проработка возможности получения изображений ИДК в исходном формате и конвертации их в формат, позволяющий провести анализ при помощи специальных программных средств и использовать в рамках системы управления рисками.

  1. Не удается запустить проект «Новый зеленый коридор». Данный проект был задуман для удовлетворения потребностей бизнеса в упрощенном порядке таможенного администрирования, однако сейчас предлагаемые ФТС России схемы кажутся компаниям слишком сложными и финансово затратными. Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день участники ВЭД с низким уровнем риска и так получают достаточно упрощений и не заинтересованы в участии в проекте, тем более, если для этого им придется существенно увеличить свои расходы за счет использования дополнительного звена в логистической цепи – информационного интегратора (по расценкам ООО «Газинформсервис», ее услуги в качества доверенной третьей стороны обойдутся участникам проекта в сумму порядка 12 тысяч евро ежегодно).

Для решения данной проблемы на заседании Российско-Финляндской рабочей группы по таможенным делам МПК 4-5 сентября 2018 года в г. Мариехамне достигнута договоренность о проработке возможности участия в проекте компаний со средним уровнем риска.

  1. Финляндские участники ВЭД выделяют «проблемы с таможней» в качестве наиболее значимых трудностей в бизнесе с Россией (2-е место после политических рисков, а для компаний-импортеров – 1-е место).

Такие результаты продемонстрировало исследование российско-финляндской торговли, проведенное Финско-Российской торговой палатой весной 2018 года на основании 300 интервью с руководством финляндских компаний, ведущих бизнес в России.

На заседании Российско-Финляндской рабочей группы по таможенным делам 4-5 сентября 2018 г. в г. Мариенхамне отмечено, что, основываясь на результатах проведенного исследования невозможно сделать вывод о конкретных проблемах с таможенным оформлением, имеющихся у компаний, так как опрос имеет общий характер.

Для решения данной проблемы достигнута договоренность провести консультации с Финско-Российской торговой палатой с целью получения более детализированной информации по вышеуказанным проблемам в будущих исследованиях.

Ярким примером взаимодействия ФТС России с Таможней Финляндии является урегулирование вопроса обеспечения уплаты таможенных платежей при временном ввозе лизинговых транспортных средств в Российскую Федерацию. В сентябре 2018 года таможенные службы России и Финляндии совместно решали вопрос, касающийся обеспечения уплаты таможенных платежей в связи с временным ввозом в Россию транспортных средств, зарегистрированных в Финляндии.

По причине нарушения иностранными физическими лицами условий временного ввоза ТСЛП выявлена и не взыскана задолженность по уплате таможенных платежей, пеней на сумму 8,8 млрд. рублей, из нее задолженность граждан Литвы составляет 2 336,7 млн. рублей (27%), граждан Латвии – 810,3 млн. рублей (9%), граждан Эстонии – 675,3 млн. Рублей (8%), граждан Германии — 578,4 млн. рублей (7%), граждан Финляндии – 114,9 млн. рублей (1%).

Это послужило основанием для внесения изменений в российское законодательство, поскольку нарушения иностранными лицами условий временного ввоза транспортных средств является для ФТС России одной из острых проблем, особенно на прибалтийском направлении.

Так, в соответствии со статьей 193 (пункт 5.2) Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ в соответствии с которой требуются обеспечительные меры (залог) в случае временного ввоза в ФР физическим лицом, не имеющим постоянного места жительства в государстве-члене Евразийского экономического союза (далее – Союз), транспортного средства для личного пользования (далее – ТСЛП), зарегистрированного в иностранном государстве и принадлежащего на праве собственности физическому или юридическому лицу, в собственности которого уже находятся транспортные средства для личного пользования, ранее ввезенные на таможенную территорию Союза и находятся под таможенным контролем.

В начале сентября данная норма практически «парализовала» автомобильные поездки граждан Финляндии в Россию. На сегодняшний день в Финляндии примерно 500 тыс. транспортных средств (около половины всего нового автопарка) приобретены финляндскими гражданами на заемные средства кредитных организаций (банки и т.п.). Если один «кредитный» автомобиль временно ввозится в Россию, то в отношении всех последующих транспортных средств, принадлежащих этой организации и въезжающих в РФ, граждане Финляндии или кредитная организация должны оставлять российским таможенным органам денежное обеспечение.

На сегодняшний день сторонами согласован перечень из 25 финляндских финансовых компаний, охватывающих более 50% всех кредитованных в Финляндии автомобилей, в отношении которых таможенными органами РФ не взимается денежное обеспечение по уплате таможенных платежей. Установленный законом механизм денежного обеспечения действует для въезжающих в Россию граждан Финляндии, если их транспортные средства принадлежат иным организациям.

Таким образом, благодаря высокому уровню взаимодействия и доверия между таможенными службами России и Финляндии оперативно было найдено приемлемое решение.

Подводя итог, можно охарактеризовать взаимодействие ФТС России с Таможней Финляндии как активное, плодотворное и разностороннее. Сотрудничества осуществляется по различным направлениям на всех уровнях, включая центральный, региональный и приграничный. Результаты совместной работы положительно отражаются на функционировании пунктов пропуска российско-финляндского участка государственной границы, времени совершения таможенных операций, выявлении нарушений таможенного законодательства.

Вместе с тем, существует ряд вопросов, требующих дополнительной проработки и поиска решений. Однако, учитывая созданные условия и отлаженный механизм взаимодействия, нет сомнений в том, что совместная работа ФТС России и Таможни Финляндии позволит решить поставленные задачи и вывести сотрудничество таможенных администраций на новый уровень.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 49. Ст. 7524.
  2. Соглашение между Правительством Финляндской Республики и Правительством Российской Федерации о торговле и экономическом сотрудничестве от 20.01.1992 // СПС «Гарант».
  3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 11.03.1994 // СПС «Гарант».
  4. Таможенная служба Российской Федерации в 2018 году // Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России 29 февраля 2008 года. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/06_Federalnaya_tamozhennaya_sluzhba_v_2018_godu.pdf (дата обращения 07.05.2019).